Курс финансового права является обязательным для изучения при полу-чении юридического и экономического образования. Изучение финансового права дает возможность правильно ориентироваться в производственно-коммерческих отношениях. Пособие предназначено для студентов юридических и экономических ву-зов.
Содержание
Лекция 1. Финансовое право как отрасль российского права
1.1. Финансы и финансовая деятельность государства
1.2. Финансовое право Российской Федерации и его особенности
Лекция 2. Финансовый контроль
2.1. Понятие финансового контроля
2.2. Органы финансового контроля
2.3. Формы и методы финансового контроля
Лекция 3. Правовые основы денежного обращения и расчетов
3.1. Денежная система РФ
3.2. Правовые основы обращения наличных денег
3.3. Правовые основы расчетов (безналичного денежного обращения)
Лекция 4. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
4.1. Понятие валюты и валютных ценностей, объектов и субъектов валютных правоотношений
4.2. Валютное регулирование
4.3. Валютный контроль
Лекция 5. Бюджетное право и бюджетное устройство
5.1. Бюджетное право — основной раздел финансового права
5.2. Бюджетное устройство Российской Федерации и бюджетное регулирование
5.3. Правовой режим внебюджетных фондов денежных средств
Лекция 6. Правовое регулирование государственных доходов и расходов
6.1. Правовые основы государственных расходов и сметно-бюджетного финансирования
6.2. Налоговое право РФ
6.2.1. Налоговая система
6.2.2. Элементы закона о налоге
6.2.3. Налоговый контроль
6.2.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
6.2.5. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (нормы права Налогового кодекса Российской Федерации)
Контрольные вопросы по курсу “Основы финансового права”
Литература
Приложения
ОТРЫВОК
Лекция 1
Финансовое право как отрасль российского права
План лекции
Введение
1.1. Финансы и финансовая деятельность государства
1.2. Финансовое право Российской Федерации и его особенности
Учебный курс финансового права является составной частью получения юридического образования.
Специфика, присущая финансовому праву, самостоятельному предмету и методу правового регулирования, позволяют отграничить его от других отраслей, входящих в единую систему права. Вместе с тем оно тесно связано с другими отраслями, прежде всего с гражданским, государственным и административным правом.
Неразрывна связь финансового права и с экономикой, что опосредуется через финансовую политику. В процессе правоохранительной деятельности органы налоговой полиции выступают активными защитниками финансовой политики, проводимой государством.
Изучение финансового права направлено на освоение содержания правового института, осмысление логики закона, уяснение смысла и социальной направленности налоговой политики государства. Это дает возможность ориентироваться в производственно-коммерческих отношениях, используя такие категории финансового права, как денежная система, государственный долг, налог, бюджет.
Настоящий курс дисциплины “Основы финансового права” спланирован таким образом, чтобы его окончание логическим образом перерастало в изучение действующей системы налогообложения.
1.1. Финансы и финансовая деятельность государства
Финансы — экономическая категория. Термин международный, происходит от латинского глагола “finare” — урегулировать спор (обычно денежный). С XVII в термин “финансы” получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами государства.
В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспектах.
1. Как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.
2. Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач и функций.
Всегда следует иметь в виду, что финансы — не сами денежные средства, а отношения между различными субъектами по поводу образования и использования фондов денежных средств. Все финансовые отношения по своему характеру являются денежными, но не все денежные отношения являются финансовыми (для сравнения — договор купли–продажи, административные штрафы).
Группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, называется финансовым институтом. В этом понимании финансовым институтом являются, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов, кредита.
Совокупность, взаимосвязь и взаимодействие финансовых институтов образуют финансовую систему.
Финансовая система представлена как совокупность финансовых институтов. Зачастую понятие “финансовая система” употребляется как совокупность финансовых учреждений страны. Для осуществления финансовой деятельности создана система специальных финансовых и кредитных органов, с помощью которых собираются, распределяются фонды денежных средств, а также проводится контроль за их расходованием. Систему специальных финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, которое обеспечивае
т проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.
Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. Для этого государство осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т. е. осуществляет финансовую деятельность.
Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий.
Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются:
законность;
гласность;
федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления);
плановость.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.
Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ — центра в управлении финансами.
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Методы осуществления финансовой деятельности. Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные и местные бюджеты является налоговый метод — метод установления налогов. Государство с помощью данного метода изымает в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня. Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды (с вводом в действие второй
части Налогового кодекса РФ платежи в социальные внебюджетные фонды осуществляются налоговым методом с помощью единого социального налога).
В отличие от налогового метода, которому свойственен в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов — покупка государственных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода:
метод финансирования;
метод кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.
Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность. Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы власти, в зависимости от установленной им компетенции. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Ф
едерации.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы.
Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации”. В частности, правительство обеспечивает проведение единой финансово-кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение и т. д.
Правительственные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности:
Министерство финансов РФ;
Федеральное казначейство РФ;
Министерство по налогам и сборам РФ;
Центральный банк РФ (Банк России).
1.2. Финансовое право Российской Федерации и его особенности
Финансовое право (ФП), являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.
Предметом регулирования ФП являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности. Отсюда их особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений (так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств), одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.
Своеобразие предмета регулирования финансового права обусловливает и особенности метода регулирования. Основным методом правового регулирования ФП является метод “власти и подчинения” (императивный). Однако этот метод, применяемый ФП, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями права (к примеру — административным). Отношения “власти и подчинения” при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения “по вертикали”. Властные предписания исходят в большинстве случаев
от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.
Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций, методом “власти и подчинения”, как правило, не основанным на субординации.
Нормы ФП в зависимости от особенностей регулируемых ими общественных отношений группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями финансового права являются Общая и Особенная части.
Общая часть финансового права включает в себя нормы, закрепляющие основные начала финансовой деятельности, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливающие компетенцию субъектов управления финансами, порядок осуществления финансового контроля. Эти нормы имеют значение для всех финансовых отношений.
Нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений, образуют финансово-правовые институты, объединяющиеся в особенную часть финансового права.
Главный источник финансового права — Конституция РФ 1993 г. Конституция включает основные принципиальные положения финансового права, поэтому нормы Конституции (Основного Закона) имеют высшую силу.
Важнейшее значение среди источников права имеет закон и прежде всего закон о государственном бюджете. Закон о государственном бюджете устанавливает объем поступающих на счет государства средств и цели их расходования. Особенность этого закона заключается в том, что он принимается на определенный срок — вступает в силу 1 января и заканчивает свое действие 31 декабря. Закон о государственном бюджете — всегда общенормативный акт, он является источником права, прежде всего финансового, т. е. является правовой основой для издания как других нормативных
актов, так и актов индивидуального значения, например, всякого рода распоряжений и приказов.
Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений. Нормы финансового права содержатся в указах Президента РФ, в соответствующих постановлениях и распоряжениях правительства РФ.
Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и другие документы МФ РФ, ЦБР. При регулировании банковских отношений и отношений по страхованию значительную роль играют обычаи делового оборота.
Норма права (НП) — общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Формой существования НП являются соответствующие нормативно-правовые акты, а также иные источники права.
Виды НП зависят от основания их классификации. Всякая НП предписывает лицам определенную форму поведения. Она или обязывает, или запрещает, или уполномочивает (дозволяет) совершать или воздерживаться от совершения определенных поступков. В связи с таким подходом к нормам права, их можно классифицировать на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие — это нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия.
Запрещающие — юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них.
Уполномочивающие — нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих юридические последствия.
Финансово-плановые акты (ФПА) — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Существование ФПА обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.
К ФПА относятся:
1. основной финансовый план государства — Федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
2. финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
3. финансово-кредитные и кассовые планы банков;
4. финансовые планы страховых организаций;
5. финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
6. финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
7. сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджетах.
ФПА получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке ФПА регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.
Основы финансового права. 2-е изд.. / А. Апель - СПб: Питер, 2002. - 128 с.
|