Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Полнотекстовый поиск:
Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

И. Б. Круглов
ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВЫЕЗЖАЮЩИХ ЗА ГРАНИЦУ.
Цена: 53 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Таможенное право
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      Представляемая вниманию читателей книга — практическое пособие для граждан по таможенным правилам Российской Федерации, разработана на основе законодательства Российской Федерации о таможенном деле. В книге приведены перечни товаров, запрещенных к ввозу и вывозу, товаров, ввоз или вывоз которых допускается только по разрешениям соответствующих государственных органов, указаны существующие в настоящее время количественные и стоимостные ограничения для товаров, нормы вывоза иностранной валюты, даны рекомендации как правильно заполнить таможенную
      декларацию, в каких случаях и каким образом необходимо заявлять наличие иностранной валюты и валюты Российской Федерации, как правильно заявить таможенную стоимость товаров, в каких случаях необходимо платить таможенные платежи и как их самостоятельно рассчитать.
     
     
      Содержание
      Предисловие
      Глава 1. Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
      Глава 2. Ввоз товаров в Российскую Федерацию
      Глава 3. Вывоз товаров из Российской Федерации
      Глава 4. Временный ввоз и вывоз товаров
      Глава 5. Ввоз и вывоз иностранной валюты
      Глава 6. Ввоз и вывоз валюты Российской Федерации
      Глава 7. Ввоз и вывоз культурных ценностей
      Глава 8. Ввоз и вывоз оружия
      Глава 9. Ввоз и вывоз животных и растений
      Глава 10. Ввоз в РФ радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)
      Глава 11. Ввоз и вывоз объектов интеллектуальной собственности
      Глава 12. Ввоз и вывоз памятных монет, лекарственных средств, гробов и урн с прахом умерших
      Глава 13. Международные почтовые отправления
      Глава 14. Декларирование. Порядок заполнения таможенной декларации
      Глава 15. «Зеленый» или «красный» канал? (Конклюдентная форма декларирования)
      Глава 16. Как самостоятельно рассчитать таможенные платежи (что платить туристу на таможне)
      Глава 17. Как отстоять свои права, не прибегая к судебной защите (порядок обжалования действий и бездействия таможенных органов)
      Глава 18. Товары, ввоз и вывоз которых запрещен
      Глава 19. Основные понятия, употребляемые в таможенном законодательстве Российской Федерации
      Перечень нормативных правовых актов
      Приложение 1
      Приложение 2
      Приложение 3
      Приложение 4
      Приложение 5
      Приложение 6
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
      Глава 1.
      ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      Знание порядка проведения таможенного контроля и таможенного оформления предполагает знание прав и обязанностей как должностных лиц таможенных органов, так и физических лиц, пересекающих таможенную границу Российской Федерации. Перемещая различные товары через таможенную границу Российской Федерации, вы вступаете в публично-правовые отношения с государством в лице таможенных органов, что автоматически накладывает на вас определенные обязанности, за неисполнение которых вы можете быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
      В соответствии с действующим таможенным законодательством все товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и оформлению таможенным органом Российской Федерации.
      В ст. 191 (14) Таможенного кодекса Российской Федерации законодатель еще раз закрепляет принцип сплошного таможенного контроля: «Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации».
      Таким образом, предметом таможенного контроля может быть любой вид товаров и транспортных средств (кроме тех, что выводятся законодательством из числа предметов, подлежащих таможенному контролю), перемещаемый через российскую таможенную границу.
      В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации товары — это любое движимое имущество. Под товарами законодательство понимает и «бестелесное» имущество — валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую и иные виды энергии, газ и т. д.
      Законом (международным договором) могут быть предусмотрены конкретные случаи выведения отдельных видов товаров и транспортных средств из сферы действия таможенного контроля (личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи, дипломатическая почта и т. д.). Следует отметить, что чаще всего подобные исключения касаются освобождения не от всех форм таможенного контроля, а прежде всего — от досмотра товаров и транспортных средств, что не означает обязательного освобождения от других форм таможенного контроля, закрепленных в ст. 180 (366) Таможенного кодекса Российской Федерации (например, проверки документов и сведений, необходимых для таможенного контроля).
      Физические лица могут перемещать через таможенную границу Российской Федерации любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
      Ввоз товаров физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз ими товаров с этой территории осуществляется при условии уплаты таможенных пошлин и налогов, соблюдения мер экономической политики, а также выполнения других требований, установленных таможенным законодательством.
      Товары, запрещенные в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию либо вывозу из Российской Федерации, подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на территорию Российской Федерации, если не предусмотрена конфискация этих товаров.
      Если вы ввезли или вывезли такие товары, то их вывоз или возврат будет произведен за ваш собственный счет. В случае невозможности либо по другим причинам при неосуществлении немедленного вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы. Принятие на хранение таких товаров таможенными органами оформляется квитанцией по установленной форме.
      Предельный срок хранения таких товаров на указанных складах составляет трое суток.
      Выпуск товаров, подпадающих под ограничения, установленные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, производится таможенными органами Российской Федерации только при условии соблюдения требований, установленных этими актами.
      Расходы, связанные с указанными ограничениями, государственными органами Российской Федерации возмещены не будут. То есть если вы вывозите какой-либо товар, вывоз которого, в соответствии с международным соглашением, допускается только при наличии лицензии, то получать указанную лицензию вам придется за свой счет, иначе ваш товар не будет выпущен таможенными органами.
      В зависимости от предназначения ввозимых вами товаров различается их таможенное оформление:
      1. таможенное оформление товаров, которые вы предполагаете использовать для производственной или иной коммерческой деятельности;
      2. таможенное оформление товаров, не предназначенных для коммерческих целей, то есть товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц.
      Если товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, то в отношении таких товаров применяется общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности. В этом случае декларирование товаров производится путем заполнения грузовой таможенной декларации в порядке, определяемом ГТК России.
      Таможенное оформление товаров, не предназначенных для коммерческих целей, производится в соответствии с упрощенным, льготным порядком, установленным таможенным законодательством Российской Федерации. Упрощенный, льготный порядок включает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам мер экономической политики (запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности), обязательного подтверждения соответствия товаров.
      Таможенные платежи в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами в упрощенном, льготном порядке, начисляются и взимаются с применением таможенного приходного ордера.
      Единые ставки таможенных пошлин и налогов при применении упрощенного, льготного порядка применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения.
      Предназначение товаров, перемещаемых вами через таможенную границу Российской Федерации, будет устанавливать должностное лицо таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой, исходя из вашего заявления о товарах, перемещаемых через таможенную границу РФ, характера, количества и частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств вашей поездки и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления вами и членами вашей семьи.
      При этом товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если такие товары ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления вами и членами вашей семьи и использование товаров не связано с извлечением дохода в любой форме.
      При установлении предназначения товаров должностное лицо таможенного органа может принимать во внимание следующие факторы:
      1. характер товаров (учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования). Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если вы не докажете обратное;
      2. количество товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т. п.) в количестве, превышающем вашу потребность и потребность членов вашей семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;
      3. частота перемещения товаров. Периодический ввоз (вывоз) вами однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о том, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если вы не докажете обратное;
      4. обстоятельства поездки (учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т. д.);
      5. отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления вами или членами вашей семьи.
      В любом случае вы при необходимости имеете право подтвердить то, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности.
      При перемещении товаров вы вправе отказаться от применения к товарам упрощенного, льготного порядка.
      Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, производится в специально установленных таможенными органами местах (аэропортах, морских портах, в автомобильных пунктах пропуска, на транспортных средствах, в том числе в вагонах, автомашинах, автобусах, на судах (морских, речных, воздушных), складах транспортных организаций и т. д.).
      Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых товаров производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого вы постоянно либо временно проживаете. По вашей просьбе и за ваш счет, а также с согласия указанного таможенного органа таможенное оформление может производиться в другом таможенном органе.
      Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже, может производиться только таможенными органами, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
      Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля. Информация об органах, осуществляющих такой контроль, и перечень товаров, на которые распространяются такие виды контроля, будут изложены далее.
      До тех пор пока таможенный орган не завершил таможенное оформление ваших товаров, ни вы сами, ни кто-либо другой не вправе пользоваться и распоряжаться этими товарами.
      При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации вы по требованию таможенного органа обязаны произвести транспортировку, взвешивание или определение количества товаров иным способом, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному оформлению, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находиться такие товары.
      В иных случаях, если таможенное оформление в отношении данных товаров не завершено, указанные операции могут производиться только с разрешения таможенного органа.
      Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений; таможенного досмотра товаров и транспортных средств; личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля; таможенного осмотра товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; получения пояснений; таможенного наблюдения; проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенной ревизии.
      Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, имеет право:
      проводить ваш устный опрос;
      проверять заявленные вами в таможенной декларации сведения;
      требовать от вас при необходимости представления иных документов и сведений, необходимых для таможенного контроля и таможенного оформления, и проверять их;
      проводить таможенный досмотр ваших товаров, багажа и ручной клади;
      использовать при проведении таможенного контроля технические средства, безопасные для жизни и здоровья физических лиц, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам и лицам;
      на получение в соответствии с установленным порядком информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
      на применение физической силы, специальных средств, а также оружия и любых подручных средств в соответствии с установленным порядком и в определенных случаях.
      Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, также имеет иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Проверка документов и сведений заключается в их изучении с целью установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также полноты и правильности их оформления.
      При проведении таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.
      Использование технических средств приводит к значительным снижениям трудозатрат и времени таможенного контроля пассажиропотоков и грузопотоков; позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств; способствует упрощению процедур таможенного оформления и таможенного контроля. В учебном пособии «Технические средства в таможенном деле» технические средства таможенного контроля определяются как «комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными органами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью установления соответствия содержимого объектов данным декларирующих их документов и выявления среди них материалов, предметов и веществ, запрещенных к ввозу (вывозу)».
      Таможенные органы при выполнении различных оперативных задач применяют особые технические средства таможенного контроля:
      1. для проверки таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения используются оптические увеличительные приборы (лупы с подсветкой, микроскопы) ультрафиолетовые и инфракрасные;
      2. для дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения объектов контрабанды и нарушений таможенных правил — досмотровые конвейерные рентгенотелевизионные аппараты, рентгеноаппараты-флюороскопы прямого наблюдения, наборы досмотровых эндоскопов, наборы досмотровых щупов, металлоискатели и металлодетекторы (для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов) и др.;
      3. для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля — различные анализаторы, экспресс-идентификаторы и др.;
      4. для визуального наблюдения за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля — аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работающими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и др.);
      5. для контроля носителей аудиовидеоинформации — различные виды диктофонов, аудиоплееров, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и др.;
      6. для выполнения технологических операций при таможенном досмотре — индивидуальные и групповые наборы специального инструмента для вскрытия как небольших предметов ручной клади, багажа, почтовых отправлений, так и крупногабаритных транспортных упаковок (ящиков, контейнеров);
      7. для наложения атрибутов таможенного обеспечения — пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные спецметки и др.
      Кроме того, в ходе таможенного контроля используются различные вспомогательные технические средства — источники питания, зарядные устройства, приборы взвешивания, измерительные приборы и приборы дозиметрического контроля.
      В ходе таможенного контроля специально уполномоченные должностные лица таможенных органов осуществляют визуальное наблюдение за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля.
      Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение. Это специальное мероприятие, призванное обеспечить получение информации о поведении и деятельности определенных или неизвестных лиц в конкретных условиях таможенных зон с целью выявления: попыток сокрытия от предстоящего таможенного контроля предметов и веществ, передачи каких-либо предметов другим лицам, фактов повышенного интереса определенных лиц (работников порта, аэродрома, железной дороги, грузчиков, провожающих или встречающих и т. д.) к процедуре таможенного контроля и хранения несопровождаемого багажа, грузовых и контейнерных упаковок; фактов незаконного пересечения таможенной границы людьми с транспортными средствами и т. д.
      Особое значение имеет визуальное наблюдение за оперативной обстановкой во внутренних таможенных зонах, к которым относятся пассажирские залы прилета и отлета международных аэропортов или секторов, залы морских и речных вокзалов, автостанций и железнодорожных вокзалов, помещения комплектования багажа пассажиров, некоторые грузовые помещения.
      При проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы (принцип выборочности).
      При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.
      Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ:
      имеющих устойчивый характер;
      связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
      подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
      затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
      Таким образом, выбор форм таможенного контроля осуществляется в соответствии с принципом достаточности использования конкретных форм для успешного проведения контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу.
      Достаточность отдельных форм таможенного контроля может быть предусмотрена российским законодательством (например, ст. 188 Таможенного кодекса Российской Федерации) и правовыми договорами с участием Российской Федерации. Если принцип достаточности в отношении конкретной ситуации не определен в нормативных актах, то вопрос о достаточности избираемых форм таможенного контроля решается должностными лицами таможенного органа по собственному усмотрению. Наделение должностных лиц таможни дискреционными полномочиями при определении достаточности выбираемых форм таможенного контроля может быть закреплено в многочисленных ведомственных правовых актах, в которых упоминается сам принцип достаточности, но не определяется, какие конкретно формы таможенного контроля должны использовать таможенники.
      Но при этом необходимо помнить, что неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не освобождает вас от обязанности соблюдать положения таможенного и иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Это положение Таможенного кодекса Российской Федерации является юридической гарантией реализации конституционного принципа законности в таможенной сфере, когда должностное лицо решает вопрос о достаточности той или иной формы таможенного контроля.
      В ряде случаев таможенный контроль может сводиться к таможенному осмотру, состоящему в визуальной проверке внешнего вида товаров, багажа, ручной клади и транспортных средств без вскрытия транспортного средства или его грузового помещения, тары и упаковки с целью установления законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. На этапе осмотра выясняется целесообразность последующего досмотра, то есть может быть принято решение о недостаточности одной только проверки внешнего вида товаров и транспортного средства без вскрытия тары и упаковки.
      В отличие от таможенного осмотра, досмотр товаров и транспортных средств производится путем вскрытия грузовых мест, транспортных средств или их грузовых помещений, багажа, тары, упаковки, снятия пломб, печатей и иных средств идентификации. В ходе таможенного досмотра устанавливается наименование и качество товара, определяется его количество. Используется таможенный досмотр и для обнаружения скрытого перемещения товаров. Для этого сотрудники таможенных органов проводят проверку всех или части грузовых мест, полостей, других конструктивных особенностей транспортных средств (контейнеров), багажа и ручной клади. С целью обнаружения тайников, в которых могут быть сокрыты предметы, применяются различные технические средства таможенного контроля.
      Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
      В соответствии с международно-правовыми актами по правам человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты по правам человека 1966 г.), Конституцией России одним из основных прав человека и гражданина является право на личную неприкосновенность. В соответствии со ст. 55 Конституции России в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
      Поэтому проведение личного досмотра допускается только в исключительных случаях и при наличии достаточных оснований.
      В качестве таковых оснований считаются:
      1. соответствующие сведения, содержащиеся:
      в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;
      в материалах, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Российской Федерации;
      в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
      в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации;
      2. непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.
      Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства.
      Не могут быть подвергнуты личному досмотру:
      Президент Российской Федерации;
      депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
      прокуроры и следователи органов прокуратуры за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления;
      судьи Российской Федерации, за исключением случаев проведения личного досмотра в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи;
      сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей — без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда;
      сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей — без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда;
      лица, обладающие иммунитетом на территории Российской Федерации в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.;
      лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с ч. 5 ст. 188 Таможенного кодекса Российской Федерации;
      иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.
      Таможенное законодательство знает случаи обусловленного освобождения от отдельных форм таможенного контроля. Личный багаж члена Правительства РФ освобождается от таможенного досмотра только в том случае, если член Правительства направляется в служебную командировку. При следовании на отдых его багаж не подлежит обязательному освобождению от таможенного досмотра.
      Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или должностным лицом, его замещающим. Такое решение оформляется письменно путем наложения резолюции на таможенной декларации, поданной физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа или оформляется отдельным актом. Форма, в которой выражается решение о проведении личного досмотра, избирается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) в зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность расположения места, в котором должен производиться личный досмотр, отсутствие связи и т. п. ) в целях ускорения начала проведения личного досмотра. В решении должно быть указано конкретное должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра.
      Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа, назначенным начальником таможенного органа (лицом, его замещающим), при участии понятых, а при необходимости — специалистов, в том числе переводчика и медицинского работника.
      При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, их сопровождающие, одного пола с досматриваемым лицом.
      Вопрос о допуске или привлечении лиц для участия в личном досмотре решается проводящим его должностным лицом, в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации.
      Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нем и не имеющих к нему отношения, запрещается.
      Лица, участвующие в личном досмотре, должны быть совершеннолетними и, за исключением медицинского работника, одного пола с досматриваемым лицом. Обследование тела досматриваемого лица осуществляется только медицинским работником.
      Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
      Вред, причиненный имуществу досматриваемого лица неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов, проводивших личный досмотр, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      В случае правомерных действий должностных лиц таможенных органов вред возмещению не подлежит.
      Действия должностных лиц таможенных органов по проведению личного досмотра могут быть обжалованы досматриваемым лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      При необоснованной задержке отправления досматриваемого лица, связанной с проведением личного досмотра, должностные лица таможенных органов Российской Федерации обязаны принять все необходимые меры, обеспечивающие его отправку очередным рейсом.
      Первый (подготовительный) этап личного досмотра начинается с момента объявления физическому лицу решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра. На подготовительном этапе должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить физическое лицо с решением начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра.
      Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа Российской Федерации, объявившего решение о проведении личного досмотра.
      С момента удостоверения ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра любое не противоречащее Таможенному кодексу Российской Федерации распоряжение или требование должностного лица таможенного органа, назначенного проводить личный досмотр, о времени, месте, способе и процедуре его проведения и оформления является обязательным для физического лица, в отношении которого производится личный досмотр.
      Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа, назначенного проводить личный досмотр, является основанием для возбуждения в отношении физического лица дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.4 КоАП Российской Федерации.
      Оказание сопротивления должностному лицу таможенного органа в проведении личного досмотра является основанием для административного задержания физического лица в порядке и на срок, предусмотренный ст. 27.3 и 27.5 КоАП Российской Федерации.
      После ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра лицо препровождается в помещение для производства личного досмотра, где в присутствии понятых ему разъясняются его права и обязанности.
      В случае заявления физическим лицом мотивированного отвода должностное лицо таможенного органа доводит его до сведения начальника таможенного органа (лица, его замещающего), знакомит лицо с принятым в отношении заявленного отвода решением.
      Лицу предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля. Выданные товары должны быть предъявлены лицам, участвующим в личном досмотре.
      В случае, если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары либо если после выдачи таких товаров у должностного лица таможенного органа имеются достаточные основания полагать, что физическое лицо продолжает скрывать какие-либо товары от таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа переходит к непосредственному личному досмотру лица.
      На втором этапе — этапе непосредственного личного досмотра — должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о начале непосредственного личного досмотра, производит досмотр вещей, одежды и тела физического лица, их исследование при необходимости.
      В целях обеспечения безопасности лиц, участвующих в досмотре, должностным лицам таможенных органов предписано до начала его проведения убедиться в отсутствии у досматриваемого лица огнестрельного, газового и холодного оружия, сыпучих и иных веществ и предметов, пригодных для нападения.
      Личный досмотр должен проводиться в специально оборудованном для этих целей изолированном помещении таможенного органа Российской Федерации, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.
      В исключительных случаях личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюте, купе и т. п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.
      При сопровождении физического лица в помещение, где будет проводиться личный досмотр, обеспечивается надлежащий контроль за тем, чтобы указанное лицо во время следования не выбросило либо не уничтожило находящиеся при нем товары, предметы, документы.
      Также должностным лицом таможенного органа в присутствии понятых предварительно осматривается помещение, в котором будет производиться личный досмотр. При этом двери в смежные помещения, окна, иллюминаторы закрываются на запоры; предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, — удаляются. Доступ в помещение, где проводится личный досмотр, посторонних лиц и возможность наблюдения ими за проведением личного досмотра должны быть исключены.
      Запрещается проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении.
      В процессе личного досмотра запрещается делать какие-либо замечания по поводу мест и способов сокрытия предметов, а также поведения и личности досматриваемого лица.
      Должностное лицо таможенного органа, проводящее личный досмотр, может применять необходимые инструменты, приборы и досмотровые технические средства для детального исследования одежды, обуви и других предметов, имеющихся у досматриваемого лица.
      В ходе личного досмотра должностные лица таможенных органов имеют право:
      1. осматривать все мелкие предметы, имеющиеся у досматриваемого лица (трость, зонт, портмоне, зажигалка, авторучка, портсигар и т. п.);
      2. осматривать верхнюю одежду, обувь и головной убор, последовательно снятые с досматриваемого лица;
      3. ощупывать поверх нательного белья все тело досматриваемого лица сверху вниз;
      4. осматривать нательное белье, снятое с досматриваемого лица, последовательно сверху вниз;
      5. обследовать тело досматриваемого лица (осматривать волосы, кисти рук, ступни ног и т. д.).
      Досматриваемое лицо (его законный представитель) в ходе личного досмотра имеет право:
      1. требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;
      2. ознакомиться со своими правами и обязанностями;
      3. давать объяснения, заявлять ходатайства;
      4. знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;
      5. пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;
      6. обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра, если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра.
      В ходе личного досмотра ведется постоянное наблюдение за поведением досматриваемого лица, учитываются промежуточные результаты личного досмотра, обращается особое внимание на следы ремонта одежды, обуви и предметов, имеющихся у досматриваемого лица, наличие повязок и бинтов на его теле, а также учитываются характерные способы сокрытия тех или иных предметов, незаконно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
      При осмотре одежды и обуви особое внимание обращается на предметы кустарного производства, ортопедическую обувь, головной убор, а также на швы, заплаты, манжеты, плечики, подкладку одежды, пояса, голенища, стельки, каблуки обуви.
      Лица, участвующие в личном досмотре, обязаны бережно и аккуратно обращаться с имуществом досматриваемого лица.
      Необходимое вскрытие или разрушение отдельных предметов допускается только в требуемой степени.
      В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа вправе ограничиться их изъятием, если у него нет достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.
      Выданные добровольно или обнаруженные при личном досмотре товары должны быть предъявлены лицам, участвующим в личном досмотре, для обозрения и сложены вне пределов досягаемости для осматриваемого лица.
      Лицам, участвовавшим в личном досмотре, запрещается разглашать результаты досмотра.
      Запрещается разглашать интимные и физические особенности досматриваемого лица, ставшие известными при личном досмотре.
      Специалист (кроме медицинского работника) и переводчик не должны присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, во время обследования тела досматриваемого лица, а также в то время, когда лицо находится в нательном белье либо без одежды. Производство фото-, киносъемки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускается.
      Должностное лицо таможенного органа не может проводить личный досмотр, если:
      является супругом или родственником досматриваемого физического лица;
      имеются иные обстоятельства, позволяющие считать, что оно лично, прямо или косвенно заинтересовано в определенных результатах личного досмотра;
      находится на момент проведения личного досмотра в таком физическом состоянии, при котором не может без ущерба для досматриваемого лица проводить личный досмотр.
      При наличии обстоятельств, исключающих возможность проведения должностным лицом таможенного органа личного досмотра, начальник таможенного органа или должностное лицо, его замещающее, новым решением обязано поручить проведение личного досмотра другому должностному лицу таможенного органа.
      На тех же основаниях отвод указанному должностному лицу таможенного органа может быть заявлен досматриваемым лицом, а при личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного лица — его законным представителем или сопровождающим его лицом. Заявление об отводе должно быть мотивированным. Заявление об отводе рассматривается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим). При подаче заявления об отводе производство личного досмотра приостанавливается.
      В качестве понятых могут быть приглашены любые не заинтересованные в результатах досмотра граждане Российской Федерации (служащие транспортных организаций, пассажиры, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и т. д.).
      Понятые приглашаются в количестве не менее двух.
      Понятые обязаны присутствовать при совершении всех действий в ходе личного досмотра и удостоверить в протоколе личного досмотра сведения о факте, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии.
      На третьем, завершающем этапе личного досмотра, происходит документальное оформление личного досмотра — составляется протокол личного досмотра.
      Копия протокола должна быть вручена под расписку досматриваемому лицу.
      Протокол личного досмотра подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, понятыми, иными лицами, привлекавшимися к проведению личного досмотра, а также физическим лицом, в отношении которого проводился личный досмотр.
      В случае отказа лица, в отношении которого проводился личный досмотр, от подписи протокола личного досмотра, в протоколе об этом делается соответствующая запись, заверяемая подписями понятых.
      При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации вы обязаны представлять таможенным органам необходимые для таможенного контроля документы и сведения, которые должны храниться указанными лицами не менее трех лет.
      При проведении таможенного контроля не допускается причинение таможенными органами неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам.
      Вред представляет собой всякое умаление личного или имущественного блага. Соответственно различают вред материальный и моральный. Возможны два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре или путем возмещения причиненных убытков.
      Под убытками понимаются те невыгодные имущественные последствия, выраженные в денежной форме, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного причинения вреда его личности или имуществу. В соответствии со ст. 15 ГК РФ в состав убытков входят расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при отсутствии правонарушения (упущенная выгода).
      Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
      Таможенные органы и их должностные лица, причинившие неправомерный вред, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежит.
      При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации.
      При вывозе таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации.
      Таможенный контроль завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств.
      При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.
      В компетенции ГТК России определять минимальные сроки нахождения под таможенным контролем. При принятии соответствующих решений помимо различных соображений технического и технологического характера обязательно должны приниматься в расчет одновременно два важнейших публично-правовых принципа:
      обеспечение государственной безопасности;
      уважение и соблюдение законных прав и свобод человека.
      В ч. 6 ст. 192 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливается: «Вред, причиненный лицу вследствие несоблюдения им таких требований (о минимальном периоде времени для проведения таможенного контроля), возмещению не подлежит».
      Гарантируя соблюдение принципа законности в таможенной сфере, законодатель закрепил в Таможенном кодексе Российской Федерации, что вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, если у таможенных органов имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
      В указанном случае таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка может проводиться в местах нахождения любого лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами. При обнаружении правонарушений такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
      При проведении таможенного контроля вы вправе по собственной инициативе присутствовать при досмотре товаров.
      По требованию должностных лиц таможенного органа вы обязаны присутствовать при таком досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие.
      Таможенный орган вправе проводить досмотр товаров в ваше отсутствие только в следующих случаях:
      при вашей неявке по истечении десяти дней после представления товаров (15 дней со дня предъявления товаров)2;
      при существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным и растениям, окружающей природной среде, сохранению художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства;
      пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
      при оставлении на таможенной территории Российской Федерации товаров в нарушение таможенного режима.
      Досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях производится в присутствии не заинтересованных в результатах досмотра лиц (понятых).
      При проведении таможенного контроля сотрудники таможенных органов должны быть в форменной одежде, определенной правилами ее ношения и характером выполняемой работы (парадная, повседневная или рабочая). Допускается проведение досмотра багажа физических лиц без головного убора.
      Проведение таможенного контроля не в форменной одежде, с нарушениями порядка ее ношения, а также имеющей небрежный вид, не допускается.
      К проведению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами, допускаются сотрудники таможенных органов, имеющие специальные звания и личные номерные печати, назначенные на соответствующую должность на основании приказа начальника таможенного органа.
      С разрешения начальника таможенного органа либо его заместителя к проведению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами, могут допускаться сотрудники таможенных органов, принятые в установленном порядке в таможенные органы с испытательным сроком, но не имеющие специальных званий и личных номерных печатей (стажеры).
      Стажеры и их наставники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
      Таможенный контроль за товарами должностные лица таможенных органов, как правило, начинают с выяснения цели перемещения лицами товаров через таможенную границу Российской Федерации на основании имеющихся у них паспортов, виз, документов на перемещаемые товары и личных объяснений. При этом должностные лица таможенных органов проводят следующие действия:
      устанавливают личность физического лица, подавшего таможенную декларацию, и проверяют его правомочия на совершение таких действий;
      проверяют правильность заполнения таможенной декларации (все ли графы декларации заполнены, проставлены ли дата и подпись декларанта, имеются ли какие-либо изменения или дополнения);
      оформляют принятие поданной таможенной декларации (если она подавалась) путем проставления в ее графе «Для служебных отметок» оттиска личной номерной печати.
      Опрос сотрудниками таможенных органов лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, должен начинаться с приветствия. Беседа должна осуществляться в вежливой и корректной форме, на понятном языке.
      Сотрудники таможенных органов не вправе вести с вами беседу на отвлеченные темы, не относящиеся к процессу таможенного контроля товаров, а также не должны допускать высказывания, унижающие честь и достоинство лиц, их национальную или социальную принадлежность, вероисповедание и т. п.
      После совершения вышеназванных действий должностное лицо таможенного органа обязано:
      1. проверить достоверность сведений, заявленных вами в таможенной декларации;
      2. потребовать от вас предъявить товары, подлежащие обязательному письменному декларированию и указанные в таможенной декларации, а при необходимости — иные указанные в таможенной декларации товары;
      3. в случае указания в таможенной декларации товаров, подлежащих контролю иных государственных органов, потребовать у вас документы, подтверждающие право их ввоза (вывоза) и выдаваемые этими государственными органами, и произвести их оформление в соответствии с порядком, предусмотренном законодательством;
      4. ограничить (обвести) сплошной линией сделанные вами в п. 3.1 и 4.1 таможенной декларации записи;
      5. начислить в соответствии с таможенным законодательством причитающиеся к уплате таможенные платежи;
      6. принять на временное хранение товары:
      в отношении которых одновременно с таможенной декларацией вами не представлены документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей;
      в отношении которых вы не уплатили таможенные платежи;
      перемещаемые вами сверх квот, установленных законодательством о таможенном деле;
      запрещенные для ввоза на таможенную территорию;
      в случае невозможности осуществления вами их немедленного возврата за границу либо оставления на территории государства;
      7. при необходимости оформить таможенные документы, подтверждающие ввоз наличной иностранной валюты;
      8. при обнаружении нарушений таможенных правил составить соответствующий акт, предусмотренный законодательством о таможенном деле;
      9. произвести иные действия, предусмотренные законодательством о таможенном деле.
      Досмотр товаров, перемещаемых физическими лицами, должен производиться, как правило, в выборочном порядке и исключать по возможности осмотр досматриваемых товаров и доступ к сведениям и объяснениям, даваемым владельцами товаров о характере и цели их перемещения, посторонними лицами.
      Использование отдельных форм и методов таможенного контроля (личного досмотра и др.), досмотр некоторых видов товаров и транспортных средств (культурных ценностей, сырья, минералов и т. д.) невозможны без специальных знаний в различных областях науки и техники.
      Поскольку сами таможенники в ряде случаев не располагают необходимыми специальными познаниями, они вынуждены обращаться к услугам профессионалов в соответствующей сфере. Поэтому в ч. 1 ст. 183 (385) Таможенного кодекса Российской Федерации законодатель наделяет таможенные органы правом привлекать для оказания содействия в проведении таможенного контроля экспертов и специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и подчиненности. Запрос таможенного органа о привлечении необходимого специалиста или эксперта является обязательным для исполнения руководителем государственного органа, предприятия, учреждения или организации, где работает этот специалист или эксперт.
      Затраты, связанные с привлечением специалистов и экспертов, включая расходы на проезд, наем помещения, выплату суточных и вознаграждения за работу, если эта работа не входит в круг служебных обязанностей специалистов и экспертов, работающих в государственных органах, на государственных предприятиях, в государственных учреждениях, несут таможенные органы. На время работы в качестве экспертов по запросу таможенного органа за специалистами, состоящими на государственной службе, сохраняется средняя месячная оплата труда по месту работы.
      Виды, формы и методы таможенного контроля при их практическом применении тесно взаимосвязаны. Исторически правила осуществления таможенного контроля формировались в рамках национальных правовых систем. Каждое государство устанавливало свои собственные правила таможенного контроля исходя из национальных интересов и потребностей.
      Единообразное и длительное применение отдельными государствами идентичных по содержанию национальных правил и требование соблюдения принципа взаимности в межгосударственных отношениях вели к формированию международно-правовых обычаев, относящихся к наиболее важным аспектам осуществления таможенного контроля.
      В современных условиях государства, стремясь к упрощению таможенных формальностей и вместе с тем к повышению эффективности таможенного контроля с целью ускорения движения огромных масс пассажиро- и грузопотоков, идут по пути выработки международно-правовых договоренностей, регламентирующих процедуры таможенного контроля (например, Киотская конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур 1973 г., Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации, касающаяся порядка проведения таможенного контроля воздушных судов, и т. д.).
      В любом случае знание основных положений порядка проведения таможенного контроля и оформления товаров, обязанностей таможенных органов при проведении такого контроля, а также своих прав, позволит вам заранее подготовиться к прохождению таможенного контроля и избежать всевозможных недоразумений и злоупотреблений.
     

Таможенные правила для выезжающих за границу. / И. Б. Круглов - СПб: Питер, 2003. - 224 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |