Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Полнотекстовый поиск:
Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

В. Вандышев
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.
Цена: 70 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      Предлагаемле учебное пособие позволит в доступной и краткой форме познакомить ст удентов с действующим законодательством, обеспечит их методическими рекомендациями по самостоятельному изучению российского уголовного процесса и поможет подготовиться к сдаче курсового и государственного экзамена.
     
     
      Содержание
      Предисловие
      Лекция 1. Общие методические рекомендации
      Раздел I . Общие положения уголовно-процессуальной теории и законодательства
      Лекция 2. Понятие, сущность и задачи российского уголовного процесса
      Лекция 3. Принципы уголовного процесса
      Лекция 4. Участники (субъекты) уголовного процесса
      Лекция 5. Гражданский иск в уголовном процессе
      Лекция 6. Процессуальные документы, сроки и судебные издержки
      Лекция 7. Доказательства и доказывание в уголовном процессе
      Лекция 8. Меры уголовно-процессуального принуждения
      Раздел II. Предварительное досудебное производство
      Лекция 9. Возбуждение уголовного дела
      Лекция 10. Досудебная подготовка материалов
      Лекция 11. Следственные действия
      Лекция 12. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения
      Лекция 13. Приостановление производства по уголовному делу
      Лекция 14. Окончание предварительного расследования
      Лекция 15. Протокольная форма досудебной подготовки материалов
      Лекция 16. Надзор и контроль над исполнением законов при досудебной подготовке материалов
      Раздел III. Производство в судебных стадиях
      Лекция 17. Подсудность
      Лекция 18. Назначение судебного заседания (предание обвиняемого суду)
      Лекция 19. Судебное разбирательство
      Лекция 20. Производство у мирового судьи
      Лекция 21. Производство в суде присяжных
      Лекция 22. Постановление и провозглашение приговора
      Лекция 23. Пересмотр приговоров, определений, постановлений, не вступивших в законную силу
      Лекция 24. Исполнение приговора
      Лекция 25. Производство в порядке судебного надзора
      Лекция 26. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам
      Раздел IV. Особые производства
      Лекция 27. Особенности производства по делам несовершеннолетних
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
      Лекция 1. Общие методические рекомендации
      Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) — специальная юридическая учебная дисциплина, являющаяся профилирующей в средних и высших учебных заведениях. Профилирующее значение этой дисциплины определяется широтой подготовки специалистов в области юриспруденции. Автор по-прежнему придерживается позиции, в соответствии с которой юрист должен быть профессионалом широкого профиля, специализация которого будет зависеть от предрасположенности его свойств личности и сложившихся жизненных обстоятельств.
      Разумеется, знание уголовного процесса прежде всего необходимо студентам учебных заведений министерств и ведомств, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью или судебное разрешение уголовно-правовых споров. Выпускникам этих заведений приходится в повседневной деятельности самостоятельно принимать решения по сложным юридическим вопросам в условиях дефицита времени и информации, осуществлять следственные и судебные действия, порядок производства которых урегулирован законом, применять разнообразные меры процессуального принуждения. Однако кадры этих министерств и ведомств пополняются также выпускниками коммерческих вузов. Поэтому глубокое усвоение теории уголовного процесса, уголовно-процессуального законодательства и практики его применения — обязательное условие эффективности практической деятельности, правильного применения и строжайшего соблюдения уголовно-процессуального закона.
      Уголовный процесс — одна из сложнейших учебных дисциплин. Трудности ее изучения обусловлены, на мой взгляд, следующими обстоятельствами.
      Во-первых, как и все юридические дисциплины, уголовный процесс носит в определенной мере абстрактный характер, ибо законодательство, с одной стороны, регулирует общественные отношения и правоотношения, а с другой — широко использует оценочные категории, допускающие субъективное суждение.
      Во-вторых, все темы учебного курса тесно взаимосвязаны друг с другом и составляют органичное единство; каждая в отдельности и тем более в совокупности с другими, они обладают системностью и внутренней логикой. Поэтому нельзя изучать стадии уголовного процесса, не усвоив понятие стадий уголовного судопроизводства в целом; вряд ли есть смысл начинать изучение стадии пересмотра не вступивших в законную силу судебных актов, не разобравшись в сущности и содержании судебного разбирательства в суде первой инстанции. Можно обоснованно утверждать, что при изучении норм Особенной части уголовного процесса следует постоянно обращаться к общим положениям, сформулированным в нормах Общей части уголовно-процессуального законодательства, или хотя бы просто иметь их в виду. Отсюда следует вывод о том, что нужна постоянная и строгая последовательность в изучении предусмотренного программой учебного материала.
      В-третьих, уголовный процесс — установленный уголовно-процессуальным законом определенный порядок принятия процессуальных решений и производства процессуальных действий. Этот порядок включает в себя условия, основания, последовательность и иные правила, четко урегулированные законом. Поэтому изучение уголовного процесса предполагает достаточно развитую память, ибо значительная часть учебного материала требует элементарного запоминания.
      В связи с этим студентам рекомендуется заниматься изучением уголовного процесса регулярно, последовательно переходя от менее сложных к более сложным темам курса, от разрозненных представлений — к системному видению всего курса уголовного судопроизводства.
      При изучении уголовного процесса студентам следует устанавливать связь его содержания с ранее пройденным учебным материалом и обращаться к темам ранее изученных дисциплин. Необходимо помнить о единстве правового пространства. В этом плане особую помощь в изучении уголовного процесса могут оказать знания тем из теории государства и права, правоохранительных органов, гражданского процесса и других смежных дисциплин. Очевидно, что вопросы об уголовно-процессуальных отношениях, нормах уголовно-процессуального законодательства, науке уголовного процесса и некоторых других социально-правовых явлениях проще усвоить, если обратиться к общетеоретическим правовым концепциям, на основе которых рассматривается специфика соответствующих явлений в уголовном судопроизводстве.
      В основе изучения уголовного процесса должна лежать соответствующая программа. Значение программы состоит в том, что она определяет объем знаний по учебной дисциплине, которым должен обладать каждый студент по завершении обучения. Она играет роль ориентира не только для студентов, но и для преподавателей. В частности, вопросы в экзаменационных билетах могут быть сформулированы лишь в рамках учебного материала, предусмотренного соответствующей программой.
      Студентам необходимо присутствовать и активно трудиться на всех лекциях и других учебных занятиях по уголовному процессу, тщательно, добросовестно готовиться к каждому виду занятий, своевременно выполнять контрольные, курсовые и иные задания, установленные учебной программой и тематическим планом.
      Студенты должны уяснить, что основной формой изучения любого материала является самостоятельная работа. Во главу угла самостоятельного изучения уголовного процесса следует положить кропотливую работу по усвоению первоисточников: текстов Конституции РФ, уголовно-процессуальных и иных законов, международных договоров. В уяснении буквы и духа законов несомненную помощь окажут постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы и инструкции генерального прокурора РФ, министра внутренних дел РФ. Вестники (бюллетени) этих органов содержат анализ следственной и судебной практики как в обобщенном, так и в конкретном виде. Систематизированная следственная и судебная практика находится в различного рода сборниках и журналах. Лучшему усвоению содержания курса способствует регулярное ознакомление с трудами, публикуемыми в журналах “Государство и право”, “Правоведение”, “Законность”, “Российская юстиция” и некоторых других.
      Надлежащее изучение уголовного процесса невозможно без обращения к научной литературе. Особое значение в период реформирования уголовно-процессуального законодательства приобретает ознакомление с научными статьями, ибо только они оперативно реагируют на изменения в законодательстве. Однако их изучение должно базироваться на трудах известных российских процессуалистов XIX и ХХ веков. Студентам необходимо знать имена и труды Н. С. Алексеева, Л. Б. Алексеевой, В. П. Божьева, С. И. Викторского, Т. Н. Добро-вольской, А. М. Ларина, В. З. Лукашевича, В. П. Нажимова, Н. Н. Полянского, В. М. Савицкого, М. С. Строговича, Я. И. Фойницкого, М. А. Чельцова-Бебутова, П. С. Элькинд и других известных процессуалистов. При изучении научных трудов студентам следует запоминать дискуссионные точки зрения и определять к ним собственное отношение.
      Студент, стремящийся сделать правоведение своей основной профессией, не может обойтись без собственной юридической библиотеки, которая должна постоянно пополняться. В библиотеке целесообразно иметь основные законодательные акты (УК РФ, УПК РСФСР, КоАП РСФСР, ГК РФ, ГПК РСФСР, АПК РФ, КЗоТ РСФСР), некоторые монографии и учебные пособия, отдельные журналы и подшивку “Российской газеты”, в которой публикуются официальные законодательные акты и иные нормативные правовые акты.
      Изучение курса уголовного процесса завершается сдачей экзамена. Курсовой и (или) государственный экзамен является подведением итога изучения теории уголовного процесса, уголовно-процессуального законодательства и уголовного процесса как правоотношений и деятельности органа расследования, прокурора и суда. Подготовка к экзаменам требует максимальной концентрации воли и внимания, напряжения физических и интеллектуальных сил, аналитического подхода к учебному материалу курса. В ее содержание входит повторение пройденного материала с учетом изменений в уголовно-процессуальном законодательстве и углубление знаний путем интеграции знаний Общей и Особенной частей уголовно-процессуального права.
      В период подготовки к экзамену студентам необходимо систематизировать всю совокупность знаний, полученных как по уголовному процессу, так и по другим смежным учебным дисциплинам (прежде всего по уголовному праву, судоустройству и правоохранительным органам и т. д.).
      О достаточной степени готовности к экзамену обычно свидетельствуют:
      1. свободное владение уголовно-процессуальной терминологией;
      2. наличие системного представления о сущности и содержании уголовного судопроизводства;
      3. знание известных российских процессуалистов и их основных работ;
      4. ориентация в принципиальных дискуссионных точках зрения уголовно-процессуальной теории.
      Экзамены слушатели сдают, как правило, по билетам. Ответы на вопросы билетов должны быть ясными, логичными и предельно конкретными. При ответе следует широко использовать статистические и социологические данные, обращать внимание на дискуссионные вопросы и предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, делая ссылку на их авторов. Студенты должны показать на экзамене умения и навыки применения конкретных уголовно-процессуальных норм в различных жизненных ситуациях. В связи с этим студентам необходимо заранее продумать и привести при ответе один-два примера из собственной практики, практики коллег или из литературных и других источников, а также быть психологически готовыми к разрешению ситуации, предложенной на экзамене преподавателем.
      Многолетний опыт приема экзаменов по уголовному процессу показывает, что студенты и слушатели достаточно слабо усваивают, к сожалению, значительный круг вопросов, относящихся к Общей части уголовно-процессуального права. К ним можно отнести, в частности, следующие вопросы:
      1. понятие стадий уголовного процесса и общая характеристика их системы;
      2. понятие основных уголовно-процессуальных явлений (уголовно-процессуальной формы, гарантий, правоотношений и т. п.);
      3. понятие гражданского иска в уголовном судопроизводстве и его сторон;
      4. понятие доказательств и их классификация;
      5. характеристика отдельных видов доказательств;
      6. сущность, принципы и правила оценки доказательств;
      7. применение мер пресечения к подозреваемому, обвиняемому, порядок их обжалования и порядок рассмотрения жалоб на незаконность и обоснованность применения заключения под стражу или продления срока содержания под стражей;
      8. формы окончания предварительного расследования.
      В Особенной части уголовно-процессуального права студенты явно недостаточно усваивают темы, связанные с:
      поводами и основаниями к возбуждению уголовного дела и обстоятельствами, указывающими на необходимость отказа в возбуждении дела или целесообразность прекращения дела;
      формами и видами досудебного производства;
      сроками расследования и содержания под стражей в стадии предварительного расследования и судебного разбирательства;
      сущностью следственных действий и порядком их осуществления;
      сущностью и содержанием отдельных судебных стадий;
      производством у мирового судьи и в порядке апелляции;
      историческими формами уголовного судопроизводства.
      Очевидно, что студентам необходимо обратить особое внимание на изучение перечисленных вопросов.
      Настоящие конспекты лекций играют в подготовке студента вспомогательную роль. Они не могут заменить собой первоисточники, к которым автор относит тексты законов, учебники и учебные пособия по курсу уголовного процесса, а также решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
      Раздел I
      Общие положения уголовно-процессуальной теории и законодательства
      Лекция 2. Понятие, сущность и задачи российского уголовного процесса
      2.1. Понятие уголовного процесса и его задачи
      Проблема сущности уголовного процесса — одна из фундаментальных и дискуссионных в уголовно-процессуальной теории. Поэтому в правовой литературе существует множество определений понятия уголовного процесса. При этом выбор позиции по данной проблематике определяется не столько вкусом, сколько мировоззрением, поддержкой тех или иных ценностей в уголовном судопроизводстве.
      Модель российского уголовного процесса нашла отражение в следующих его определениях. Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) — деятельность органа дознания, следователя, прокурора и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовного дела; деятельность соответствующих органов и правоотношения; регламентированный нормами права порядок возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела; надлежащая правовая процедура возбуждения, расследования и разрешения дела и т. п.
      Представляется, что уголовный процесс — урегулированные уголовно-процессуальным законом правоотношения и деятельность его участников при определяющей роли в пределах своих полномочий органа дознания, следователя, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для наступления уголовной ответственности за совершение преступления.
      Вместе с тем содержательное определение понятия уголовного процесса должно отражать его специфические задачи и метод их решения. В самом общем виде уголовный процесс призван решать задачи справедливого наказания виновных и реабилитации невиновных. Методом решения этих задач служит уголовно-процессуальная форма, то есть совокупность процедур, предусмотренных уголовно-процессуальным правом. В связи с этим можно утверждать, что уголовный процесс — надлежащая юридическая форма, в рамках которой устанавливается наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для наступления уголовной ответственности за совершение преступления.
      Юридическая форма регламентируется уголовно-процессуальным правом, которое регулирует общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства. Широко распространено мнение о том, что общественные отношения существуют в уголовном процессе не иначе как в форме правоотношений. Однако некоторые авторы полагают, что фактическое общественное отношение может существовать самостоятельно. В этом случае правовое отношение как взаимосвязь прав и обязанностей по поводу фактического отношения является лишь “посредником” между фактическим общественным отношением и нормой права. Однако в большинстве случаев момент возникновения фактического отношения и правоотношения совпадает, но это не умаляет того факта, что объектом правового регулирования являются фактические общественные отношения.
      Значительная часть процессуалистов считает, что в уголовном процессе основным является императивный метод правового регулирования, то есть метод власти и подчинения. Этот метод имеет принудительный характер и противоположен диспозитивному методу, занимающему в уголовном судопроизводстве скромное место. В рамках диспозитивного метода (лат. dispono — распоряжение) субъект правоотношения обладает полной свободой в распоряжении своими правами.
      Думается, что этот взгляд на механизм правового регулирования не отражает объективных реалий. Этот вывод подтверждается судебным контролем за законностью и обоснованностью решений о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в стадии предварительного расследования. В указанном случае охрана прав личности осуществляется в рамках не двустороннего (императивного или диспозитивного), а трехстороннего правоотношения с учетом судьи. При этом волеизъявления сторон направлены друг к другу не непосредственно по горизонтали (диспозитивный метод) или по вертикали (императивный метод), а по дуге. Таким образом, диалектически “снимаются” диспозитивный и императивный методы, преобразуясь в качественно новый метод, получивший название судопроизводственного (состязательного, арбитрального).
      2.2. Стадии уголовного процесса
      Уголовный процесс приведен в систему с помощью разделения на стадии.
      Стадия уголовного процесса — относительно самостоятельная и необходимая его часть, характеризующаяся специфическими целями и задачами, кругом участников, сроками, действиями и правоотношениями, решениями и документами.
      Традиционно специалисты делят стадии на обычные и исключительные.
      К обычным они относят:
      1. возбуждение уголовного дела;
      2. предварительное расследование;
      3. назначение судебного заседания (предание суду);
      4. судебное разбирательство;
      5. кассационное производство;
      6. исполнение приговора.
      Некоторые названия стадий не отражают современные реалии и не учитывают изменения в законодательстве. Мне представляется, что стадию предварительного расследования следует называть стадией досудебной подготовки материалов, потому что установление обстоятельств совершения преступлений осуществляется не только в форме расследования, но и в протокольной форме. В то же время стадию кассационного производства целесообразно переименовать в стадию пересмотра приговоров, не вступивших в законную силу, поскольку в уголовном процессе появилось апелляционное производство.
      К исключительным относятся стадии производства в порядке судебного надзора и возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
      При изучении стадий уголовного процесса необходимо учитывать следующие обстоятельства.
      1. Обычные стадии называются так потому, что подавляющее большинство уголовных дел поступательно переходит из одной стадии в другую. Исключительными стадии названы потому, что в них предусмотрен исключительный порядок проверки судебных решений, поскольку они вступили в законную силу.
      2. Обычные стадии следуют друг за другом в жесткой последовательности, указанной выше. В порядке исключения может отсутствовать стадия досудебной подготовки материалов по делам частного обвинения. Исключительные стадии жестко не связаны между собой и могут быть реализованы в любой последовательности.
      3. Каждая обычная стадия является, с одной стороны, контрольной применительно к предыдущей, а с другой — подготовительной применительно к последующей стадии.
      4. Уголовный процесс возникает в момент поступления сообщения о преступлении в орган дознания, к следователю или прокурору.
      5. После обращения и приведения приговора в исполнение уголовный процесс не “умирает”, а “дремлет” в ожидании возможного появления оснований для возбуждения производства в исключительных стадиях. При отсутствии этих оснований уголовный процесс по конкретному делу завершается логическим итогом — исполнением вступившего в законную силу судебного решения.
      В соответствии со ст. 2 УПК задачами уголовного судопроизводства являются:
      1. быстрое и полное раскрытие преступлений;
      2. изобличение виновных;
      3. правильное применение любых законов, с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;
      4. предупреждение преступлений;
      5. охрана прав и законных интересов участников процесса, интересов общества и государства;
      6. воспитание законопослушных граждан.
      Для более глубокого уяснения природы, сущности и содержания российского уголовного процесса студентам следует хорошо разбираться в основных уголовно-процессуальных понятиях.
      2.3. Основные понятия уголовно-процессуальной науки
      Уголовно-процессуальное право — отрасль российского права, состоящая из совокупности правовых норм, регулирующих правоотношения и деятельность в сфере уголовного судопроизводства.
      Ниже перечислены источники уголовно-процессуального права.
      1. Конституция РФ. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ ее нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории России.
      2. Международные договоры. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. При этом нужно иметь в виду, что если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
      3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, содержащий подавляющее большинство уголовно-процессуальных норм.
      4. Иные законы, содержащие нормы уголовно-процессуального характера. К ним относятся, в частности, Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, ФЗ “О судебной системе Российской Федерации”, ФЗ “О мировых судьях”, ФЗ “О народных заседателях в судах общей юрисдикции” и некоторые другие.
      В этой же группе находятся законы ранее существовавшего СССР. Условия и пределы их действия определены законом от 24 октября 1990 года “О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР”.
      В правовой литературе советского периода аксиомой считалось положение о том, что единственным источником уголовно-процессуального права является закон. В связи с этим отдельные авторы считали постановления Пленума Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ источником права, другие относились к этому резко отрицательно. Думается, что постановления Пленума Верховного Суда РФ, содержащие новые правила поведения, следует относить к источникам права.
      Студенты не должны закрывать глаза на факт существования неформальных источников уголовно-процессуального права, к которым относятся судебная практика и правовой обычай. Эти источники отвергаются официальной доктриной (по крайней мере в романо-германской правовой системе). Однако достаточно обратить внимание на значение опубликованных решений вышестоящих судов по конкретным делам, чтобы убедиться в их авторитетности для нижестоящих судов. Это свидетельствует об обоснованности претензий судебной практики, создающей нередко новые процессуальные правила, на роль непосредственного источника права.
      Роль правового обычая значительно более существенна, чем принято считать. Правовой обычай, являющийся непосредственным продуктом развивающихся общественных отношений, может даже “теснить” закон, превращая его нормы в “мертвые”, недействующие. В теории выделяют три вида правовых обычаев.
      Обычай secundum legem (в дополнение к закону). С его помощью осуществляется детализация закона, когда в нем недостаточно полно указаны средства реализации правового положения. Так, например, практика руководствуется обычаем в требованиях к иному документу как источнику доказательств в части фиксации его происхождения, наличия и состава реквизитов.
      Обычай praeter legem (кроме закона). Этот обычай используется в случаях отсутствия в законе каких-либо институтов в целом. Кодификация законодательства практически сводит на нет эту форму обычая.
      Обычай adversus legem (против закона). Как правило, в этом случае мы сталкиваемся с наличием в законе “мертвой” нормы, не действующей в силу явного ее противоречия здравому смыслу или принципу справедливости. Так, например, практика игнорирует порядок возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности свидетелей и потерпевших, давших заведомо ложные показания.
      Уголовно-процессуальный закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт высшего представительного (законодательного) органа государства, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.
      В теории и законодательстве различают действие закона во времени, в пространстве и по лицам.
      Действие закона во времени определяется тем, что при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий в момент досудебного производства по подготовке материалов и судебного разбирательства.
      Действие закона в пространстве определяется “принципом почвы”, то есть территориальным принципом. Это означает, что независимо от места совершения преступления уголовно-процессуальное производство на территории России осуществляется на основании ее процессуального законодательства.
      Действие закона по лицам определяется единством порядка судопроизводства и принципом равенства граждан перед законом и судом. Поэтому действие уголовно-процессуального законодательства распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Исключение из этого правила составляют лица, обладающие различными иммунитетами.
      Уголовно-процессуальная норма — правило поведения участников процесса, которое регулирует их участие путем указания на условия возникновения соответствующего правоотношения, определения его субъектов, установления прав и обязанностей, а также санкции за ненадлежащее поведение.
      В соответствии со способами правового регулирования (дозволение, предписание, запрет) нормы уголовно-процессуального права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
      Управомочивающие — нормы, наделяющие участников процесса правами, использование которых зависит от их усмотрения.
      Обязывающие — нормы, предусматривающие определенный вид поведения в конкретных условиях.
      Запрещающие — нормы, требующие воздержаться от совершения определенных действий.
      Уголовно-процессуальная норма структурно состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
      Гипотеза — условия (юридические факты), при которых возникает соответствующее правоотношение, связанное с реализацией диспозиции.
      Диспозиция — собственно правило поведения, связанное с осуществлением прав, выполнением обязанностей или с соблюдением запрета.
      Санкция — указание на характер принудительных мер, принимаемых при наличии процессуального нарушения. Уголовно-процессуальные санкции в основном носят правовосстановительный характер.
      Уголовно-процессуальная деятельность — урегулированная уголовно-процессуальным законодательством система активных действий участников уголовного процесса при определяющей роли органов дознания, следователя, прокурора и суда.
      Уголовно-процессуальные отношения — урегулированные уголовно-процессуальным законодательством общественные отношения (или связь) между участниками уголовного процесса, проявляющиеся в их взаимных правах и обязанностях, имеющих целью обеспечить интересы личности и правосудия.
      Объект уголовно-процессуальных отношений — все то, по поводу чего или в связи с чем совершаются действия участников процесса.
      Различают общий и специальный объекты.
      Общий объект — уголовно-правовое отношение.
      Специальный объект — ожидаемый результат поведения участников конкретного отношения.
      Субъекты уголовно-процессуальных отношений — участники отношений. Особенностью уголовно-процессуальных отношений является обязательное и определяющее участие в них представителя государственной власти.
      Содержание уголовно-процессуальных отношений — действия их участников, поскольку всякое правоотношение — норма права в действии.
      Форма уголовно-процессуальных отношений — права (правомочия) и обязанности.
      Уголовно-процессуальная форма — правила и процедуры (условия, основания, сроки, последовательность, порядок) совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений.
      Основными чертами любого вида правоприменительной деятельности являются:
      1. точное установление в законе порядка деятельности;
      2. предоставление заинтересованным участникам права личного участия в процессуальной деятельности;
      3. предоставление заинтересованным лицам гарантий в целях охраны их прав и законных интересов;
      4. обеспечение принятия решения в соответствии с законом на основании установленных в определенном порядке фактов.
      Специфика уголовно-процессуальной формы обусловлена характером материально-правовых отношений. К ним специалисты относят:
      1. превалирование принципа публичности над принципом диспозитивности;
      2. обеспеченность надлежащего поведения участников мерами государственного принуждения;
      3. зависимость характера принуждения от общественной опасности преступления;
      4. наличие досудебной подготовки материалов;
      5. наличие специальных институтов защиты прав подозреваемого и обвиняемого;
      6. правосудие — единственный способ возложения на виновного уголовной ответственности и назначения ему наказания;
      7. преобладание обязательных форм прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля над избирательными.
      Уголовно-процессуальные гарантии — установленные уголовно-процессуальным законом способы и средства, обеспечивающие осуществление прав и обязанностей участников процесса. В качестве гарантий прав участника процесса могут выступать другие его права, а также обязанности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.
      Уголовно-процессуальные функции — роль и назначение участников уголовного процесса, выражающиеся в основных направлениях их деятельности.
      Классическая точка зрения заключается в том, что в уголовном процессе существуют три функции: обвинение (уголовное преследование), защита и юстиция (судебное рассмотрение и разрешение уголовного дела). Обвинение и защита — суть стороны в процессе, противоборство которых разрешает арбитр — суд. На каждой из сторон могут выступать несколько участников. Так, например, функцию уголовного преследования осуществляют органы расследования, прокурор, частный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и представители трех последних участников процесса.
      Другие авторы к функциям относят разнообразные действия. Так, некоторые авторы утверждают, что следователи выполняют функцию рассмотрения сообщений о преступлении, функцию исследования обстоятельств дела и т. д. Однако представляется правильным соотносить роль участников процесса с судопроизводством в целом, а не с отдельными юридическими действиями.
      Уголовно-процессуальный статус (положение) — установленная законом совокупность прав, обязанностей участников процесса и гарантий их реализации.
      Уголовно-процессуальная наука — система взглядов, представлений, идей, концепций, раскрывающих природу, характер, сущность и содержание уголовного судопроизводства.
      Система науки уголовного процесса включает в себя следующие разделы:
      1. история развития отечественного и зарубежного уголовно-процессуального законодательства;
      2. современное уголовно-процессуальное законодательство России и зарубежных государств и практика его применения;
      3. науковедческие проблемы отечественного и зарубежного уголовного судопроизводства.
      Историческая форма уголовного судопроизводства — организация процессуального механизма, которая предопределяет источник поступательного движения производства по уголовным делам и основы процессуального статуса (положения) его участников.
      В теории уголовного процесса различают розыскную (следственную, или инквизиционную), состязательную и смешанную формы уголовного судопроизводства.
      Дополнительная литература
      1. Алексеев Н. С., Лукашевич В. З., Кокорев Л. Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. — Воронеж, 1980.
      2. Протасов В. Н. Юридическая процедура. — М., 1991.
      3. Элькинд П. С. Сущность советского уголовного процессуального права. — Л., 1963.
      4. Якимович Ю. К. Структура советского уголовного процесса: система стадий и система производств. Основные и дополнительные производства. — Томск, 1991.
      Контрольные вопросы и задания
      1. Каким образом определяется понятие уголовного процесса?
      2. Что собой представляют стадии уголовного процесса и какими признаками они обладают?
      3. На какие группы делятся стадии уголовного процесса?
      4. Какие задачи должны быть решены в уголовном судопроизводстве?
      5. Что представляет собой уголовно-процессуальное право?
      6. Каким образом определяется уголовно-процессуальный закон?
      7. Назовите источники уголовно-процессуального права.
      8. Какую роль в системе источников уголовно-процессуального права играют Конституция РФ и международные договоры России?
      9. Каким образом можно определить уголовно-процессуальную форму?
      10. Какими свойствами обладает уголовно-процессуальная форма?
      11. Что понимается под уголовно-процессуальными гарантиями?
      12. Что включает в себя уголовно-процессуальный статус?
      13. Как можно определить понятие уголовно-процессуальных функций?
      14. Перечислите уголовно-процессуальные функции.
      15. Что представляет собой историческая форма уголовного судопроизводства?
      16. Назовите исторические формы уголовного судопроизводства.
      17. Каким образом определяется понятие науки уголовного процесса?
      18. Какие элементы находятся в системе науки уголовного процесса?
     
     

Уголовный процесс. Конспект лекций. / В. Вандышев - СПб: Питер, 2001. - 304 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |