Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Полнотекстовый поиск:
Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

О. Грунин
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ.
Цена: 42 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Российское предпринимательское право
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      В предлагаемом учебном пособии рассмотрены сущность и составные элементы экономической безопасности предприятия. Раскрыты источники опасностей и основные угрозы, показаны стратегические направления обеспечения безопасности предприимательской деятельности. Предназначено для студентов экономичесих и юридических вузов.
     
     
      Содержание
     
      Введение
      Глава 1. Общие положения теории безопасности и их использование для анализа безопасности предпринимательской деятельности
      Глава 2. Сущность и система экономической безопасности предприятия
      Глава 3. Источники опасностей и основные угрозы экономической безопасности предприятия
      Глава 4. Опыт зарубежных государств в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности
      Глава 5. Хозяйственный риск и его влияние на экономическую безопасность предприятия
      Глава 6. Система и методы анализа и управления хозяйственным риском
      Глава 7. Основные направления обеспечения защищенности и предотвращения угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов
      Глава 8. Компьютерная безопасность как составной элемент экономической безопасности бизнеса
      Заключение
      Литература
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
      Глава 1
      Общие положения теории безопасности и их использование для анализа безопасности предпринимательской деятельности
      Проблемы обеспечения безопасности страны, государственной безопасности, безопасности на уровне региона и предприятия достаточно сложны, так же как и все те процессы, которые происходят сегодня в нашем обществе. Они связаны с реформой в политической, экономической, социальной, духовной областях. Проблемы формирования правового государства, перестройки политической системы общества требуют переосмысления концепций безопасности страны, государственной безопасности, экономической безопасности как определенной формы ее выражения.
      В условиях экономики переходного периода организации, получившие широкую хозяйственную самостоятельность, столкнулись с необходимостью принципиально новых подходов к обеспечению собственной экономической безопасности, что потребовало коренного преобразования всей системы защиты экономических интересов.
      В процессе становления рыночных отношений, создания правовой основы цивилизованного предпринимательства, усиления недобросовестной конкуренции и криминализации отдельных сегментов экономики основная тяжесть этих проблем легла на предприятия, которые во многих случаях оказались не подготовленными к их решению. В этой связи возникает насущная необходимость в научной и практической разработке данной проблемы, понимании сущности понятий безопасности в целом и экономической безопасности в том числе.
      Существует множество критериальных признаков выделения тех или иных видов безопасности. Так, исходя из воздействий природных, технических и социальных деструктивных сил, выделяют: геобиофизическую безопасность, которая призвана обеспечить защищенность как человеческого общества, так и производства и техники от вредного воздействия природных факторов; техническую, или техногенную, безопасность, призванную обеспечить защиту людей и природы от опасностей, исходящих от современных технических систем (атомных электростанций, вредных химических п
      роизводств, опасных технологий и т. д.); общественную, или социальную, безопасность, обеспечивающую защиту от опасностей и угроз, возникающих в самом обществе и порожденных присущими ему социальными противоречиями.
      По территориальным масштабам, т. е. по размаху возможных негативных последствий, различают: международную безопасность, которая может охватить как в целом весь мир, так и отдельные его регионы; национальную безопасность, ограничивающуюся масштабами страны, ее регионами или территориальными образованиями; частную безопасность, охватывающую отдельные производственные или иные коллективы и личность или домашнее хозяйство.
      Видами безопасности по содержанию, т. е. в зависимости от сфер общественной жизни и направлений человеческой деятельности, являются: военная, политическая, экономическая, экологическая, информационная, культурная, демографическая, научно-техническая и т. д.
      Все виды безопасности тесным образом взаимосвязаны и переплетены, поэтому, к примеру, обеспечение национальной безопасности нельзя ограничивать защитой от воздействия деструктивных социальных сил, должны обязательно учитываться и технические, и природные, и прочие факторы.
      Термин “безопасность” начали употреблять еще в XII веке. Он означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. В России это понятие использовалось редко. Термин “государственная безопасность” здесь был впервые употреблен в “Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия” от 14 августа 1881 г. Понятие “национальная безопасность” ввел в политический лексикон в 1904 г. президент США Теодор Рузвельт.
      Для проникновения в сущность экономической безопасности предприятия необходимо выяснить, что понимать под безопасностью.
      В настоящее время в научной литературе и в отдельных документах, к сожалению, нет единого понимания сущности безопасности. Так, доктор экономических наук В. Л. Тамбовцев считает, что безопасностью следует называть такое состояние субъекта, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-нибудь качеств субъекта, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды невелика (меньше определенного предела)[17. С. 3].
      Авторы хорошо известной работы “Основы экономической безопасности” определяют безопасность как состояние и тенденцию развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз [18. С. 10]. А в ст. 2 закона РФ “О безопасности” сказано, что “безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивн
      ого развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность” [2].
      В данных определениях, как правило, показаны объекты безопасности, а также то, что они должны быть защищены от внутренних и внешних угроз. Но в то же время, по нашему мнению, определение безопасности как состояние защищенности не является конкретным. Из него не следует, какое это состояние, не показана степень защищенности. Следовательно, это определение нуждается в уточнении. Русский язык толкует безопасность как положение, при котором кому-нибудь, чему-нибудь не угрожает опасность (см. “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля, “Слова
      рь русского языка” С. И. Ожегова и др.). Несомненно, что эти положения могут быть взяты за основу определения безопасности, которая представляет такое состояние объекта, при котором ему не угрожает опасность, сохраняется его независимость, надежность, целостность, есть защищенность от опасностей или существующих угроз. То есть безопасность любого исследуемого объекта свидетельствует, что он в состоянии решить стоящие перед ним задачи, а в случае возникновения различного рода непредвиденных обстоятельств, опасностей или угроз в состоянии от них защитит
      ься или восстановить свою работоспособность. Данное понимание безопасности может послужить методологической основой для теоретического обоснования как экономической безопасности государства, региона, так и отдельного предприятия.
      Несомненно, что безопасность, надежность любой системы определяется надежностью самого слабого звена системы безопасности. Поэтому методологически очень важно иметь очень четкое представление о самой системе, а также об инструментарии, который позволил бы определить состояние его составных элементов (звеньев) и выявить наиболее слабые и уязвимые из них.
      Исторический опыт убедительно свидетельствует, что проблемам обеспечения безопасности как общества в целом, так и его граждан, должно уделять особое внимание каждое государство на любом этапе своего развития. В условиях современной России в связи с глубоким экономическим кризисом 90-х гг., появлением новых и обострением существующих внутренних и внешних угроз особое значение приобретает проблема экономической безопасности.
      Стратегия обеспечения экономической безопасности России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации “О безопасности” от 5 марта 1992 г. с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г.; Концепция национальной безопасности Российской Федерации, введенная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 и Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренная Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608, и др.
      Исходя из перечисленных документов Государственная стратегия обеспечения экономической безопасности включает:
      перечень и общую характеристику всей совокупности как внутренних, так и внешних угроз экономической безопасности страны;
      национальные интересы в области экономики, а также критерии и показатели состояния народного хозяйства, отвечающие требованиям экономической безопасности;
      меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.
      Экономическая безопасность — это материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. В настоящее время используется немало различных определений понятия “экономическая безопасность”. Так, в статье “Концепция национальной безопасности России в 1995 г.” отмечается, что экономическая безопасность — это состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути, формы своего экономического развития [19]. Известный ро
      ссийский ученый академик Л. И. Абалкин считает, что экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [20]. А авторы “Основ экономической безопасности” полагают, что национальная экономическая безопасность — это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в це
      лом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов [18].
      По нашему мнению, экономическая безопасность представляет собой такое состояние народного хозяйства, которое позволяет удовлетворить всю совокупность реальных, действительных экономических потребностей общества, обеспечивает его экономическую независимость, стабильное и устойчивое развитие, прогресс, достойное равноправное положение в мировом хозяйстве, надежную, т. е. не позволяющую скатываться за критический предел, защищенность от внутренних и внешних угроз и влияния непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.
      Таким образом, когда речь идет об экономической безопасности государства, то кратко мы можем сказать, что она состоит в способности народного хозяйства развиваться в устойчивом расширенном масштабе; удовлетворять реальные экономические потребности общества на уровне не ниже критического предела, обеспечивать экономическую независимость государства, противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам.
      В последние годы в экономической теории проблемы экономической безопасности рассматриваются довольно часто, но в основном односторонне и по устоявшемуся шаблону. Экономическая безопасность государства должна быть представлена как целостная, единая целенаправленная система. Такой подход позволит не только четко представить систему экономической безопасности государства, но и послужит методологической основой для рассмотрения экономических систем региона, отрасли, предприятия, домашнего хозяйства, личности.
      При рассмотрении системы экономической безопасности государства необходимо опереться на важнейшие теоретические положения общей теории систем. Система как отграниченное множество взаимосвязанных элементов имеет свои качественные характеристики, а именно: множественность элементов и их тесную диалектическую связь, совместимость элементов, а также присутствие в системе именно таких элементов, которые позволяют получить новое системное качество, или, как принято называть в общей теории систем, эмерджментных свойств; внутреннюю целостность сис
      темы; относительную отграниченность от других систем.
      Упорядочивающим фактором системы экономической безопасности, позволяющим определить совместимость и состав ее элементов, является причастность каждого из них к получению конечного результата. Для определения составных элементов системы экономической безопасности мы должны четко определить конечную цель обеспечения экономической безопасности. Как отмечалось ранее, для обеспечения экономической безопасности государства необходимо добиться того, чтобы экономическая система государства находилась в состоянии, способном развиваться в устойч
      ивом расширенном масштабе, была способна удовлетворять реальные экономические потребности общества на уровне не ниже критического предела, обеспечивать экономическую независимость государства, противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам.
      Для обеспечения экономической безопасности в систему экономической безопасности должны войти: объект безопасности, субъекты безопасности, механизм обеспечения безопасности и практические действия по обеспечению безопасности.
      Объект — это то, на что направлены действия субъекта по обеспечению его безопасности. В настоящее время в экономической литературе нет четкости в понимании и однозначной трактовке объектов экономической безопасности. Чаще всего к ним относят личность, общество, государство, иногда некоторые элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
      Реально, когда мы не говорим об экономической безопасности государства, региона, отрасли и т. д., мы имеем в виду ту материальную основу, которая выступает базой для удовлетворения экономических потребностей. Поэтому объектами безопасности на различных иерархических уровнях выступают: экономическая система государства, отрасль народного хозяйства, экономика региона, фирма или предприятие любой организационно-правовой формы как хозяйствующий субъект, домашнее хозяйство, личность.
      Элементы экономической системы государства как объект его экономической безопасности могут быть представлены по различным квалификационным признакам, например исходя из содержания и характера возникающих в ней отношений, отраслевой или территориальной принадлежности, роли или места в создании конечного результата и т. д. Так, исходя из содержания и характера возникающих в ней отношений экономическая система общества представляет собой единство трех взаимосвязанных элементов: производительных сил, производственных отношений и экономической
      надстройки, функционирующих с целью создания благ, необходимых для воспроизводства общества, удовлетворения его потребностей.
      Субъекты безопасности — те организации, государственные институты, службы, отдельные личности (оперативные работники, частные детективы, сотрудники служб безопасности и т. п.), которые обеспечивают безопасность объекта на основе практических действий при введении в действие механизма обеспечения безопасности и организации практических действий.
      В соответствии с существующими правовыми актами, основными субъектами и органами обеспечения безопасности России являются:
      Президент Российской Федерации;
      Совет Безопасности Российской Федерации, в состав которого входят Управление Экономической безопасности с соответствующими отделами, работающими на постоянной основе, и межведомственные комиссии, создаваемые по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основах;
      Совет обороны;
      Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), которые в своем составе имеют Комитет Совета Федерации по вопросам безопасности и Комитет Государственной Думы по безопасности;
      Правительство РФ;
      Законодательные и исполнительные органы субъектов Федерации;
      Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
      Министерство обороны РФ;
      Министерство иностранных дел РФ;
      Комитет при Президенте РФ по политике информатизации (Роскоминформ);
      Гостехкомиссия при Президенте РФ;
      Министерство внутренних дел РФ;
      Прокуратура РФ;
      Федеральная служба безопасности, имеющая управление экономической контрразведки;
      Служба внешней разведки;
      Федеральная пограничная служба;
      Федеральное агентство правительственной связи и информатизации;
      Главное управление охраны РФ;
      Государственный таможенный комитет России;
      Федеральная служба налоговой полиции;
      Министерство по налогам и сборам;
      Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;
      Другие министерства и государственные комитеты РФ, которые в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.
      Кроме того, к субъектам безопасности относятся граждане, общественные или иные организации и объединения, обладающие правами по обеспечению безопасности [18].
      Говоря о субъектах и органах обеспечения экономической безопасности, следует заметить, что государственная система экономической безопасности в СССР выстраивалась десятилетиями. “Железный занавес” защищал от чуждого влияния не только идеологию, но и социалистическую собственность. Потенциальный противник с середины 30-х гг. виделся руководителям государства только извне. Внутренние угрозы существовали всегда, но они не воспринимались всерьез, хотя тоже не оставались без внимания со стороны компетентных органов [21].
      Очень важным составным элементом системы безопасности является механизм обеспечения экономической безопасности. Реализация возможностей по обеспечению экономической безопасности государства находится под влиянием целой гаммы факторов: экономических, политических, психологических, научно-технических, социальных и т. д. Под факторами реализации возможностей по обеспечению экономической безопасности понимают такие причинно-следственные связи, существующие в системе обеспечения безопасности, которые выступают движущими силами, побудительным
      и мотивами превращения возможности в действительность и максимизации усилий в использовании внутренних резервов.
      Реализация возможностей по обеспечению экономической безопасности происходит в определенной последовательности, протекает как объективный процесс, подчиненный определенным закономерностям. Выяснение причинно-следственных связей, последовательности протекания событий по обеспечению экономической безопасности, влияния различных факторов на эти события дают возможность определить концептуальную модель — механизм обеспечения экономической безопасности. Он представляет собой теоретическое обоснование последовательности происходящих собы
      тий по обеспечению экономической безопасности. Это своего рода условный образ, схема динамики обеспечения экономической безопасности, включающая несколько логически последовательных звеньев. Он является теоретическим отображением, представляющим результат познания тех событий, явлений, которые происходят в реальной действительности.
      Формирование механизма обеспечения экономической безопасности — дело очень сложное. Важнейшим его составным элементом выступает необходимость определения потребностей в обеспечении экономической безопасности. В настоящее время наука рассматривает категорию “потребность” не только как определенное состояние нехватки, нужду, дискомфорт, полагание отсутствующего необходимым, но и как отношение необходимого соответствия между нормальным функционированием, развитием организма или протеканием жизненного процесса и условиями или мерой условий
      этого функционирования. В “Философской энциклопедии” отмечается, что потребность — это “состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности” [22. С. 327–328].
      Потребности обеспечения экономической безопасности формируются под влиянием целого ряда факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, прогнозируемых и непредсказуемых и т. д. В концентрированном виде они могут выступать как деструктивные, оказывающие влияние на экономическую безопасность. В современной науке выделяют несколько степеней деструктивных факторов:
      появление зоны риска — вероятность возникновения обстановки, способной породить опасность;
      вызов — провокационные действия или средство давления;
      опасность — реальная возможность причинить зло, нанести ущерб;
      угроза — намерение нанести ущерб.
      В настоящее время для обоснования четких и наиболее значимых путей укрепления экономической безопасности и определения тех сил, которые ее обеспечивают, очень важно выделить наиболее важные современные опасности и угрозы.
      Основой организации, планирования и осуществления практических действий всей системы обеспечения экономической безопасности являются анализ концепции угрозы, оценка характера реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. Система реальных и потенциальных угроз не является постоянной, и такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для экономической безопасности.
      Анализ литературы, посвященной данной проблематике, показывает, что в общей системе угроз авторы выделяют, как правило, два аспекта — внутренний и внешний. Так подразделяют угрозы В. И. Ярочкин [23], А. Г. Шаваев [24]. Аналогичный классификационный признак используется и в основных официальных документах: “Концепция национальной безопасности”, “Государственная стратегия экономической безопасности РФ” и др. [3–4]. Более широкий подход к классификации угроз предлагает В. В. Шлыков, классифицируя угрозы экономической безопасности по вероятности наступлени
      я, возможности прогнозирования, величине ущерба, объекту посягательства, природе и месту возникновения [25].
      Одним из важных переходов к анализу угрозы является классификация и ранжирование угроз по их характеру и степени той опасности, которую они представляют. При такой классификации угроз могут использоваться различные признаки.
      Угрозы экономической безопасности можно классифицировать:
      по источнику угрозы (внутренние — источник на территории РФ, внешние — источник расположен за границей государства);
      по природе возникновения угроз (вызванные политикой государства, инициированные иностранными государствами, исходящие от криминальных структур, исходящие от конкурентов, исходящие от контрагентов);
      по вероятности реализации (реальные — могут осуществляться в любой момент времени, потенциальные — могут реализоваться в случае формирования определенных условий);
      по отношению к человеческой деятельности (объективные — формируются независимо от целенаправленной деятельности, субъективные — создаются сознательно, например, разведывательной, подрывной и иной деятельностью, организованной преступностью);
      по объекту посягательства (информации, финансам, персоналу, деловому реноме);
      по возможности прогнозирования (прогнозируемые на уровне хозяйствующего субъекта и неподдающиеся прогнозу);
      по последствиям (всеобщие — отражаются на всей территории Российской Федерации или большинстве ее субъектов, локальные — отображаются на отдельных объектах);
      по величине нанесенного (ожидаемого) ущерба (катастрофические, значительные, вызывающие трудности).
      При такой классификации угроз на конкретном этапе экономического развития могут выделяться определенные “приоритеты безопасности”, которые не являются постоянными и могут претерпевать значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время в условиях глубокого кризиса главная угроза экономической безопасности Российской Федерации находится во внутренней сфере и определяется внутренними проблемами социально-экономического, политико-правового, этнического, экологического и иного плана.
     
      Это приводит к тому, что система угроз безопасности представляет собой динамическую систему причинно-следственных связей с большим числом контуров, обратных связей, наличие которых может значительно усиливать результаты реализации какой-либо конкретной угрозы безопасности. Эта особенность ярко проявляется на современном этапе развития государства, характеризующемся наличием большого числа локальных угроз и быстро нарастающими кризисными ситуациями вследствие их взаимодействия. Рассмотренная классификация угроз безопасности в их взаимодей
      ствии и динамическом развитии однозначно приводит к выводу о необходимости комплексного, системного подхода к решению вопросов обеспечения экономической безопасности на любом уровне управления, будь то государство, регион или отдельное предприятие.
      Исследование угроз экономической безопасности показывает, что единого мнения по их определению нет [4]. В концентрированном виде в качестве официально сформулированной доктрины мнения изложены в “Концепции национальной безопасности” и “Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации”. На основе анализа официальных документов, имеющихся в этой области научных разработок и публикаций, назовем наиболее актуальные и значимые, с нашей точки зрения, угрозы и опасности.
      С методологической точки зрения, по нашему мнению, следует сделать одно принципиальное уточнение. В подавляющем большинстве официальных документов, научной и учебной литературе, когда речь идет об обеспечении безопасности того или иного объекта, как правило, имеется в виду угроза экономической безопасности. Несомненно, что угроза — это намерение нанести ущерб. Она является одним из самых опасных деструктивных факторов безопасности, но — перечисление угроз входят, как правило, и другие деструктивные факторы и, прежде всего, опасности. Поэтому с тео
      ретической точки зрения правомерно выделять опасности и угрозы безопасности.
      В “Государственной стратегии экономической безопасности РФ” отмечается, что в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и странах СНГ в своих экономических и политических интересах [4].
      Для того чтобы противостоять давлению извне и своевременно предотвратить реальные внешние опасности и угрозы, их необходимо четко выявить. Наиболее серьезными в современных условиях, по нашему мнению, являются:
      значительный внешний долг и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение, а также усиление попыток использовать его в качестве давления при принятии важнейших экономических и политических решений;
      усиливающееся завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России и, как следствие, возрастание зависимости нашей страны от импорта многих, в том числе и стратегических видов товаров;
      дискриминационные меры ряда международных организаций и зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях с Россией, протекционистская политика по отношению к нашей стране, вытеснение российских предприятий с традиционных внешних рынков, особенно военной и машиностроительной продукции;
      скупка иностранными фирмами наших предприятий с целью контроля над ними и создания условий для обеспечения собственного успеха в конкурентной борьбе как на внешнем, так и на внутреннем рынках;
      необустроенность таможенной границы и недостаточный экспортный и валютный контроль;
      неразвитость инфраструктуры экспортно-импортных операций и т. д.
      В последние годы особую важность для экономической безопасности государства представляют внутренние опасности и угрозы. К ним следует отнести:
      глубокий спад производства валового внутреннего продукта за годы реформ в 90-е гг.;
      резкий спад инвестиций в сферу производства, преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность;
      разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики, старение производственной базы;
      увеличение имущественной дифференциации населения, роста числа людей, живущих на уровне бедности, безработица, задержки с выплатой зарплат и пенсий, социальная напряженность;
      структурная и отраслевая деформированность российской экономики, усиление топливно-сырьевой направленности экономики, свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности;
      отставание разведки запасов полезных ископаемых от масштабов их добычи;
      низкая конкурентная способность отечественной продукции;
      возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, нарушение производственно-технических связей между предприятиями и межотраслевого баланса народного хозяйства;
      высокий уровень монополизации экономики, особенно естественных монополий;
      кризис денежной и финансово-кредитной систем; сохранение инфляционных процессов;
      несовершенство механизмов формирования экономической политики, лоббизм при принятии экономических решений;
      негативная политика в сфере приватизации, резкое занижение стоимости приватизируемых объектов;
      криминализация экономики, рост коррупции, сращивание некоторых чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению частью производства и их проникновение в различные властные структуры, ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли; сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и т. д.
      Особую опасность для государства представляет теневая экономика.
      Теневая экономика имеет очень древнюю историю. Известно, что еще в античном мире свободные граждане Афин считали уплату налогов печатью рабства, унижением их достоинства. Они сами предпочитали брать дань с покоренных народов и даже со своих союзников.
      А уклонение от уплаты налогов — это одна из форм проявления теневой экономики.
      Масштабы и разнообразие форм существования теневой экономики в наши дни значительно больше. Она охватила практически все сферы общественного производства и имеет место во всех странах мира. Это связано с тем, что причины, ее порождающие, весьма разнообразны: экономические, политические, социальные, психологические, моральные, криминальные и т. д.
      Теория теневой экономики в наших экономической и юридической науках разработана пока недостаточно, так как исследование в основном ведется лишь в последние годы, с переходом нашей страны к рыночной экономике. В административно-командной системе ее существование умалчивалось. Считалось, что это явление присуще только капитализму, а социалистический экономический базис не может нести в себе противоречий, на которых существует теневая экономика. Наличие “черного рынка”, подпольного, незаконного производства объявляли наследием капитализма или пр
      оисками врагов народа, с которыми необходимо вести беспощадную борьбу.
      Западная научная мысль уделяла этой проблеме значительное внимание. Ее разработке посвящены сотни научных работ, в которых раскрывается сущность теневой экономики, ее структура, методы определения масштабов, способы борьбы. В последние годы эти проблемы разрабатываются и отечественными учеными.
      Экономика общества имеет составляющие: официальную и неофициальную (теневую). Официальная экономика — это та часть народного хозяйства, которая функционирует по существующим в государстве законам. Ее деятельность учитывается, контролируется и регулируется соответствующими государственными институтами.
      Существование теневой экономики обусловлено корыстными целями, желанием путем организации подпольного производства, незаконной перепродажи товаров и услуг, сокрытия доходов, использования механизмов недобросовестной конкуренции и монополизма получить дополнительный, как правило скрытый от уплаты налогов доход. Нередко в положении теневика оказываются и обычные предприниматели, которые под гнетом налогового пресса и таможенных пошлин вынуждены скрывать часть своих доходов для элементарного выживания и сохранения хотя бы минимальных возмож
      ностей для развития производства. Появлению теневой экономики способствуют и несовершенство законодательной базы, нахлынувший в экономику поток криминальных элементов, боссов уголовного мира, коррумпированность части бюрократии и многое другое.
      Из представленной схемы видно, что процесс производства охватывает первый и второй блоки (“скрытая” и “неформальная”). Поэтому при расчете масштабов теневого сектора рассчитываются именно эти две составляющие. Третий блок — это криминальная, антизаконная деятельность, где происходит лишь перераспределение ранее созданного продукта.
      Согласно исследованию, проведенному Фридрихом Шнайдером и Домеником Энста [50], теневой сектор есть практически в любой стране, а его размеры во многом определяются тем, какой в стране экономический порядок, где сильнее власть, лучше законодательная база и управляемость (табл. 1).
      Нелегальная (криминальная) экономика, разлагая общество, нанося ему невосполнимый вред, приносит огромные доходы преступникам. По данным “Таможенных ведомостей”, в 1998 г. оборот наркотиков в России составил $2,4 млрд. На долю Санкт-Петербурга приходилось 23%. В 2000 г. величина наркооборота могла составить $656,1 млн. Только от одного героина наркодельцы Санкт-Петербурга получили чистую прибыль, равную $7–8 млн [53].
      Существование теневой экономики наносит огромный ущерб обществу, представляет угрозу национальным интересам и национальной безопасности государства. Все это заставляет общество, правоохранительные органы вести решительную борьбу с “тенью”.
      Несомненно, для обеспечения экономической безопасности государства, предотвращения существующих опасностей и угроз или устранения последствий их воздействия необходимо, чтобы экономическая система государства была способна удовлетворить всю гамму экономических потребностей общества. В основе экономических потребностей лежат материальные условия жизни людей и условия производственной деятельности. Удовлетворение экономических потребностей должно создать материальные условия жизнедеятельности человеческого общества, его духовной жизни,
      воспроизводить как вещные, так и личные факторы производства.
      К экономическим потребностям относятся:
      потребности в материальных благах, т. е. блага производственного и потребительского назначения (станки, машины, оборудование, пища, жилище, одежда и т. д.);
      потребность в услугах;
      потребности в энергии, тепле, пространственном перемещении вещей и людей;
      потребности в научных разработках в интересах экономики;
      потребности в условиях, способствующих воспроизводству рабочей силы;
      потребность в продуктах труда, являющихся материальной основой производительной и социальной инфраструктуры.
      Экономические потребности — это своего рода спрос общества к экономической системе. Размеры и структура этих потребностей не однородны.
     

Экономическая безопасность организации. / О. Грунин - СПб: Питер, 2002. - 160 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |