Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Полнотекстовый поиск:
Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

М. Гурев
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ. КУРС ЛЕКЦИЙ.
Цена: 112 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Правоведение
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      В работе освещается законодательное и организационное обеспечение расследования и судебного разбирательства по уголовным делам, связанным с организованной преступной деятельностью. Освещены основные черты борьбы с проявлениями организованной преступности в России и за рубежом, особенности оперативно-розыскной и следственной деятельности при расследовании уголовных дел, связанных с организованной преступной деятельностью, дана характеристика судебного разбирательства по делам данной категории. Исследование, выполненное преподавателями Санкт
      -Петербургского государственного университета, предназначено для студентов и слушателей юридических учебных заведений для занятий по спецкурсу «Борьба с организованной преступной деятельностью», может быть использована следователями, оперативными работниками, государственными обвинителями в практической деятельности.
     
     
      Содержание
     
      Введение
      Глава 1. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступной деятельностью в России и зарубежных странах
      Тема 1. Борьба с проявлениями организованной преступности в России и за рубежом
      Контрольные вопросы
      Тема 2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью
      Контрольные вопросы
      Тема 3. Законодательная база в сфере борьбы с организованной преступной деятельностью
      Контрольные вопросы
      Глава 2. Оперативно-розыскная деятельность и предварительное расследование по делам о преступлениях организованных преступных групп
      Тема 1. Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью
      Контрольные вопросы
      Тема 2. Вопросы расследования уголовных дел, связанных с организованной преступной деятельностью
      Контрольные вопросы
      Тема 3.Особенности методики расследования организованной преступной деятельности
      Контрольные вопросы
      Тема 4. Особенности тактики производства отдельных следственных действий при расследовании убийств, совершенных организованными группами, сопряженных с безвестным исчезновением потерпевших
      Контрольные вопросы
      Глава 3. Исследование личности потерпевшего при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами
      Контрольные вопросы
      Глава 4. Особенности судебного разбирательства по делам о преступлениях, связанных с организованной преступной деятельностью
      Тема 1. Предмет доказывания по делам о преступлениях, связанных с организованной преступной деятельностью
      Контрольные вопросы
      Тема 2. Особенности проверки и оценки доказательств судом при рассмотрении дел о преступлениях, совершенных преступными группами
      Контрольные вопросы
      Тема 3. Постановление приговоров по делам об организованной преступной деятельности
      Контрольные вопросы
      Приложение 1
      1. Федеральные Законы
      2. Постановления Правительства РФ
      3. Указы Президента РФ
      4. Ведомственные инструкции, приказы, указания
      5. Постановления Пленума Верховного суда РФ
      6. Международно-правовые документы
      Приложение 2. Данные по обобщению судебной практики
      Приложение 3
      Список литературы
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
     
      Глава 1
      Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступной деятельностью в России и зарубежных странах
      Тема 1. Борьба с проявлениями организованной преступности в России и за рубежом
      Термин “организованная преступность” во всем мире означает сплоченную систему криминальных сообществ. По оценкам национальных и зарубежных экспертов, в России это явление представляет собой взрывоопасную силу, стремительно развивающуюся в условиях перехода от социалистической экономики к многоукладной. А. В. Федоров отмечает, что социально-экономические преобразования вызвали резкий рост преступности, которая становится все более организованной и профессиональной.
      Действительно, уровень преступности в России резко подскочил в конце 80-х гг. и длительное время остается чрезвычайно высоким. Исторический период 1965–1988 гг. ныне трактуется как этап “застоя” и последующей “перестройки” социально-экономического и политического устройства. В 1990-х гг. на волне “перестроечных процессов”, приведших к распаду Союза ССР и утрате силы большинства норм союзного законодательства, после провозглашения 12 июня 1990 г. независимости РСФСР в республике началась реформация законодательной, исполнительной и судебной властей, направленная на обеспечение суверенитета и создание образа целостного и самостоятельного государства. Применительно к власти судебной одна из основных причин для проведения реформ формулировалась как то, что судоустройство и судопроизводство “были унаследованы Российским государством от тоталитарного режима”. Надо полагать, что здесь имеется в виду ряд правовых ограничений, существовавших в уголовно-процессуальном законодательстве советского периода нашей ис
      тории (достаточно жесткие рамки в плане обеспечения права на защиту (ограничение допуска защитника к участию в деле в стадии предварительного расследования), фактически второстепенная роль таких важных процессуальных установлений, как состязательность, презумпция невиновности). В то же время отметим, что выработанная практика применения уголовно-процессуальных норм способствовала защите общества от преступных посягательств. В период с 1961 по 1990 г. применение наказания в виде лишения свободы снизилось с 60,4 до 36,2% (общее число осужденных к лишению свободы за этот период составило 14 107  959 человек), хотя количество зарегистрированных преступлений постепенно возрастало.
      Отметим, что из статистических данных по РФ, характеризующих рост преступности, привлекают внимание те, которые относятся ко времени получения республикой не номинального, а фактического статуса независимого государства, то есть отправной точкой здесь будет конец 1991 г., поскольку именно 14 декабря этого года произошла легализация Содружества Независимых Государств, а Договор об образовании СССР был признан утратившим силу.
      Мы разделяем точку зрения, высказанную рядом ученых, согласно которой феномен организованной преступности структурировался и стал заметен на фоне роста преступности общеуголовной, происшедшего в результате масштабного экономического кризиса в начале 90-х гг., ослабления управленческой и правоохранительной функции государства, правового нигилизма и отсутствия правовой культуры, падения общественной нравственности, а также межнациональных конфликтов, возникших на территории бывшего СССР.
      К выводу о существовании в нашей стране организованной преступности в начале 80-х гг. пришли научные сотрудники Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, ВНИИ МВД СССР и Омской высшей школы милиции, осуществлявшие криминологические исследования независимо друг от друга. Одновременно с развитием кооперативного движения произошла частичная легализация “теневой экономики”. Режим “свободных цен” быстро привлек внимание преступной среды, и в это время наибольшее распространение получили такие виды преступлений, как вымогательство, незаконное лишение свободы, похищение людей с целью получения выкупа.
      Впервые в нашей стране открыто заговорили о таком явлении, как организованная преступность, в 80-е гг. С 1987 г. государство скоординировало криминологические исследования организованной преступности в научных учреждениях органов, в задачу которых входила борьба с преступностью: Прокуратуры СССР, МВД и КГБ. При этом были использованы эмпирические данные за 25-летний период, которые свидетельствовали о зарождении и развитии организованной преступности как минимум с периода введения в действие уголовного законодательства 1960 г., никоим образом эту тенденцию не отражавшего до внесения в него изменений, которые были связаны с установлением уголовной ответственности за простейшие формы проявления организованной преступности.
      Повышенная уголовная ответственность за организованную преступную деятельность была известна и дореволюционному законодательству, и законодательству советского периода. В то же время советская криминология относила преступность к числу затухающих явлений, причины которых полностью ликвидированы, и отрицала наличие в СССР преступных организаций.
      В литературе отмечено, что к концу 80-х гг. выделились крупные преступные группировки со сложной структурой, возглавляемые людьми, которых безоговорочно признавали лидерами не только внутри, но и за пределами группировки; внутри группировок и по отношению группировок друг к другу жестко соблюдалась иерархия, существовали правила поведения для членов группировок разных уровней — рядовых и руководителей, противоречия между группировками разрешались с помощью особого ритуала, — и это свидетельствовало о формировании к тому моменту субкультуры организованной преступности, что указывало на целостность организма российской “мафии”. Организованные преступные группы формировались, как правило, либо из лиц общеуголовной среды, либо из бывших спортсменов, причем между этими двумя типами преступных групп возникало жесткое противостояние за лидерство. Деятельность первых направлялась так называемыми “ворами в законе”, вторых — “авторитетами”. В некоторых регионах России доминировали “воры в законе” в других — “авт
      оритеты”. Особое место в организованной преступности занимали “этнические” преступные группы, образованные по национальному признаку.
      Укажем, что в предмет нашего исследования не входит криминологический анализ возникновения и структурного состава организованных преступных групп, и далее остановимся на опыте борьбы с организованной преступной деятельностью.
      Е. В. Топильская полагает началом такового усиление уголовной ответственности за вымогательство, а также введение в Общую часть УК статьи о совершении преступлений группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
      Отметим, однако, что изучение групповой и корыстной преступности привлекало внимание и дореволюционных специалистов в области уголовного права, а борьба с ней была обозначена буквально в первые же годы Советской власти. Так, Н. Д. Сергеевский разграничивает виды соучастия в преступлении по критерию устойчивости группы: заговор (для совершения одного преступления) и шайка (для совершения ряда преступлений).
      Декретом ВЦИК от 20 июня 1919 г. “Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении” к подсудности военных трибуналов было отнесено участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей, пособничество и укрывательство такой шайки.
      В УК РСФСР 1926 г. состав бандитизма был введен 6 июня 1927 г. — включал помимо организации вооруженных банд для нападений на советские и частные учреждения или граждан также остановки поездов, разрушение железнодорожных путей, средств сообщения и связи, то есть был схож с диверсией. В системе НКВД, а затем и МГБ СССР было создано главное управление по борьбе с бандитизмом (ГУПБ).
      Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 марта 1948 г. “О применении Указов от 4 июня 1947 г.” регламентировало порядок борьбы с корыстной преступностью в послевоенный период: имелись в виду два Указа Президиума Верховного Совета СССР “Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества” и “Об усилении охраны личной собственности граждан”, вводившие повышенную ответственность за совершения хищений государственного, общественного и личного имущества.
      Достаточно подробно в литературе того периода исследовалась объективная сторона бандитизма: множественность участников, согласованность действий, устойчивость, а со второй половины 50-х гг. — установление характера связей между членами преступной группы.
      Отметим, что по УК РСФСР 1960 г. бандитизм был отнесен к государственным преступлениям, глава о которых являлась первой в системе Особенной части этого кодекса, и которые рассматривались как наиболее опасные для общества. Т. Д. Устинова справедливо признает бандитизм одной из разновидностей организованной преступности и приводит статистические данные 80-х гг.: в 1983 г. за это преступление было осуждено 13 человек, в 1984 г. — 7, в 1985 г. — 15, в 1986 г. — 12, в 1987 г. — 11, в 1988 г. — 14, в 1989 г. — 17, в 1990 г. — 32, в 1991 г. — 8, в 1992 г. — 28, в 1993 г. — 26, в 1994 г. — 66, в 1995 г. — 86. Таким образом, несмотря на достаточную нераспространенность данного состава преступления на фоне общей информации о состоянии преступности, прецеденты применения этих уголовно-правовых норм имели место и играли свою роль в сдерживании преступных формирований.
      В целом отметим, что единого уголовно-правового определения организованной преступной деятельности в российской и зарубежной науке не существует. Например, И. И. Карпец предлагал ввести исчерпывающий перечень деяний, наиболее характерных для организованной преступности и тем самым исключить расширительное толкование этого понятия. В. В. Лунеев, возражая ему, указывал, что организованная преступность постоянно и целенаправленно ищет высокодоходные и малорискованные преступные деяния. Е. В. Топильская определяет организованную преступность как систему являющихся результатом действия криминогенных и виктимогенных детерминант проявлений отклоняющегося поведения членов общества в качестве вида преступности; эти проявления носят умышленный характер и выражаются в создании антисоциальных объединений для извлечения незаконных доходов и в длительном, не ограниченном по срокам участии в деятельности таких объединений при условии, что достижение цели деятельности обеспечивается аппаратом принуждения, а безопаснос
      ть деятельности — имеющими антиобщественную подоплеку контактами с представителями органов власти. Надо сказать, что все определения организованной преступности носят криминологический характер, и по нашему мнению, это правильно, поскольку мы полагаем, что ее сущность и самая значимая особенность в степени взаимодействия в процессе осуществления того или иного вида криминальной деятельности, то есть сама по себе “разновидность преступного промысла” значения не имеет.
      Законодательство США определяет организованную преступность как “противоправную деятельность членов высокоорганизованной дисциплинированной ассоциации, поставляющей незаконные товары и оказывающей незаконные услуги, что включает (но не ограничивается этим) игорный бизнес, проституцию, ростовщичество, распространение наркотиков, рэкет в области трудовых отношений и другие”.
      В. Н. Осипкин приводит точку зрения итальянского юриста Р. Минна о том, что преступная организация — это не только банда или группа лиц, сообща совершающая преступления. Сущность организации определяется непременным наличием у данной группы следующих признаков: сбор и передача информации, нейтрализация действий правоохранительных органов, использование социально-экономических служб, существование внутренней структуры, определенная внешняя “законность” действий.
      Феномен организованной преступности в Японии известен с древних времен, и в процессе его эволюции отношение к нему на государственном уровне было различным. Современные формы организованной преступности не возникли на голом месте, а явились как бы теневым отражением существующей официальной структуры. В современный период истории государственная власть осознает размах последствий организованной преступности, опасность для общества в смене мест между теневым и официальным правительством и предпринимает реальные шаги в поисках возврата к единству с обществом, что позволяет в определенной мере “блокировать” организованную преступность. В результате принятия государством соответствующих мер антагонизм создан не между обществом и государством, а между государством и организованной преступностью. В сравнении с положением американских и иных гангстеров к японским якудза отношение общества совершенно иное. Руководители банд все еще часто известны общественности, зачастую пользуются авторитетом, и политики отно
      сятся к ним без всякого отвращения, если не сказать с уважением.
      Германские полицейские специалисты определяют организованную преступность следующим образом: “...основанная на разделении труда, умышленная, осознанная, продолжающаяся длительный срок совместная деятельность нескольких (многих) лиц, направленная на совершение преступных (наказуемых) действий — зачастую с использованием современных инфраструктур, с целью возможно более быстрого извлечения высоких доходов”.
      Особенность организованной преступности в Колумбии состоит в том, что картели (преступные организации) способны вести активные боевые действия с правительственными войсками, уже много лет пытающимися пресечь наркобизнес, являющийся основным профилем деятельности этих сообществ. В октябре 1996 г. Президент Колумбии Сампер распорядился создать новое полицейское подразделение — “Хуманитас” — для прекращения похищения детей и торговли человеческими органами, также ставшими элементом организованной преступной деятельности.
      В Португалии организованную преступность классифицируют по видам преступлений. Такими видами, в частности, являются наркобизнес, изготовление и сбыт фальшивых банкнот, подделка документов, нелегальная торговля оружием, незаконные операции с недвижимостью, квартирные кражи, укрывательство краденого, вооруженные ограбления, угон и незаконная продажа автомобилей, запугивание предпринимателей и терроризм.
      Изучение и анализ организованной преступной деятельности, проводимые научными и практическими работниками, нашли свое отражение в ряде программ по борьбе с преступностью, как общероссийских, так и местного значения.
      Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996–1997 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 600, предшествовавшая введению в действие нового УК, обозначила следующие направления противодействия организованной преступности и коррупции.
      1. Проведение всероссийских оперативно-профилактических и целевых операций по выявлению и пресечению: “воровских” сходок, деятельности “воров в законе”, лидеров и активных участников этнических преступных группировок, в том числе в среде осужденных и заключенных под стражу; преступной деятельности организованных групп, действующих на крупных железнодорожных узлах, в аэропортах, морских портах и пограничных районах; деятельности преступных групп, занимающихся разбоем на автодорогах; деятельности организованных преступных групп, совершающих преступления под видом беженцев.
      2. Проверка соблюдения законности в деятельности охранно-сыскных предприятий и служб безопасности частных предпринимательских структур и финансово-кредитной сферы. Принятие мер по пресечению фактов использования этих структур для возврата кредитов и исполнения иных долговых обязательств в порядке, противоречащем закону.
      3. Обобщение материалов (за 1992–1995 гг.) по фактам хищений денежных средств с использованием подложных платежных документов. Создание информационного банка данных о физических и юридических лицах, проходящих по оперативным материалам и уголовным делам о хищениях.
      4. Проверка соблюдения банками порядка кредитования негосударственных предпринимательских структур, разработка мер по пресечению хищений и иной противозаконной деятельности в этой области.
      5. Оказание необходимой помощи правоохранительным органам Чеченской Республики в организации работы по нормализации оперативной обстановки, проведению оперативно-розыскных и следственных мероприятий по расследованию преступлений, совершенных организованными преступными группами, повлекших гибель людей, уничтожение личной и государственной собственности, в выявлении лиц, причастных к крупномасштабным финансовым аферам, сделкам по незаконному экспорту сырья.
      6. Подготовка нормативных правовых актов, предусматривающих меры правовой защиты лиц, оказывающих негласную помощь правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью, коррупцией и незаконным оборотом наркотиков.
      7. Проведение выборочной проверки предприятий по добыче и переработке нефти, газа, цветных и редкоземельных металлов, отгружающих продукцию за рубеж по прямым договорам и бартерным сделкам. Разработка мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц в этих отраслях.
      8. Проведение мероприятий, препятствующих проникновению организованной преступности в органы государственной власти. Осуществление комплекса специальных мероприятий по выявлению и пресечению фактов использования сотрудниками правоохранительных органов служебного положения в корыстных целях, коррупции, участия в коммерческой деятельности.
      9. Проведение всероссийской научно-практической конференции по проблемам совершенствования борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом.
      Таким образом, в середине 1990-х гг. на общегосударственном уровне были признаны и более или менее четко определены виды преступной деятельности, которыми занимались различные организованные группы.
      УК РФ 1996 г. предусмотрел уголовную ответственность не только за такое проявление организованной преступной деятельности, как бандитизм, но и за создание и участие в преступном сообществе, что ранее уголовному законодательству России было неизвестно. Также интересной законодательной новеллой оказалась ст. 179 УК, устанавливающая ответственность за принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения.
      В литературе отмечалось, что санкции ст. 209 недостаточно продуманы и не позволяют в полной мере осуществить ее цели: справедливо оценить действия различных участников посредством наказания (например, руководитель, использовавший служебное положение, несет ответственность только по ч. 3 ст. 209, более мягкой, чем ч. 2 по сложениям наказаний). Действительно, это одна из проблем, возникающих при рассмотрении судами дел данной категории, но, на наш взгляд, не главная и достаточно просто решаемая. Например, уголовное законодательство Италии отдельно наказывает объединение с целью совершения преступлений более 3 лиц, при этом организатору может быть назначено наказание от 3 до 7 лет лишения свободы, рядовым участникам — от года до пяти, и наказание ужесточается, если число соучастников превышает десять человек.
      Российский подход к понятию организованной преступности и ее определение в международных документах практически совпадают, но в России вопреки потребностям практики до сего времени законодательно не закреплено понятие организованной преступности. При несомненной опасности проявлений организованной преступности с прискорбием заметим, что в законодательстве РФ не только отсутствует это понятие, но и в научных исследованиях анализируются отдельные виды этой криминальной деятельности или же ее транснациональный характер, и это иногда приводит к не вполне верным выводам. Так, большинство ученых (А. И. Долгова, В. И. Куликов, В. А. Номоконов, В. Н. Осипкин и др.) полагают вымогательство, во-первых, одним из традиционных, а во-вторых, наиболее распространенным видом организованной преступной деятельности. В то же время по данным МВД РФ, уже в 1996 г. на первом месте среди совершаемых организованными группами преступлений числились кражи (10 107), на втором — мошенничество (3576), на третьем — разбои (2177).
      Интернет-сайт Владивостокского Центра по изучению организованной преступности и коррупции содержит интересные сведения о деятельности УБОП МВД РФ по Приморскому краю за 10 месяцев 2000 г. (в сравнении с 1999 г.).
      Из этих данных, как видно, следует, что в данном регионе основным “промыслом” организованной преступности является мошенничество и незаконный оборот оружия.
      В. В. Лунеевым предложен такой метод криминологического анализа, как география организованной преступности и коррупции. Изучение региональных особенностей организованной преступной деятельности позволило бы лучше проследить внутрироссийские и транснациональные связи преступных групп, и с учетом этой информации было бы возможно составить региональные программы борьбы с организованной преступностью, имеющие конкретные установки, цели и задачи. Например, в Ульяновской области с 1992 г. реализуются двухгодичные программы борьбы с преступностью, и с этого же года отмечается сокращение преступности: число зарегистрированных преступлений сократилось на 12,8%.
      Подводя итоги краткому обзору опыта противостояния организованной преступной деятельности, отметим, что если в 1990 г. в России было выявлено 785 организованных преступных групп, то в 1997 г. — 12 500. Большинство из них (около 65%) поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья. Кроме того, российские организованные преступные группы наладили преступные связи в 39 странах дальнего зарубежья. Примерно 18% имеют связи в ФРГ, 12% — в США и Польше, 3–5% — в Швеции, Финляндии, Венгрии, Китае, Корее, Израиле, Болгарии и других странах (в частности, осенью 2000 г. стало известно о совместной деятельности российских и колумбийских группировок).
      Вышеизложенное позволяет предположить, что в данный момент в практике деятельности российских правоохранительных органов имеются достаточно полные сведения о месте и роли организованной преступности в структуре преступности в целом, о видах преступлений, совершаемых организованными группами. Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999–2000 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ № 270 от 10 марта 1999 г., срок реализации которой продлен на 2001 г., основной целью противодействия организованной преступности называет подрыв экономической базы организованной преступности, создание действенных форм и методов борьбы с ней на основе комплексного объединения усилий правоохранительных органов и органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений, общественных объединений и граждан.
      Приоритетными задачами борьбы с организованной преступностью в рамках Программы являются:
      совершенствование законодательного регулирования этой деятельности с учетом отечественного и зарубежного опыта;
      дальнейшее развитие системы подразделений по борьбе с организованной преступностью по принципу федеральной вертикальной подчиненности, обеспечение скоординированности действий субъектов оперативно-розыскной деятельности, особенно в вопросах реализации оперативной информации об организованных преступных группах и сообществах, проведения комплексных межведомственных операций, создания условий, лишающих организованную преступность экономической основы и коррупционных связей;
      разработка и внедрение эффективных, в том числе нетрадиционных, средств, форм и методов работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп и сообществ.
      В целях реализации задач по борьбе с организованной преступностью и коррупцией будет расширено международное сотрудничество.
      Для обеспечения квалифицированной защиты свидетелей и членов преступных группировок, согласившихся сотрудничать с правоохранительными органами, необходимы разработка и реализация системы соответствующих мер.
      Программа не содержит конкретных шагов по борьбе с организованной преступностью, не определяет исполнителей тех или иных положений и меру их ответственности. Одна из базовых причин законодательных пробелов в правовом регулировании борьбы с организованной преступностью заключается в том, что все нормативные акты, направленные на решение этой проблемы, построены аналогичным образом и не содержат подробной схематичной последовательности мер, могущих быть принятыми государством в данной сфере.
      Генезис современной организованной преступности в России повторил путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния “безналоговой” теневой экономики и др.
      Возрастающие масштабы организованной преступности и ущерб, причиняемый ею, представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, что превращает ее в один из основных факторов политической и социально-экономической нестабильности в Российской Федерации.
      Накопленный опыт борьбы с организованной преступностью, может быть полноценно использован в рамках международного сотрудничества в данной сфере и в процессе разработки и совершенствования внутрироссийского законодательства.
      Контрольные вопросы
      1. Понятие организованной преступной деятельности в российском и зарубежном праве.
      2. Задачи борьбы с организованной преступностью.
      3. Основные направления борьбы с организованной преступностью.
      4. Законодательная эволюция представлений об организованной преступности в российском праве.
      5. Виды организованной преступной деятельности и уголовная ответственность за совершение этих преступлений.
     

Организованная преступность. Курс лекций. / М. Гурев - СПб: Питер, 2002. - 368 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |