В учебнике излагаются основные проблемы общей теории государства и права, рассматриваются научные представления о социальной природе, сущности и назна-чении государства и права, раскрываются обобщенные систематизированные знания о функционировании и развитии государственно-правовых явлений и институ-тов общественной жизни. Центральная идея — приоритет и обеспечение прав и свобод человека. Основные положения общей теории государства и права, реалии современного политико-правового состояния российского общества рассматриваются под углом зрения п
рав человека и гражданина как высшей социальной ценности. Учебник по проблемам теории государства и права подготовлен в целях оптимизации подготовки к сдаче государственного экзамена по дисциплине «Теория государства и права», экзамена по специальности 12.00.01 — «Теория и история права и государства, история правовых учений». Предназначен студентам юридических вузов, аспирантам, соискателям, науч-ным работникам и преподавателям, а также всем, кто интересуется вопросами об-щей теории государства и права.
Содержание
Предисловие
Раздел I. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Теория государства и права как социально-гуманитарная наука
2. Теория государства и права как юридическая наука
3. Предмет теории государства и права
4. Методология теории государства и права
5. Традиции в истории правовой мысли
6. Структура общей теории государства и права
Раздел II. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1. Происхождение государства
2. Понятие и признаки государства
3. Сущностная характеристика государства
4. Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства
Глава 3. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие и структура формы государства
2. Форма правления государства: понятие и виды
3. Форма государственного устройства: понятие и виды
4. Политический режим: понятие и виды
Глава 4. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие механизма государства и его структура
2. Государственные органы: их признаки и характеристика
Глава 5.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие и содержание функций государства
2. Классификация и эволюция функций российского государства
Глава 6. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
1. Критерии типологии государств
2. Формационный подход в типологии государств
3. Цивилизационный подход в типологии государства
4. Личностный подход в типологии государства
Глава 7. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1. Понятие политической системы
2. Место и роль государства в политической системе
3. Государство и общественные организации
Глава 8. ЛИЧНОСТЬ, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
1. Человек-личность-гражданин
2. Возникновение и развитие идеи правового государства
3. Понятие гражданского общества и его признаки
4. Понятие и признаки правового государства
5. Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации
Глава 9. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА
1. Понятие и признаки права, его сущность
2. Правопонимание: прошлое и настоящее
3. Соотношение государства и права
4. Проблемы функционирования права
5. Субъективное и объективное право
Глава 10. ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО
1. Понятие и структура политико-правового состояния личности
2. Правовой статус личности
3. Гарантии правового статуса личности
4. Международно-правовое регулирование положения личности в обществе
Глава 11. ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие системы нормативного регулирования
2. Соотношение норм права и норм морали
3. Корпоративные нормы, их особенности и значение
4. Соотношение норм права и обычаев
5. Право и иные нормативные регуляторы
Глава 12. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
1. Общая характеристика источников права
2. Виды нормативно-правовых актов
3. Источники права в Российской Федерации
4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Глава 13. НОРМОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. Понятие нормотворчества, его принципы и виды
2. Этапы и стадии законотворческого процесса
3. Оптимизация нормотворческой деятельности
4. Понятие и виды систематизации законодательства
Глава 14. НОРМА ПРАВА
1. Понятие правовой нормы
2. Структура правовой нормы
3. Способы изложения правовой нормы
4. Классификация норм права
Глава 15. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ПРАВА
1. Понятие и структурные элементы системы права
2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты
3. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь
4. Общая характеристика отраслей права. Функциональные межотраслевые связи
5. Краткая характеристика отраслей российского права
Глава 16. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Понятие, структура и виды правоотношений
2. Субъекты правоотношений, их юридические свойства
3. Содержание правоотношения
4. Юридические факты и их классификация
Глава 17. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
1. Непосредственные формы реализации права
2. Применение права - особая форма реализации норм права
3. Стадии применения права
4. Особенности применения норм международного права
5. Пробелы в праве и способы их восполнения
Глава 18. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА
1. Понятие и принципы толкования юридических норм
2. Приемы (способы) толкования норм права
3. Виды толкования юридических норм
4. Толкование Конституции Российской Федерации
5. Особенности толкования норм международного права
Глава 19. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
1. Понятие и структура правосознания
2. Правовая культура: понятие, функции, виды
3. Особенности правосознания и правовой культуры в России
Глава 20. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
1. Правомерное поведение: понятие, структура, виды
2. Юридический конфликт
3. Понятие правонарушения, его признаки, состав и виды
4. Социальные корни (причины) правонарушений
5. Юридическая ответственность: понятие и виды
Глава 21. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
1. Понятие и принципы законности
2. Обеспечение законности
3. Правопорядок, его соотношение с общественным порядком и законностью
4. Законность в государственном управлении
5. Режим правозаконности и обеспечение прав граждан
Глава 22. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Правовое воздействие и правовое регулирование: понятие и соотношение
2. Общая характеристика механизма правового воздействия
3. Норма права в механизме правового воздействия
4. Правосознание и правовая культура как средство обеспечения реализации прав личности
Глава 23. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
1. Понятие и типология правовых систем
2. Англо-американская правовая система
3. Романо-германская правовая система
4. Мусульманское право
Глава 24. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
1. Общая социальная природа международного и национального права
2. Современное международное право и внутригосударственное законодательство
3. Согласование национального права с международно-правовой системой
Литература для углубленного изучения курса
Предметный указатель
ОТРЫВОК
Глава 1
ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Теория государства и права как социально-гуманитарная наука
С древних времен людей интересовал вопрос, что такое право и что такое государство. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и на Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов, выдвигали свои суждения, свои теории о роли и месте права и государства в жизни каждого человека и общества в целом. Этот вопрос интересовал их прежде всего потому, что право и государство и в древних, и в современном обществах затрагивают каждого из нас.
На каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе, об их социальном назначении. Но с развитием общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с изменением мировоззрения человека, многих его ориентиров, человеческих ценностей. Человеческое общество, как и природа, существует и развивается по определенным законам. Законы развития общества и человеческого бытия изучаются философией, историей, экономическими науками, этикой, социологией и другими общественными науками. В число общественных наук входит и юридическая наука. Она раскрывает закономерности существования, функционирования и развития права и государства, политического и правового сознания, политических и правовых отношений. Юридическая наука призвана объективно отражать исследуемые явления и вооружать человека знаниями о природе и сущности правовых явлений.
Среди юридических наук особое место принадлежит общей теории государства и права, которая изучает закономерности функционирования и развития государственно-правовых явлений, которые являются общественными явлениями. Например, право призвано регулировать, упорядочивать определенные общественные отношения. Следовательно, нет общества без права и нет права без общества. И наука, изучающая государство и право, относится к общественным наукам. Вместе с тем это наука и гуманитарная - наука о человеке (его правах и свободах). То или иное понимание природы человека обуславливает ту или иную модель общественного бытия, следовательно, и права как основы этого бытия, общественных отношений.
Издавна природу человека понимали по-разному. Мы придерживаемся традиций, восходящих к Протагору (греческий софист) и Аристотелю, которые понимали человека как существо общественное и политическое, т. е. склонное к общению с себе подобными (со времен платоновского Сократа природу человека определяли как разумного существа). Протагор писал, что “Человек есть мера всех вещей”. Именно человеческое начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. Каковы же условия его общения с другими людьми? Необходимы разумные условия совместной жизни, согласие вокруг этих условий, норм, правил совместной жизни. Человек - существо общественное. Отсюда следует, что нужно согласие в вопросах права. То или иное понимание природы человека обусловливает ту или иную модель общественного бытия. Каковы условия общения в совместной жизни? Потребу
ется ли согласие для совместного существования? Ответ на эти вопросы один: государство создается главным образом для защиты и удовлетворения нужд человека, его прав и свобод. В вопросах определения природы взаимоотношений индивида и государства некоторые ученые исходят из понимания того, что люди, опираясь на достижения своего познания, сами сознательно определяют условия своего общения и свой образ жизни. Таким образом, они сознательно заключают общественный договор (соглашение) для обеспечения взаимной безопасности и справедливости.
Другая позиция: человек - эгоист, он асоциален, предпочитает силу. Здесь иная модель общественной жизни. По мнению Т. Гоббса, асоциальные порывы, присущие человеку, необходимо сдерживать ради главной ценности - порядка в обществе. Во имя порядка люди расстаются со своими правами и свободами.
Таким образом, мы видим, что в философии (теории) права сложились два противоположных подхода в понимании природы человека и общества, соответственно и различные типы правопонимания. От того, как понимать природу человека и общества, общественные отношения, зависит наука о самом человеке и обществе.
Теория государства и права - это система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях существования и развития государственно-правовых явлений, о том как наука исследует их социальную природу, дает объяснение их сущности, показывает социальное назначение в жизни общества. Положения, выводы и основные категории этой науки занимают самостоятельное место в системе социальных наук. Специфика этой науки, позволяющая выделить ее в самостоятельную отрасль обществоведения, состоит прежде всего в том, что только она имеет главным и основным объектом своего исследования правовую и государственную организацию общества.
Теория государства и права, как и любая наука, отражающая сферу человеческой деятельности, ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности, в первую очередь о государстве и праве, этих специфических социальных явлениях, занимающих важное место в жизни общества. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации (сделать вывод об этом позволяет общественная практика) государство и право выступали как активная, деятельная сила, управляющая судьбами людей, классов, обществ. Составляя лишь часть, хотя и важнейшую, общественно-политической структуры любого цивилизованного общества, эти институты настолько срослись с ним, настолько довлели над всеми сторонами его жизни, что в глазах многих мыслителей прошлого отождествлялись с обществом. Особенности общей теории государства и права как науки состоят в том, что она является, во-первых, общественно-гуманитарной наукой, предмет которой составляют общественные явления - право и государство. Этим она отличается
от ряда других наук (естественных, технических).
Во-вторых, она является политико-юридической наукой, изучающей такие общественные явления, которые непосредственно относятся к области права, политики, властной деятельности государства. Этим она отличается от других общественных наук, не изучающих непосредственно правовые явления.
В-третьих, она является общетеоретической наукой, изучающей основные и общие закономерности и общие черты функционирования и развития государства и права. В-четвертых, это наука философского (методологического) характера. Освещая общие закономерности функционирования и развития правовых явлений, она конкретизирует положения философии в области права, разрабатывает методы (т. е. способы) изучения правовых явлений.
Теория государства и права как социально-гуманитарная наука, наука о человеке в его общественных отношениях взаимодействует с другими общественными науками: философией, историей, экономическими науками, социологией, психологией, культурологией, политологией и др.
Теория государства и права тесно взаимосвязана с философией - наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Основываясь на положениях, разработанных философией общественного развития, теория государства и права рассматривает наиболее общие закономерности функционирования и развития таких социальных явлений, как право и государство.
Теория государства и права, изучая государственно-правовые явления, опирается на философское знание как знание самого высокого теоретического уровня, так как философия имеет своим предметом изучение всеобщих свойств и закономерностей развития природы, общества, мышления. Философские категории - причина и следствие; необходимость и случайность; общее, особенное, единичное; сущность и форма; базис и надстройка; материальные и идеологические отношения и т. п. - являются отправными, исходными знаниями, которые в теории государства и права конкретизируются применительно к государственно-правовым явлениям.
Таким образом, применение философских категорий в данной конкретной области позволяет научно достоверно вырабатывать общетеоретические знания о государстве и праве в виде категорий (понятий) теории государства и права. Подобное преобразование знаний достигается путем конкретного изучения объективной диалектики развития государства и права. Источником такого знания являются все юридические науки вместе взятые. Но на начальном этапе источником первостепенной важности является история государства и права, богатый фактический материал которой должен быть использован в целях усвоения диалектики развития государства и права как объективных явлений человеческого общества. Опора на этот материал поможет усвоить категории науки тео- рии государства и права как теоретическое отражение диалектики развития государственно-правовой жизни общества.
Теория государства и права как наука сформировалась далеко не сразу, и поэтому здесь мы употребляем термин "теоретическое знание о государстве и праве". Их становление происходит только через формирование философских знаний об обществе. Это единый процесс, который происходит одновременно. Само становление философии (ее теории) связано с осмыслением власти, права. Философия всегда определяла стиль мышления, мировоззренческие ориентиры. Для возникновения теоретических знаний о государстве была необходима наука о философии государства, о праве - философия права (теоретические знания о государстве и праве).
Если становление философии государства происходит на основе познания проблемы возникновения, бытия государственности, то становление философии права происходит на основе познания вопросов права. В рамках философии происходит осмысление понятия свободы личности, ее предопределенность духовными и материальными условиями жизни. Со времен античности и по настоящее время идет процесс философского осмысления этого сложного проявления человеческого поведения - свободы волевого выбора поведения. Именно со свободой волевого поведения многие выдающиеся мыслители и философы связывают возникновение и развитие такого сложного социального феномена, как право. Возникает вопрос: чью же именно волю выражает право? Государства, народа, господствующего класса, или же это определенная мера (масштаб) свободы в рамках определенного социума? От правильного понимания этих вопросов во многом зависит и решение научных и практических проблем в области юриспруденции.
Следовательно, философская наука во все времена влияла на то, каким будет это право. Во времена античности признавалась идея коллективной свободы, свободных граждан. Право - мера этой свободы (коллективной свободы граждан). Рабы исключались из сферы правовой защиты.
В Новое время появляется индивид, который не хочет себя связывать никакими сословными, корпоративными узами, объявляет себя свободным от них и обладающим естественными правами (на жизнь, свободу, имущество). Именно в рамках философии права Нового времени складываются представления о праве как совокупности естественных прав и свобод человека - неотъемлемых условий его свободного и творческого существования и развития.
На сегодняшний день все развитые демократические государства в своих конституциях закрепляют принцип приоритета естественных прав личности, объявляют перечень основных прав и свобод человека и гражданина и устанавливают систему юридических гарантий этих прав.
Таким образом, каждая эпоха влияет на парадигму теоретических знаний о праве, на ту или иную направленность теоретического знания о праве.
Теория государства и права издавна связана с этикой. В Древнем Востоке учение о праве формулировалось в этике, специальном разделе философии. Согласно учению знаменитого древнекитайского философа Конфуция, который жил в VI-V вв. до н.э., в основе человеческой жизни лежит категория "жень", т. е. гуманность. Не делай другим того, чего не желаешь себе - основа (этический принцип) учения о праве Конфуция и правовой доктрины конфуцианства.
Античные авторы излагали учение о праве в книгах "этика". Они отождествляли право и справедливость. Для них право - это полисная (политическая) справедливость. Греческое слово (термин) dike (Dike - "богиня, олицетворяющая идею справедливости, правды"), равнозначное римскому слову jus, применялось для обозначения понятия права.
В эпоху Просвещения И. Кант строил свое учение о праве на основе категорических императивов. Первый постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства. Второй категорический императив: поступай так, чтобы всегда видеть человечество в качестве цели и никогда в виде средства достижения цели. Этическими основами права выступает, по Канту, учение о категориче- ских императивах.
Таким образом, категория "справедливость" - общая и для этики, и для теории права (правоведения). Справедливость - один из важнейших признаков права, хотя с этим утверждением согласны не все ученые.
Теория государства и права тесно связана с исторической наукой, которая изучает историю развития человеческой цивилизации во всем ее многообразии. Сегодняшнее государство и право - это результат предшествующего исторического развития общества. От того, как мы представляем историю общественного развития, во многом зависит то, как мы будем представлять государственно-правовые явления. Опираясь на конкретные данные исторической науки, теория государства и права исследует наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно- правовых явлений.
Каждая ступень исторического развития позволяет нам показать конкретные особенности функционирования и развития правовых явлений этой эпохи. Для античности история - это круговорот политических и правовых форм (Полибий, Платон). Полибий утверждал, что в результате общественного договора появляется монархия. Затем монархия вырождается в тиранию. В тирании появляются интеллектуалы. Затем тирания переходит в аристократию, которая сначала заботится о чести, достоинстве, равенстве, но потом злоупотребляет властью (коррупция, произвол становятся нормой). В свою очередь аристократия переходит в олигархию и общество разбивается на богатых и бедных, между которыми происходит борьба. Устанавливается демократическая форма правления. Однако эта демократия снова превращается в анархию. Снова появляется сильная власть монарха.
История Средних веков показывает нам развитие идеи индивидуальной свободы. Хотя теология безраздельно господствовала во всех сферах общественной жизни, средневековая политико-правовая мысль продолжала вносить определенный вклад в развитие идей о правах и свободах личности - Великая хартия вольностей (1215 г.). В общественно-политической жизни Англии (XIII в.) учреждаются институты парламентаризма и судебной власти, без которых невозможны гарантии личных свобод. История Нового времени дает богатый материал не только высокого развития политико- правовой мысли, но и законодательного закрепления института основных прав и свобод личности, принципа разделения властей, независимости судебной власти, правовой организации общественного устройства.
Правовые традиции, сложившиеся в эпоху Нового времени, и новый взгляд на государство и право послужили исходным пунктом демократического устройства современных западноевропейских стран.
Теория государства и права как наука всегда тесно связана и взаимодействует с наукой об обществе - социологией. Термин “социология” был введен в научный оборот французским философом Огюстом Контом (его называют отцом социологии) в работе "Курс позитивной философии" (1842 г.). Затем эту науку развил английский философ, социолог середины XIX в. Г. Спенсер. Дальнейшее развитие и признание социология как наука получила тогда, когда были разработаны и сформулированы основные теоретические концепции в области изучения социальных явлений (Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм и др.).
Социология - это наука, изучающая структурные элементы общества во взаимосвязи, условия их существования, а также функционирование и развитие всех сторон деятельности людей в обществе. В рамках социологии можно выделить новое научное направление - социологию права, которая рассматривает правовую систему в тесной взаимосвязи с жизнью, общественной практикой.
Социология права зародилась на стыке XIX-XX вв., а в России начала развиваться в 20-е г. XX в. Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Н. Н. Кареев и другие, внесли значительный вклад в развитие правовой мысли, выработали социологический подход к понятию права. В частности, Н. М. Коркунов определял право как меру разграничения интересов людей, а С. А. Муромцев - как правоотношение.
Социология права различает, как обстоит дело с "правом в жизни" и с "правом в книгах", а также изучает, каковы общественные явления на самом деле, в том числе и "право в жизни", и сопоставляет это с "правом в книгах". Конкретные социологические исследования в праве дают возможность изучить правовые явления, существующие в обществе, и на этой основе совершенствовать правовую систему. Правовые явления (правосознание, правоотношения, правовые нормы) имеют свою социальную обусловленность. Конкретные правовые институты и нормы возникают на основе и с учетом определенных социальных отношений. От того, насколько правильно правовые институты и нормы отражают систему существующих общественных отношений, зависит и эффективность функционирования и развития права. В свою очередь право тоже способствует дальнейшему развитию и совершенствованию регулируемых им социальных отношений. Правовые отношения неразрывно связаны с экономическими, политическими, организационными (управленческими), семейными и иными общественными отно
шениями. Следовательно, социологические исследования в праве обеспечивают юриспруденцию важнейшим фактологическим материалом, который способствует реформе и совершенствованию законодательства, а также реализации правовых предписаний в социальное поведение личности, социальных групп. В свою очередь теория государства и права служит методологической основой социологических исследований, а результаты этих исследований способствуют ее дальнейшему развитию.
Теория государства и права тесно взаимодействует с психологией (от греч. psyche - "душа", logos - "учение, наука") - наукой о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Человеческая психика, сущностной характеристикой которой является сознание, является порождением и функцией биологических и социальных процессов. Сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) определенные свойства. Психология выявляет характер соответствия действительных мотивов, установок, ориентаций личности сложившимся у нее представлениям о них. Психология исследует лишь определенный аспект человеческой деятельности, т. е. зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов. В рамках психологии выделяют юридическую психологию, которая изучает закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом о
тношений. Одним из основоположников психологической теории права считается Л. И. Петражицкий, который считал, что есть право официальное (позитивное), которое выражено в законах и других актах государства, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей. Интуитивным правом обладают разные группы людей. Человек в своих отношениях с другими людьми постоянно сталкивается с различными психологическими переживаниями (эмоциями), побуждающими его совершать определенные действия. По мнению Л. И. Петражицкого, из таких эмоций и складывается интуитивное право, которое занимает первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений. Проблема права, по его мнению, заключается в сфере человеческой психики. Под правом он понимает правосознание и правоотношения.
Теория Л. И. Петражицкого приобрела широкое признание в начале XX в. в России, а позднее, благодаря усилиям его учеников Ж. Гурвича, П. Сорокина, Н. Тимашева, и за ее пределами. В частности, П. Сорокин говорил: "Как мы можем понять не то что право, а вообще отношения между людьми, только одни действия людей, не обращая внимания на мотивы этих действий".
Неразрывная связь существует между теорией государства и права и экономической наукой, которая дает анализ рыночного хозяйства (производство, распределение, обмен и потребление материальных благ). Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей в сфере производства материальных благ - основы жизнедеятельности человека и общества. Производство отражает взаимодействие, во- первых, человека и природы, а во-вторых, людей в процессе их хозяйственной деятельности. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.
При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием цивилизации степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы. Идеи свободы, равенства, разума и прогресса получают окончательное воплощение в рыночных экономических отношениях Нового времени. Субъекты рыночных экономических отношений - буржуа заявили о своих неотъемлемых, неотчуждаемых правах и свободах, которые затем были законодательно закреплены.
Опираясь на положения и выводы экономической мысли, теория государства и права рассматривает все правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Развитая правовая система способствует прогрессу экономических отношений, росту благосостояния народа.
Теория государства и права взаимодействует также и с культурологией - наукой о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Культура - это все то ценное, что создано человечеством. Первичной ценностью является человек (его права и свободы), развитие его личности и свободы. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, в том числе и право как явление цивилизации (речь идет о социальной ценности права). Крупнейший социолог П. Сорокин в своей главной работе "Социальная и культурная динамика" рассматривал право как часть культуры.
Согласно теории "множественности культур" (Фр. фон Савиньи): "Какова культура, таково и право". Это объясняет наличие различных правовых систем в каждой стране. Однако в современном интегрированном мире идет процесс сближения и взаимообогащения национальных правовых систем и их согласования с международным правом.
Таким образом, культурология способствует развитию правовых институтов, а достижения теории государства и права и юриспруденции в целом в свою очередь вносят существенный вклад в общую культуру человечества.
Особое значение имеет вопрос о взаимодействии теории государства и права с политологией - наукой о политике, политической системе общества. Современная политическая наука (конец XIX-начало XX в.) тесно переплетается с государственно- правовыми явлениями. И политология, и теория права изучают государство. Но государство они изучают по-разному. Предметом политической науки американские ученые считают политическую систему общества (совокупность государства, партий, общественных организаций), а европейские политологи, в частности французские ученые, считают, что предметом политической науки являются отношения людей по поводу власти в обществе, изучение власти в различных сферах; анализ отношений людей по поводу власти не только в государстве, но и в других социальных образованиях.
В политической науке государство выступает одним из звеньев политической власти. В теории государства и права государство - это публично-правовая общность, обладающая суверенитетом, действующая в рамках права и осуществляющая свою деятельность на основе разделения властей и взаимной ответственности личности и государства.
Таким образом, теория государства и права не только изучает государство как элемент политической системы, но рассматривает его как публичную общность, обладающую определенными признаками (формы государства, политические режимы в связи с правовыми основами).
Для политической науки государственное управление - это управление обществом с целью согласования различных интересов социальных групп, с целью смягчения конфликтов в обществе между группами - консенсус через конфликт. Для теории государства и права государственное управление - это деятельность, осуществляемая тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Для юриста легальность политической власти - ее конституционность, а для политолога легитимность политической власти - это ее признание большинством населения на основе разных ценностей. Различают следующие типы легитимности: 1) вера в право (западная культура); необходимость реформ, основанных на правовых принципах; 2) вера в харизматического лидера (Гитлер, Сталин и т. д.); харизма (греч.) - "пророки, обладающие особым даром воздействия на аудиторию". Этот тип легитимности характерен для России; 3) вера в традиции (традиционалистский тип легитимности). Еще Конфуций говорил, что власть легитимна, если она опирается на сложившиеся обычаи, традиции, ритуалы. Плох тот руководитель, который проводит реформы, не считаясь со сложившимися в обществе традициями.
Таким образом, теория государства и права - это социально-гуманитарная наука, которая отличается от других социально-гуманитарных наук тем, что она изучает, как взаимодействуют государственно-правовые явления (как социальные явления) с другими социальными явлениями, и обращена к личности как высшей социальной ценности.
2. Теория государства и права как юридическая наука
Юридическая наука включает в себя, помимо теории государства и права, и другие области правовых знаний. В зависимости от того, на каких явлениях правовой жизни сосредотачивает свое внимание каждая область юридической науки, формируется ее собственный предмет исследования. В зависимости от особенностей предмета исследования любая область знания создает и использует особые методы исследования, систему понятий и терминов, в которых описывается и объясняется изучаемая реальность. Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук, определяемое своеобразием предмета исследования и методологической значимостью для других юридических наук. Если основанием для выделения теории государства и права в общей системе общественных наук служит объект познания - вся сфера государственной и правовой жизни общества в целом, то в системе юриспруденции она выделяется по предмету познания. Теория государства и права - это наука об общетеоретических знаниях о государстве и праве, которая взаимодействует с
другими юридическими науками. Она является исходной теоретической основой для существования и развития других юридических наук, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль, т. е. занимает ведущее место в системе юридических наук. С другой стороны, теория государства и права может успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, отраслевых и прикладных юридических наук.
В системе юриспруденции условно можно выделить несколько групп относительно самостоятельных правовых наук. Первую группу составляют историко-теоретические (историко-правовые) науки: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Предметом их исследования являются исторические процессы возникновения, развития и функционирования права и государства, политических и правовых учений в конкретно-исторической обстановке и хронологической последовательности. Историко-правовые науки исследуют такие исторические факты, как памятники права, государственно-правовая организация общества и т. д. Конкретные историко-правовые исследования представляют ценный материал для теоретической науки. Теория государства и права свои выводы и суждения строит на основе анализа и обобщения определенного исторического материала, отражающего государственно-правовое развитие с древнейших времен до новейшего времени. Обобщение на высоком уровне теоретической научной абстракции этих конкретных
исторических фактов позволяет раскрыть закономерности функционирования и развития таких общественных явлений, как право и государство. Но сама историческая наука тоже нуждается в теоретических разработках. Она более конкретна, в то время как для теории важно выявление общих положений, закономерностей.
Вторая, самая большая группа состоит из отраслевых юридических наук. К ним относятся наука гражданского права, наука уголовного права, наука трудового права, наука административного права и др. Предметом их исследования являются закономерности правового регулирования соответствующих областей общественных отношений. Теория государства и права, с одной стороны, питается достижениями этих наук, с другой стороны, взаимодействуя с этими науками, реализует методологическую функцию. Отраслевые юридические науки руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности и социальном назначении государства и права, общими понятиями права, нормами права, нормативными актами, отраслью права, правовым институтом, актами применения права, правоотношениями, субъективным правом и юридическими обязанностями и т. д. Главное - обе группы, объединяя свои усилия, решают проблемы сегодняшнего дня.
В третью группу входят прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.). Их задачей является использование достижений естествознания и техники для решения проблем юридической практики.
В системе юридических наук следует выделить науки, изучающие зарубежное государство и право (любая отраслевая зарубежная юридическая наука, римское право, конституционное (государственное) право зарубежных стран и т. д.), а также межотраслевые науки (например, криминология). Нам представляется, что наука международного права также занимает самостоятельное место в системе юридических наук, включая в себя как международное публичное, так и международное частное право. Отраслевые и другие юридические науки изучают отдельные стороны, отдельные области права и государства или историю правовой организации общества. В совокупности они широко и всесторонне исследуют все проявления, все грани государственно-правовой действительности. Однако вся сумма знаний, накопленных этими науками, не может дать целостного и полного представления о государственно-правовой организации общества. Изучение специфических закономерностей функционирования и развития права и составляет задачу теории государства и права.
Закономерности развития и функционирования государства и права рассматриваются в неразрывной связи с законами развития общества. Государственно-правовые явления изучаются как элементы единого общественного целого, в зависимости от экономического строя общества, обусловленной им социальной структуры, уровня развития культуры и т. д. Поэтому в предмет теории государства и права входит изучение и общих закономерностей развития общества в той мере, в какой они воздействуют на развитие государственно-правовой материи.
Отдельные явления правовой жизни общества (правосознание, правоотношения, правовые нормы, правонарушения и т. д.) также обладают своими специфическими закономерностями функционирования и развития. Они изучаются отраслевыми юридическими науками лишь в определенном аспекте, с точки зрения характеристик, свойственных данным явлениям в конкретных отраслях правовой жизни. Общие же закономерности данных явлений в целом - предмет исследования общей теории государства и права. Например, в теории государства и права изучаются не уголовно- правовые правонарушения, не гражданско-правовые и т. д. - этим занимаются соответствующие отраслевые науки. Теория государства и права, опираясь на достижения отраслевых юридических наук в этом вопросе, исследует правонарушения в целом как специфическое социально-правовое явление общества, его природу, общие закономерности возникновения и развития вне зависимости от конкретных форм их проявления в той или иной отрасли права. Таким образом, предметом изучения теории государства и прав
а являются общие и специфические закономерности развития и функционирования правовой организации общества.
Теория государства и права оказывает мощное воздействие на движение юридической мысли в целом. Теоретическая культура правовых исследований и практической деятельности имеет исключительно важное значение для юридической активности. Как фундаментальное знание теория государства и права является важнейшим источником правового прогресса. Теоретические положения широко используются специалистами в правотворческой и правоприменительной деятельности, при решении вопросов совершенствования государственного аппарата, в правовом воспитании и т. д. Из различных определений науки теории государства и права можно привести в качестве примера следующее. Наука о государстве и праве - это сумма и система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Теория государства и права исследует эти явления в целом и поэтому носит фундаментальный (общетеоретический) характер.
Уясним вначале понятие “закономерность” исходя из определенного смысла, имея в виду связи между явлениями и процессами, происходящими в объективном мире, обладающие рядом признаков. Итак, закономерность - это:
1. связи причинно-следственной зависимости одних явлений (процессов) от других, связи взаимодействия;
2. связи объективные, т. е. происходящие в мире независимо от воли и сознания людей;
3. связи необходимые, т. е. такие, которые складываются неизбежно, не могут не возникать, например экономическое господство в общественном производстве определенной группы людей неотвратимо влечет и политическое господство этой же группы;
4. связи общие, т. е. имеющие распространение в различные эпохи, в разных странах и у разных народов и характеризующие данные явления (процессы) в существенных (основных) чертах;
5. связи устойчивые, т. е. существующие неопределенно длительное время, которые не могут исчезнуть, разрушиться под действием других явлений (процессов), с которыми данные явления так или иначе связаны (взаимодействуют).
Для теории государства и права в системе универсальных связей, обладающих указанными выше признаками, важны не все их стороны, а только те, которые объясняют свойства данных институтов как особых (специфических) явлений общественной жизни, отличных от всех иных явлений. Именно эти стороны закономерных связей позволяют отличить предмет теории государства и права от предметов других общественных наук. Таким образом, суммируя сказанное, можно в порядке общего определения сказать, что в теории государства и права закономерность есть объективная, необходимая, общая и устойчивая связь государственно-правовых явлений между собой и с другими общественными (социальными) явлениями, связь, которая воплощает (порождает) качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико- юридические свойства.
В процессе изучения теории государства и права постоянно придется иметь дело с научными понятиями как содержательными образами, в которых отражены реальные процессы из жизни государства и права, причем каждое понятие фиксирует отдельные их свойства, не допуская повторения.
В системе понятий теории государства и права главную теоретическую и познавательную роль выполняют наиболее общие понятия - категории, являющиеся результатом максимального обобщения: "сущность государства", "форма государства", "тип государства", "функция государства", "механизм государства", "сущность права", "форма права", "правовое отношение", "система права" и т. д.
Содержание понятий теории государства и права объективно задано государственно- правовыми закономерностями, поэтому понятие - это мыслительный образ, аналог закономерностей государственно-правовой жизни общества. В этом онтологическая сторона понятия как научно достоверного знания. Каждое понятие как бы представляет ту или иную закономерность, "материальное" свойство государства и права. Это не просто результат формальных определений частей государственно-правовой надстройки, а итог предметно-теоретической деятельности, отражающей объективные свойства государства и права.
Любое понятие в теории государства и права объективно по содержанию, по природе, но субъективно по происхождению, иными словами, это результат мышления, что отражает гносеологическую его сторону. Важно уяснить переход от одного понятия к другому, т. е. от знания одного уровня к знанию другого уровня.
Для глубокого усвоения понятий (категорий) теории государства и права недостаточно простого заучивания соответствующих определений, требуется усвоение творческое, так как каждое из них имеет свое содержание, отражающее объективную закономерность, свойства той или иной стороны государственно-правовой жизни. Но так как сами эти закономерности, свойства развиваются, не остаются неизменными, предстают на каждом отрезке времени в новом виде, то и содержание понятий (категорий) также развивается (в меру того, как научная мысль поспевает за ходом развития объективной реальности). Чтобы усваивать категории с этой стороны - со стороны их исторически развивающегося содержания, необходимо обогащать свою память сведениями о фактах современной жизни обществ, классов, государств. Но задача не сводится к простому накоплению фактов о событиях. Требуется их восприятие в категориальной форме, т. е. с точки зрения того, какие закономерные связи в этих фактах проявляются.
Творческий характер познания государства и права, использование существующих категорий в этом процессе как в настоящем, так и в будущем отражают их методологическую сторону.
В специальной юридической литературе главное внимание уделяется онтологической стороне понятия, т. е. раскрытию их содержания, хотя методологическая сторона требует умения и навыков использования категорий в процессе познания государственно- правовых явлений.
Так как понятия - не простой результат формальных определений, то и оперирование ими не может заключаться в формальном "подведении" фактов государственно-правовой жизни под понятия. Теория государства и права имеет дело не с формальным оперированием выработанными понятиями, а с установлением отношений между содержанием понятий и их реальным эквивалентом (аналогом) в государственно-правовой деятельности. При этом проверяется, действительно ли изучаемые факты, явления охватываются теми или иными категориями, и выявляется, какую именно связь между собой они выражают.
Из этой научной роли понятий (категорий) вытекает возможность оперирования ими в учебных целях. Всякий достоверный фактический материал, характеризующий государство и право, должен осваиваться в категориальной форме, т. е. с точки зрения того, как через этот материал раскрываются объективное содержание категорий и связи между ними. Иначе говоря, материал не просто запоминается, а, проходя через память, как бы "фильтруется" и "сортируется" через призму тех или иных категорий. Таким образом, каждая категория теории государства и права имеет свою онтологическую, гносеологическую и методологическую сторону, является частью логически стройной, проникнутой определенным иерархическим началом системы категорий, связанных между собой в логической субординации (т. е. соподчиненности). Основу этой субординации составляют всеобщие исходные категории - "сущность государства" и "сущность права". На их базе формулируются другие всеобщие основные категории, в которых конкретизируются исходные. Они отражают развитие госуда
рства и права как особых форм общественной жизни. Всеобщие (предельно общие) категории глубоки по содержанию и нуждаются в конкретизации через другие категории. Эта необходимость и объясняет тот факт, что все категории находятся в иерархической зависимости друг от друга, предполагают друг друга, как бы продолжают одна другую в цепи конкретизации.
Итак, теория государства и права является по отношению к отраслевым и другим юридическим наукам теоретико-методологической наукой, при этом многие ее категории функционируют в специальных дисциплинах, где вместе с тем имеется ряд категорий, присущих только им.
3. Предмет теории государства и права
Каждая наука имеет свой предмет исследования - круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспрудeнция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом.
Предмет любой науки, в том числе теории государства и права, - это область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование. В данном случае им являются наиболее существенные стороны государства и права.
В теории государства и права считается доказанным, что эти институты существовали не всегда, а возникли лишь на определенном этапе развития общества, с его расколом на антагонистические классы, поэтому государство зарождается вначале как особая политическая организация экономически сильного господствующего класса (политиче- ских сил, стоящих у власти), является орудием подавления угнетенных классов и слоев общества. Вместе с государством появляется и право.
Государство и право тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга, не существуют раздельно. Государство устанавливает правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществление государством политической власти. Теория государства и права изучает государство в его правовом оформлении, а право - в государственном выражении с учетом их социально-экономической обусловленности, политического назначения.
Государство, устанавливая нормы права, обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества. Поэтому нельзя познать государство и право, исследуя их изолированно.
Большинство ученых признают, что возникновение и развитие государства и права не зависят от воли и сознания людей, а представляют собой закономерно совершающиеся в обществе процессы. Эти закономерности становятся предметом научного познания, составляющего особую область общественного познания. Теория государства и права изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются:
закономерности возникновения государства и права, смены их исторических типов;
развитие сущности и содержания государства и права;
механизм, внутренние и внешние функции государства;
назначение аппарата публичной власти, признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка;
назначение и функции права, пределы правового регулирования.
Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права и одинаково свойственны всем типам государства и права. Однако эти закономерности специфически преломляются в каждом их типе, в то же время каждому историческому типу присущи “собственные” общие закономерности, которые тоже являются предметом рассмотрения теории государства и права. Иные частные закономерности анализируются в специальных юридических науках.
Социально-классовая природа государства и права динамична. Поэтому при исследовании важно раскрыть не только специфические свойства, но и механизм действия законов, лежащих в основе происходящих в государстве и праве изменений и характеризующих эти институты в процессе развития.
Следовательно, предметом общей теории государства и права является изучение системы общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно- правовых явлений.
Государство и право существуют в системе взаимодействующих в обществе явлений, каковыми выступают экономические и вытекающие из них общественные отношения, политика, идеологические воззрения, философия, мораль и др. Все они в той или иной степени влияют на государство и право и в свою очередь сами испытывают их влияние на себе. Эти явления объективного мира по своему воздействию на государство и право неравнозначны. Перед историками, политиками, социологами, которые изучали социальные процессы, руководствуясь свободным субъективным усмотрением, но не владели научным методом познания, это взаимодействие представало как хаотическое нагромождение разнообразного по характеру противоречивого материала. Предпочтение отдавалось тому или другому в зависимости от воззрений исследователя, хотя задача была одна: отразить в понятиях логику исторического развития государственно-правовых явлений, рассматривая их в общем сложном процессе взаимодействия как неравнозначные по своей роли и влиянию на государство и право и пото
му подлежащие определенной систематизации, классификации.
В теории государства и права одним из классификационных критериев выступает экономический базис общества. В итоге все богатое многообразие имевшихся в истории конкретных форм государственности и права предстает совершенно в ином виде. Стало очевидным, что если есть конкретные, сменяющие друг друга типы государства, соответственно существуют и типы права. Процесс смены одного типа государства и права другим не зависит от воли и сознания людей, представляет собой исторически закономерное явление.
Таким образом, теория государства и права выясняет объективные законы общественного развития, отраженные в государстве и праве, их социально-политические цели, вскрывает весь механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденции его развития.
Однако связь государства и права с общественными, прежде всего с экономическими, отношениями не так проста. Право не есть простой слепок экономических отношений. Последние отражаются в сознании политических сил, стоящих у власти, формируют у них определенные политические и правовые убеждения, на основе которых затем формируется государственная воля, выраженная как закон. Поэтому теория государства и права изучает и политические отношения, влияние правовой идеологии на развитие данных институтов, а также правовые отношения, через которые право воздействует на общественные отношения.
Предмет теории государства и права, как и всякой науки, не остается неизменным. Социальная практика в нашей стране и за рубежом ставит перед наукой все новые и новые вопросы, требующие теоретического осмысления и решения на основе политического обобщения и практики. В первую очередь должны быть исследованы следующие проблемы:
закономерности формирования и развития аппарата власти и управления, пути повышения его ответственности;
пути развития демократии, совершенствования представительной системы;
пути совершенствования системы права и разработка основ систематизации законодательства, практики его реализации;
анализ проблемы реализации законности в качестве неотъемлемого компонента образа жизни российского общества;
роль права как регулятора общественных отношений в период научно-технической революции;
пределы воздействия государства и права на общественные отношения, функции права и др.
Взгляд на государство и право как исторически закономерные институты человеческого общества является логическим выводом учения об обществе.
Теория государства и права изучает государственно-правовые явления не изолированно от других фактов цивилизованного общества, а в тесной и неразрывной связи с ними. Особое влияние на них оказывают возникновение и развитие классов и классовой борьбы, ре- ализация общих интересов собственников основных средств производства и т. д. Государство и право не являются, однако, пассивным следствием этих процессов, а обладают относительной самостоятельностью, являются активной силой. Они непосредственно влияют прежде всего на экономику, оказывая тем самым воздействие на весь ход истории. В современных условиях социально-политическое развитие во всех странах мира характеризуется возрастанием роли государства и права в жизни общества, усилением государственно-правового вмешательства в различные общественные процессы.
Еще раз подчеркнем, что теория государства и права занимает особое место в системе юриспруденции именно в силу своеобразия предмета исследования и особой методологической значимости для других юридических наук. Если отраслевые юридические науки изучают отдельные стороны и области юриспруденции, то теория государства и права изучает юриспруденцию в ее обобщенном виде, т. е. с точки зрения общих и специфических закономерностей функционирования и развития права, правовых институтов (правосознания, правоотношений, правовых норм и т. д.). Теория государства и права, опираясь на достижения отраслевых юридических наук, стремится раскрыть наиболее общие черты каждого из этих явлений, выработать понятийный аппарат науки. Теория государства и права, изучая общие закономерности, присущие государству и праву как особым социальным явлениям (понятие права, его качественные признаки, его сущность и социальную природу, основные элементы и институты права), определяет как закономерности функционирования государства и права во
обще, так и на определенном историческом этапе развития общества.
В отличие от догмы права (юридической догматики), изучающей и решающей практические юридические задачи и проблемы, теория государства и права изучает общие и специфические свойства и тенденции права вообще, независимо от того, где бы и когда бы оно ни существовало.
Теория государства и права изучает не только принципы и нормы права, не только правоотношения, правомерное и неправомерное поведение, не только правосознание и правовую культуру, но и природу объективного и субъективного права, систему естественных прав и свобод личности. Для теоретика и практика-юриста первостепенное значение имеет знание природы и сущности прав и свобод человека и гражданина, их законодательное признание, соблюдение и защита.
Научное исследование правовых проблем дает возможность более детально и реально прогнозировать развитие государственных и правовых институтов и адекватно их применять в юридической практике. Выводы и положения теории государства и права служат теоретической основой при разработке отраслевыми юридическими науками положений и практических рекомендаций. Тем самым теория государства и права служит методологической основой для всех юридических дисциплин, она призвана разрабатывать единые методологические подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исследования для всех юридических наук. Научно обоснованная разработка методологии юридической науки способствует повышению ее познавательного потенциала, увеличивает эффективность исследования правовых явлений.
Научные познания в процессе анализа правовых явлений и юридической практики позволяют выявить сущность и закономерности существования и развития государства и права, иными словами - раскрыть предмет науки теории государства и права. Предмет теории государства и права в юридической литературе определяется по-разному. Во-первых, теория государства и права изучает закономерности, присущие государству и праву как особым явлениям, формирующимся в обществе, закономерности функционирования государства и права на определенном этапе исторического развития (онтологический аспект).
Во-вторых, теория государства и права изучает закономерности происхождения (источники) государственно-правовых явлений (гносеологический аспект).
В-третьих, теория государства и права строит весь процесс познания государственно- правовых явлений в зависимости от того, какой тип понимания права положен в основу правопонимания (теории права), в то или иное построение курса.
Проблемы теории государства и права. Учебник. / С. Комаров, М. Абдулаев - СПб: Питер, 2003. - 576 с.
|