Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Полнотекстовый поиск:
Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

Апель А. Л., Гунько В. А.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.
Цена: 56 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Налоговое право
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      В пособии рассматривается широкий круг вопросов по организации и деятельности государственных налоговых органов и налоговой полиции, приводится перечень полномо-чий должностных лиц государственных налоговых инспекций и сотрудников налоговой по-лиции.
     
     
      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Введение
     
      Часть 1. Правовые основы деятельности государственных налоговых органов
      1.1. Становление и развитие Государственной налоговой службы
      1.2. Задачи и функции Министерства по налогам и сборам
      1.3. Права и обязанности налоговых органов
      1.4. Порядок взыскания налогов
      1.5. Содержание налогового контроля
      1.6. Виды ответственности за налоговые нарушения и налоговые санкции
      1.7. Правовые основы применения административных санкций налоговыми органами по отдельным направлениям экономической и хозяйственной деятельности
      1.8. Права налоговых органов по применению административных штрафов
     
      Часть 2. Правовые основы деятельности Федеральной службы налоговой полиции России
      2.1. Нормативные акты, регулирующие деятельность налоговой полиции
      2.2. Задачи и функции ФСНП России
      2.3. Структура федеральных органов налоговой полиции
      2.4. Права федеральных органов налоговой полиции и ее должностных лиц
      2.5. Вопросы взаимодействия налоговой полиции с налоговыми и иными государственными органами
      2.6. Налоговые (акцизные) посты. Участие налоговой полиции, налоговых органов и милиции в государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции
      2.7. Порядок проведения проверки органами налоговой полиции
      2.8. Порядок рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений граждан в федеральных органах налоговой полиции
      Нормативные документы и литература
     
      Приложение 1. Налоговые (финансовые) санкции за нарушения налогового законодательства РФ
      Приложение 2. Список кодов региональных налоговых инспекций
      Приложение 3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
      Приложение 4. Постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки
      Приложение 5. Решение о внесении дополнений в решение о проведении выездной налоговой проверки
      Приложение 6. Постановление о внесении дополнений в постановление о проведении выездной налоговой проверки
      Приложение 7. Акт выездной налоговой проверки
      Приложение 8. Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации
      Приложение 9. Кодекс чести налогового полицейского
      Приложение 10. Типовое положение о территориальном органе налоговой полиции
      Приложение 11. Типовое положение о подразделении документальных проверок территориальных органов налоговой полиции
      Приложение 12. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 8 февраля 2000 года № АС-6-16/113
      Приложение 13. Постановление о проведении проверки налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции
      Приложение 14. Акт проверки налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции
     
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
     
     
      Часть 1 Правовые основы деятельности государственных налоговых органов
     
      1.1. Становление и развитие Государственной налоговой службы
      1.2. Задачи и функции Министерства по налогам и сборам
      1.1. Становление и развитие Государственной налоговой службы
      Развитие системы налоговых органов России имеет давнюю историю. Опуская значительные периоды дореволюционного развития, остановимся на более поздних этапах.
      Радикальные перемены налоговой системы царской России начались только в конце 1918 г. 31 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Этим декретом было утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов и одновременно упразднены казенные палаты, акцизные управления и финансовые органы местных самоуправлений.
      Губернский финансовый отдел состоял из подотделов: сметно-кассового, прямых налогов и пошлин, косвенных налогов и секретариата. Финотдел уездного исполкома делился на два подотдела: сметно-кассовый и налоговый.
      Из инструмента финансовой политики и регулятора рыночных отношений налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления не только "капиталистов и помещиков", но и большого количества людей, относящихся, как сейчас принято говорить, к среднему классу. К примеру, принятый в 1918 г. Чрезвычайный десятимиллиардный налог носил откровенно конфискационный характер. Фактически все губернии России облагались многомиллионной данью для усиления Красной Армии, которая готовилась к оказанию помощи пролетариату Европы в завершен
      ии мировой революции.
      Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась, вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразверстка и т. п. В этих условиях ни о каких цивилизованных способах пополнения государственной казны не могло быть и речи.
      Переход к восстановлению народного хозяйства начался с марта 1921 г.: продразверстка была заменена продналогом, разрешена свободная торговля, а экономика в целом ориентировалась на государственно-капиталистический путь развития.
      Декрет ВЦИК "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом" предусматривал единый налог на все сельскохозяйственное производство. Однако правила взимания такого налога в 1921 г. разработаны не были, а ситуация с продовольствием вновь складывалась так, что налоги вводились применительно к отдельным отраслям сельского хозяйства и видам продукции. До марта 1922 г. натуральный налог выплачивался сеном и соломой, картошкой и капустой, медом и другими продуктами питания, всего около 20 наименований. Это не могло не сказаться на равномер
      ности и полноте обложения сельского населения.
      Дело осложнилось и тем, что налоги в начале 20-х гг. взимались различными органами. Так, продовольственный налог собирался Наркоматом продовольствия; подворно-денежный налог - местными органами власти; трудналог в денежной части - Наркоматом финансов, а натуральный - Наркоматом труда. С 1924 г. предпринимаются попытки перейти к денежному исчислению и взиманию налогов.
      В период нэпа основной задачей налоговой политики советского государства, наряду с другими задачами, стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В хозяйственном механизме, где цены устанавливаются в плановом порядке, вне какой-либо зависимости от спроса и предложения, налоги перестают быть регуляторами экономических отношений в их классическом понимании.
      Следует отметить особую роль сельхозналога в экономическом разгроме деревни, разрушении многовекового уклада хозяйствования на земле. Решающим в этом деле стал принятый тогда курс на коллективизацию сельского хозяйства. В 1928 г. была проведена реформа сельхозналогов, и уже к 1930 г. дифференциация налоговых платежей оказалась такова, что 2,8% крепких хозяйств обязывались выплатить 29,6% всего сельскохозяйственного налога. Остальные 70% налога возлагались на середняцкие хозяйства, которые в структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети всех крес
      тьянских хозяйств освобождались от выплаты сельхозналога из-за бедности.
      Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство нового налогового аппарата. В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами. В губернских и уездных финотделах налоговые подразделения остались без особых изменений. Были упразднены податные инспекторы при уездных финотделах и сформирован штат фининспекторов, который осуществлял контр
      оль за взиманием прямых налогов и подчинялся непосредственно губфинотделам.
      В 1925 г. НКФ СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения. Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавалось кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам.
      К 1930 г. налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек. Из них половина работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому времени с капиталистическим элементом как в городе, так и в деревне в основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция - структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. К руководящим и контролирующим звеньям относились налоговые отделы
      краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.
      В соответствии с Положением о налоговой инспекции районных и городских финансовых отделов и налоговых ревизоров 1949 г. в районах и городах, не имеющих районного деления, действовали налоговые инспекции, состоящие из старшего налогового инспектора, участковых налоговых инспекторов, их помощников, налоговых агентов в сельской местности, работников бухгалтерии. Структура и штатная численность в каждой инспекции определялись количеством налогоплательщиков, территориально-экономической характеристикой города (района). В крупных городах в состав нало
      говых инспекций входили инспекторы по налогам с заработной платы рабочих и служащих, местным налогам с предприятий, учреждений и организаций и с государственной пошлины.
      Исключительное значение придавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих финансовых органов. Специальный аппарат, контролирующий соблюдение законов при взимании налогов, состоял из ревизоров и старших ревизоров в краевых и областных финотделах, а также из ревизоров, старших и главных ревизоров в министерствах финансов союзных республик и Минфине СССР.
      В 1959 г. были произведены очередные перемены в структуре налоговых органов. Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции были переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции государственных доходов. Их функции практически не изменились. Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в целом по Союзу и по союзным республикам, следило за выполнением плана поступлений платежей в государственный бюджет; разработало проекты ставок нало
      га с оборота на промышленные и продовольственные товары, проводило проверки по обследованию работы по государственным доходам в министерствах финансов союзных республик, а также в местных финансовых органах, выполняло другие работы.
      В союзных республиках аналогичные функции выполнялись управлением государственных доходов министерства финансов союзной республики. В краях, областях, автономных республиках, автономной области, национальных округах были созданы отделы государственных доходов.
      Структурными элементами управлений, отделов были подразделения по налогу с оборота, отчислений от прибыли и прочих доходов, налогов и сборов с населения, планирования и учета и т. д.
      Основная работа по систематическому контролю за выполнением планов госдоходов, правильным исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет возлагалась на городские и районные инспекции по государственным доходам, которые входили в структуру районного (городского) финансового отдела исполкома соответствующего Совета народных депутатов. Численный состав инспекции зависел от объема выполняемых работ. Возглавлял инспекцию начальник, если в штате было свыше десяти сотрудников, или старший инспектор, если менее десяти. Руководство ра
      ботой инспекции государственных доходов осуществлялось заведующим городским (районным) финансовым отделом. Он решал вопросы приема на работу, перемещения с одной должности на другую, определял порядок работы инспекторского состава.
      На сотрудников районных (городских) инспекций государственных доходов возлагался постоянный контроль за поступлением налогов от предприятий и организаций платежей в бюджет; проведение документальных проверок по полученным отчетам, первичным бухгалтерским документам. Инспекторы и экономисты разрабатывали предложения по обеспечению своевременного выполнения планов поступления платежей в бюджет; изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет предприятий и организаций, обязанных вносить платежи в бюджет, выполняли другие контрольные фу
      нкции.
      Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям потребовали радикальных перемен не только в налоговом законодательстве. Возникла настоятельная необходимость в реорганизации налоговых органов. В 1990 г. вместо управлений, отделов и инспекций государственных доходов были образованы Главная государственная налоговая инспекция Министерства финансов СССР, Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, г
      ородских и районных финансовых аппаратах. В течение 1991-1992 гг. процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации был завершен.
      1.2. Задачи и функции Министерства по налогам и сборам
      Основными нормативными актами, регулирующими деятельность Министерства по налогам и сборам, являются:
      Налоговый кодекс Российской Федерации с изменениями, внесенными федеральным законом от 30.03.99 № 51-ФЗ;
      закон "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1, 02.07.92 № 3181-1, 25.02.93 № 4549-1; федеральных законов от 13.06.96 № 67-ФЗ, 16.11.97 № 144-ФЗ, 08.07.99 № 151-ФЗ, 07.11.00 № 135-ФЗ);
      закон "О Государственной налоговой службе РСФСР" от 21.03.91 № 943-1 (в ред. законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, 2.07.92 № 3181-1, 25.02.93 № 4549-1; федеральных законов от 13.06.96 № 67-ФЗ, 16.11.97 № 144-ФЗ);
      указ Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" (в ред. указов Президента РФ от 06.04.94 № 667, 16.12.94 № 2180, 22.06.98 № 866);
      закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 № 2118-1 (в ред. законов РФ от 16.07.92 № 3317-1, 22.12.92 № 4178-1, 21.05.93 № 5006-1; федеральных законов от 1.07.94 № 9-ФЗ, 21.07.97 № 121-ФЗ, 31.07.98 № 138-ФЗ, 31.07.98 № 147-ФЗ, 31.07.98 № 149-ФЗ, от 31.07.98 № 150-ФЗ, 22.10.98 № 160-ФЗ, 18.11.98 № 173-ФЗ, 29.12.98 № 192-ФЗ, от 10.02.99 № 32-ФЗ) (с введением Налогового кодекса поэтапно отменяется);
      Указ Президента РФ от 23.12.98 № 1365;
      закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 № 3615-1;
      закон Российской Федерации от 18.06.93 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (с изменениями на 12 мая 1998 г.)".
      Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и проводящим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных пла
      тежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.
      Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
      Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы - управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются - налоговые органы) образуют единую централизованную сис
      тему налоговых органов.
      Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
      Министерство Российской Федерации по налогам и сборам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, а также положением от 16.10.00 № 783 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам".
      Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
      1. проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения;
      2. осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;
      3. ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
      4. проводит разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставляет налогоплательщикам формы установленной отчетности, разъясняет порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечивает налогоплательщиков иной необходимой информацией;
      5. обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
      6. подготавливает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
      7. обобщает практику применения законодательства о налогах и сборах, анализирует отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
      8. применяет установленные законодательством Российской Федерации санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;
      9. проводит совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
      10. участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;
      11. участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год;
      12. осуществляет в установленном порядке регистрацию контрольно-кассовых машин, используемых в организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      13. осуществляет контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать контрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      14. обеспечивает в пределах своей компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
      15. осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности;
      16. составляет и ведет в установленном порядке государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также ведет государственный реестр организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли;
      17. осуществляет контроль за соблюдением порядка декларирования в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
      18. осуществляет государственный контроль за распределением квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых правительством Российской Федерации, и их использованием, принимает участие в разработке годовых балансов производства и потребления этилового спирта;
      19. осуществляет контроль за объемами производства, розлива, хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, за соблюдением технологии производства указанной продукции;
      20. участвует в разработке государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
      21. проводит экспертизу и обследование организаций для определения соответствия требованиям, предъявляемым к производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
      22. участвует в разработке минимальных отпускных, оптовых и розничных цен на алкогольную продукцию, установлении ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию;
      23. анализирует отчетные и статистические данные, результаты проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, и на их основе разрабатывает мероприятия по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
      24. обеспечивает установку и пломбирование в организациях, производящих этиловый спирт, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, - контрольных приборов учета объемов этой продукции и осуществляет контроль за ремонтом и заменой указанных приборов;
      25. выступает в установленном порядке государственным заказчиком по разработке нормативно-технической документации по вопросам учета и контроля производства, розлива, хранения и оптовой продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции;
      26. представляет в установленном порядке в пределах своей компетенции в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные и контролирующие органы, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о выявленных нарушениях;
      27. налагает штрафы на организации и физических лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также штрафы за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
      28. организует в пределах своей компетенции выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      29. обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов;
      30. осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
      Министерство Российской Федерации по налогам и сборам имеет право:
      1. требовать от налогоплательщика или налогового агента документы (по установленным формам), являющиеся основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;
      2. проводить в установленном порядке налоговые проверки;
      3. производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, если есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
      4. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах;
      5. приостанавливать в установленном порядке операции по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на их имущество;
      6. обследовать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
      7. определять суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения
      , а также в случае непредставления в течение более 2 месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги и сборы;
      8. требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
      9. взыскивать в установленном порядке недоимки по налогам, сборам и пени;
      10. контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
      11. требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
      12. привлекать в установленном порядке для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
      13. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
      14. представлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на осуществление определенных видов деятельности, приостанавливать в пределах своей компетенции действие лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции или обращаться в суд с заявлением об аннулировании указанных лицензий;
      15. создавать в установленном порядке налоговые посты;
      16. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
      17. осуществлять в пределах своей компетенции права органов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;
      18. взаимодействовать с иными органами валютного контроля при осуществлении валютного контроля;
      19. запрещать или приостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству, безопасности, количеству, упаковке и маркировке;
      20. проводить осмотр помещений, занимаемых организациями независимо от подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по резул
      ьтатам проверок составлять акты;
      21. получать от руководителей и должностных лиц организаций независимо от подведомственности и формы собственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой;
      22. запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций необходимую информацию;
      23. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы и находящиеся в ведении министерства организации;
      24. проводить обследования и проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях, принимать меры к устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы территориальных органов и распространять положительный опыт их работы;
      25. отменять решения своих территориальных органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений законодательству Российской Федерации, давать обязательные для исполнения указания территориальным органам;
      26. организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики;
      27. осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на министерство задачами и функциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;
      28. осуществлять в установленном порядке управление переданным ему в оперативное управление государственным имуществом;
      29. осуществлять другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации.
      Министерство Российской Федерации по налогам и сборам возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом Российской Федерации по представлению председателя правительства Российской Федерации.
      Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
      Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности правительством Российской Федерации.
     

Правовые основы деятельности федеральных налоговых органов. / Апель А. Л., Гунько В. А. - СПб: Питер, 2002. - 176 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |