В настоящем издании отражены аспекты взаимоотношений физических лиц с различными организациями и государственными органами в сфере налогообложения. Подробно освещены вопросы, которые могут возникнуть у любого из участников налогового процесса. Читатели найдут в книге информацию о налогах на доходы и имущество, о таможенных пошлинах и сборах, а также о других налогах, взымаемых с физических лиц. Данные приведены с учетом изменений в Налоговом кодексе РФ, вступающих в силу с 1 января 2003 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Налогообложение доходов физических лиц
1.1. Подоходный налог с физических лиц
1.1.1. Объект налогообложения и порядок расчета налоговой базы
1.1.2.Ставки налога
1.2. Налог на доходы физических лиц (нормы налогового права, вступившие в силу в отношении доходов, полученных физическими лицами после 2000 г.)
Глава 2. Налогообложение имущества физических лиц
2.1. Налог на имущество физических лиц
2.2. Налог на дарение
2.3. Налог на наследование
Глава 3. Иные налоги, взимаемые с физических лиц
3.1. Иные налоги, взимаемые с любых физических лиц (предпринимателей и граждан)
3.1.1. Государственная пошлина
3.1.2. Таможенная пошлина и сборы
3.1.3. Лесной налог (платежи за пользование лесным фондом)
3.1.4. Налог с владельцев транспортных средств
3.1.5. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
3.1.6. Земельный налог
3.2. Иные налоги, взимаемые только с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
3.2.1. Единый социальный налог
3.2.2. Налог на добавленную стоимость
3.2.3. Налог с продаж
3.2.4. Акцизы
3.2.5. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
3.2.6. Сбор за право торговли
3.2.7. Налог на рекламу
3.2.8. Налог на игорный бизнес
Глава 4. Специальные режимы налогообложения
4.1. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
4.2. Единый налог при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
Глава 5. Государственный контроль расходов физических лиц над их доходами
Литература
Приложение 1
Приложение 2
ОТРЫВОК
Глава 1.
Налогообложение доходов физических лиц
Одной из традиционных форм налогообложения является обложение доходов физических лиц. Наиболее распространенным и привычным для населения СССР и постсоветской России налогом является подоходный налог с физических лиц. Подоходный налог был введен в России в апреле 1916 г. Данное название он сохранял вплоть до 2001 г. Вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации внесла некоторые непринципиальные изменения как в название налога, так и в порядок его исчисления. В настоящее время с физических лиц взимается не подоходный налог, а налог на доходы физических лиц.
Страны с развитой экономикой (и системой налогообложения) за счет налогов с физических лиц, и в первую очередь за счет подоходного налога, имеют наиболее значительные поступления в доходную часть бюджета. В ряде стран эта составляющая достигает 70%. В России за последние 10 лет доля поступлений от подоходного налога не превышала 13% всех налоговых поступлений в бюджет. Ни для кого не секрет, что российские граждане не очень охотно уплачивают подоходный налог, и львиная доля его собирается налоговыми агентами — предприятиями, на которых работают на постоянной основе наши граждане. Для того чтобы расширить круг плательщиков налога на доходы физических лиц, НК РФ упразднил прогрессивный характер основных ставок подоходного налога и ввел основную ставку в размере 13% от основных доходов, получаемых гражданами.
В связи с тем, что налоговые органы, согласно НК РФ, имеют право производить налоговые проверки за последние три года, в данной работе приводятся сведения о налогообложении доходов физических лиц за два периода: 1999–2000 гг., а также после 2001 г. По основаниям, связанным с получением дохода до 2000 г., обложение производилось по нормам Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». По доходам физических лиц, полученным с 2001 г., действуют нормы права 23-й главы Налогового кодекса Российской Федерации.
1.1. Подоходный налог с физических лиц
Законодательство по подоходному налогу с физических лиц, действовавшее до 2001 года
Подоходный налог с физических лиц в постсоветской России введен в действие Законом РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». С 1991 г. в данный закон были внесены 19 поправок законами РФ. Кроме того, базовый закон содержал множество юридических и экономических пробелов и неточностей. Эти «прорехи законодательства» исправляли инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации. Первоначально вышла Инструкция № 8 от 20.03.92 (изменялась 4 раза), затем те же функции стала выполнять Инструкция ГНС РФ от 29.06.95 № 35 (были внесены 7 изменений). Положения инструкций ГНС являлись до вступления в силу НК РФ обязательными для исполнения налоговыми инспекторами и налогоплательщиками. Со вступлением в законную силу первой части Налогового кодекса Российской Федерации инструкции Министерства по налогам и сборам стали являться обязательными только для исполнения налоговыми органами.
Плательщики — физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ. Имеющие постоянное место жительства — лица, проживающие на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году в суммарном исчислении. От признаков резидентства зависело определение объекта налогообложения.
1.1.1. Объект налогообложения и порядок расчета налоговой базы
Объект налогообложения — совокупный доход, полученный в календарном году (рис. 1.1). У физических лиц, имеющих постоянное место жительства в РФ, подлежали до 2001 г. обложению налогом доходы, полученные как на территории РФ, так и за ее пределами. У физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ, облагались доходы, полученные только на территории РФ.
Учитывался совокупный доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме. Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитывались в рубли по курсу ЦБР, действовавшему на дату получения дохода. С 1997 г. подлежит налогообложению и материальная выгода, полученная в календарном году от использования ссудных средств, процентов по депозитам и т. п.
Датой получения дохода в 1999 и 2000 гг. считалась дата выплаты дохода (включая авансовые платежи) физическому лицу либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитывались по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
Законом был установлен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. При этом выделялись доходы, не включаемые в совокупный доход физического лица, и суммы доходов, на которые производились уменьшения совокупного дохода.
Путем невключения и исключения из совокупного годового дохода сумм, указанных в законе, определялся совокупный годовой налогооблагаемый доход физического лица (СНОД). СНОД являлся базой налогообложения, т. е. денежной формой объекта налогообложения. Сумма подоходного налога определялась произведением СНОД на основную ставку подоходного налога. Налог с материальной выгоды рассчитывался отдельно по особым ставкам. Итак, сумма налога рассчитывалась по следующей формуле:
ПН = СНОД * СТ1 + МВ * СТ2 ,
где ПН — сумма подоходного налога за календарный год; СНОД — годовой совокупный налогооблагаемый доход физического лица; МВ — облагаемая величина материальной выгоды, полученной в отчетном периоде; СТ1 — основная ставка подоходного налога; СТ2 — ставка для обложения материальной выгоды физического лица.
В совокупный доход не включались следующие доходы физического лица:
государственные пособия различного рода (за исключением пособий по временной нетрудоспособности);
пенсии;
алименты, получаемые физическими лицами;
компенсационные выплаты в пределах сумм, утвержденных законодательством и решениями органов власти (командировочные расходы, возмещение расходов по переезду на работу в другую местность, компенсации семьям погибших военнослужащих и др.);
суммы материальной помощи (в полном объеме при стихийных бедствиях, чрезвычайных обстоятельствах, в остальных случаях — в размере 12-кратного МРОТ);
суммы, получаемые в календарном году от продажи недвижимого имущества (квартир, жилых домов, садовых домиков, земельных паев), принадлежащих физическим лицам в части, не превышающей 5000 МРОТ. То же, от продажи иного имущества — в части, не превышающей 1000 МРОТ;
суммы доходов, получаемые от продажи выращенной в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственной продукции;
доходы учащихся дневной формы обучения учебных заведений, получаемые ими в связи с учебно-производственным процессом, за работы по уборке урожая и заготовке кормов, а также часть доходов, полученных за работу в период каникул (не более 10 МРОТ в месяц, но не более 3 месяцев в календарном году);
проценты и выигрыши по вкладам в банках (находящихся на территории РФ) в пределах сумм, не превышающих рассчитанных по ставке рефинансирования ЦБР (для рублевых счетов) или по ставке 15% (по вкладам в иностранной валюте);
стипендии студентов и аспирантов, выплачиваемые учебными заведениями;
доходы крестьянских и фермерских хозяйств в первые пять лет работы;
другие виды доходов и расходов согласно ст. 3 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».
Все остальные доходы физического лица составляли годовой совокупный доход (СД).
Доходы физического лица, включаемые в совокупный годовой доход, для расчета СНОД уменьшались на величину льгот для различных категорий лиц, на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев, на суммы, перечисляемые на благотворительные цели, на суммы, направленные на новое строительство жилья, иные льготы:
СНОД = СД – [МРОТ * (0 – 5)] * М – [МРОТ * (0 – 2)] * ДИ – БЦ – СТР,
где СД — годовой совокупный доход; МРОТ — минимальный месячный размер оплаты труда, установленный законодательно; М — число полных отработанных месяцев за календарный год; ДИ — количество детей и иждивенцев; БЦ — суммы, перечисленные на благотворительные цели;СТР — суммы, направленные на новое строительство.
Льготы по налогу на доходы физического лица заключались в уменьшении базы налогообложения (СНОД) в размерах, кратных МРОТ. Данная льгота устанавливалась в зависимости от категории физического лица и предоставлялась за каждый полный месяц, в течение которого был получен доход.
1-я категория — Герои Советского Союза и Российской Федерации; лица, награжденные орденом Славы трех степеней; участники Гражданской и Великой Отечественной войн; лица, получившие лучевую болезнь; блокадники Ленинграда; инвалиды I и II групп и инвалиды с детства и др. Для этой категории было предусмотрено уменьшение облагаемого дохода в пятикратном размере МРОТ в месяц.
2-я категория — участники боевых действий по выполнению интернационального долга; родители и супруги погибших при исполнении воинских и служебных обязанностей; лица, у которых на содержании находится совместно проживающий и требующий ухода инвалид с детства или инвалид I группы; инвалиды III группы, имеющие на иждивении престарелых родителей или несовершеннолетних детей. Для этой категории лиц было предусмотрено уменьшение облагаемого оборота в трехкратном размере МРОТ за каждый полный отработанный месяц.
3-я категория — лица, не вошедшие в первую и вторую категории. Для данной категории физических лиц производилось ежемесячное уменьшение облагаемого дохода на величину МРОТ, кратную от 2 до 0, в зависимости от полученного дохода. Если доход не превышал в 1999 г. 10 000 руб. (15 000 руб. в 2000 г.), то в эти месяцы года облагаемый доход уменьшался на 2 МРОТ. В месяцы, в которые доход в 1999 г. составлял от 10 000 руб. и 01 коп. до 30 000 руб. ( в 2000 г. от 15 000 руб. и 01 коп. до 50 000 руб.), уменьшение облагаемого дохода производилось на величину 1 МРОТ. В месяцы, когда доходы физического лица превышали в 1999 г. 30 000 руб. (50 000 руб. в 2000 г.), уменьшения облагаемого дохода не производилось.
В таких же размерах (от 2 до 0) из совокупного дохода ежемесячно вычитались суммы расходов на содержание детей и иждивенцев. Эти вычеты производились на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, на каждого учащегося дневной формы обучения — до 24 лет и на каждого иждивенца. Данные вычеты предоставлялись каждому из супругов. Аналогично рассмотренной выше льготе, чем выше совокупный (рассчитанный с начала года) доход физического лица, тем меньше предоставлялась льгота. Таким образом, при достижении доходов в течение года размера 30 000 руб. в 1999 г. или 50 000 руб. в 2000 г. в оставшиеся до конца календарного года месяцы льгота на детей и иждивенцев не предоставлялась.
Есть еще одна категория граждан, которая особо выделялась Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц». Это ликвидаторы ядерных катастроф и участники ядерных испытаний. Для этих лиц законодательством была предусмотрена льгота, заключающаяся в уменьшении налогооблагаемой базы на величину, равную доходам, облагаемым по минимальной ставке. При этом совокупный доход данной категории физических лиц уменьшался в целях налогообложения на сумму 50 000 руб. (в 2000 г., например).
Кроме рассмотренных выше льгот, из совокупного дохода еще вычитались:
суммы доходов, перечисляемые на благотворительные цели бюджетным организациям, предприятиям и учреждениям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Уменьшения СНОД по данному основанию не могли превышать суммарный годовой доход физического лица;
суммы, направляемые физическими лицами (застройщиками или покупателями) на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, дачи или садового домика, в пределах 5000 МРОТ, учитываемого за трехлетний период. Эти суммы не могли превышать размера СНОД за указанный период. Данная льгота предоставляется один раз и повторно не допускается. Размер льготы должен был подтверждаться документально. Необходимо отметить, что данная льгота не предоставлялась в случаях, когда оплата указанных расходов за физических лиц производилась предприятиями, учреждениями и организациями за счет своих средств;
суммы расходов, связанные с извлечением доходов. При этом требуется документальное подтверждение данных расходов;
суммы страховых платежей, перечисляемые (уплачиваемые) по заявлениям граждан из личных доходов на добровольное противопожарное страхование, заключенное ими со страховщиками на случай причинения ущерба застрахованному имуществу. (Закон РФ от 22.11.95 № 211-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона “О пожарной безопасности”»).
1.1.2. Ставки налога
До 2000 г. включительно основная ставка налога по доходам физического лица имела прогрессивный характер, и ее размер зависел от величины СНОД. На 2000 г. основная ставка дифференцировалась по трем пределам, в отличие от 1999 г., где было шесть пределов. Размер минимальной ставки в 12% оставался, но при этом размер облагаемого СНОД по минимальной ставке по доходам за 2000 г. возрос с 30 000 до 50 000 руб.
Графически прогрессивное обложение доходов можно представить в виде графика, представленного на рис. 1.2 (размер подоходного налога не приводится).
Каждый предел имел свою ставку подоходного налога (ПН), поэтому сумма налога была равна сумме налога, рассчитанной по максимуму предыдущего предела плюс величина СНОД, приходящаяся на данный предел, умноженная на соответствующую ставку.
С сумм материальной выгоды при получении процентов по вкладам в банках и страховых выплат налог исчислялся и удерживался у источника фактической выплаты отдельно от других доходов по ставке 15%.
У лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ, налог удерживался по ставке 20%, также у источника получения дохода.
Законом были предусмотрены некоторые особенности обложения подоходным налогом по разным видам доходов. Можно подразделить их на несколько групп.
1-я группа — налогообложение доходов, полученных по основному месту работы.
В данном случае начисление и удержание подоходного налога осуществлялось (и осуществляется сейчас) бухгалтерией предприятия. Предприятие в данном случае выступает в качестве налогового агента. Начисление и удержание подоходного налога производится ежемесячно со всех доходов, полученных за выполнение трудовых обязанностей и иных обязанностей, приравненных к ним (по договору совместительства, иным договорам гражданско-правового характера). Перечисление сумм налога осуществляется не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату заработной платы. Банки не выдают деньги на оплату труда, пока не будут выполнены перечисления в бюджет подоходного налога и во внебюджетные фонды (с 2001 г. единого социального налога).
Предприятия и другие хозяйствующие субъекты, выплачивающие зарплату из выручки от реализации продукции, работ, услуг, обязаны были перечислить суммы налога не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда. Сведения об удержанных суммах налога по основному месту работы передаются в налоговые инспекции по месту жительства физических лиц.
2-я группа — налогообложение доходов, полученных помимо основного места работы от других хозяйствующих субъектов.
К данной группе доходов относятся доходы, полученные вне основного места работы, одновременно с получением доходов на других хозяйствующих субъектах (т. е. официально зарегистрированных в налоговых органах как юридические лица либо в качестве предпринимателей без образования юридического лица). Физическое лицо может быть само зарегистрировано как предприниматель без образования юридического лица и, кроме того, иметь основное место работы.
При получении таких доходов подоходный налог удерживался и перечислялся хозяйствующим субъектом, выплачивающим дополнительный заработок. При расчетах по этим доходам не учитывались льготы по подоходному налогу.
Сведения о суммах удержанного подоходного налога передавались в налоговые инспекции по месту жительства физических лиц. По окончании года сведения об этих доходах налогоплательщик обязан был включить в декларацию и представить в налоговый орган, если суммарный СНОД превысил величину, облагаемую по минимальной ставке (30 000 руб.в 1999 г. и 50 000 руб. — в 2000 г.). Это было вызвано тем обстоятельством, что обложение выполнялось в хозяйствующих субъектах автономно, отдельные части дохода могли облагаться на различных предприятиях, в организациях, у предпринимателей по более низким ставкам, чем должна была облагаться суммарная величина СНОД.
3-я группа — налогообложение доходов от предпринимательской деятельности. К данной группе доходов относились:
доходы предпринимателей без образования юридического лица, не имеющие основного места работы в другом хозяйствующем субъекте;
доходы от сдачи личного имущества в аренду, внаем;
доходы от продажи личного имущества (сверх установленных сумм, не включаемых в совокупный доход);
доходы физических лиц, постоянно проживающих на территории РФ, полученные из источников, находящихся за границей, и т. п.
Облагаемым доходом выступала разность между суммой валовых доходов и произведенных для их получения расходов.
Если физическое лицо, доходы которого относились к данной группе, не имело основного места работы, то при определении сумм подоходного налога производились вычеты (льготирование), предусмотренные для всех налогоплательщиков (необлагаемый минимум, кратный МРОТ, расходы на иждивенцев и детей и т. п.).
По данной группе доходов налог исчислялся налоговым органом на основании деклараций, сведений различных организаций либо материалов проверок. При появлении в течение календарного года источников получения дохода физическое лицо обязано было подать предварительную декларацию о предполагаемых доходах. Эта декларация должна была подаваться в течение пяти дней месяца, следующего за месяцем, в котором появился такой источник. На основании сведений о предполагаемых доходах налоговый орган исчислял авансовые суммы налога и присылал налогоплательщику платежные извещения. Налогоплательщик обязан был уплатить эти взносы в следующие сроки: к 15 июля, 15 августа и к 15 ноября.
Если доходы, относящиеся к данной группе, носили постоянный характер, то налог, исчисленный налоговым органом, вносился по 1/3 годовой суммы за прошлый год (в те же сроки).
По совокупному годовому доходу налоговыми органами производился перерасчет, а также взыскание или возврат налоговых сумм не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
4-я группа — доходы иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в РФ.
Доходы данной группы облагались аналогично предыдущим доходам 1–3 групп с некоторыми особенностями. Здесь учитывались в облагаемом доходе суммы, выплачиваемые для компенсации расходов на обучение детей, питание, поездки членов семьи плательщика в отпуск, надбавки, выплачиваемые в связи с проживанием в РФ. В то же время не включались в облагаемый доход суммы компенсаций по найму жилого помещения, на содержание автомобиля для служебных целей, суммы командировочных расходов.
Не подлежали налогообложению доходы глав и персонала представительств иностранных государств, их обслуживающий персонал — иностранцы, сотрудники международных организаций в соответствии с уставами этих организаций.
5-я группа — доходы, получаемые лицами, не имеющими постоянного местожительства в РФ.
Как уже говорилось ранее, такие доходы облагались по ставке 20%у источника получения дохода, если иное не было предусмотрено международными соглашениями. О таких доходах и суммах удержанного налога предприятия, учреждения и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, должны были сообщить налоговым органам по месту своего нахождения.
Декларирование доходов физического лица.
Срок представления деклараций — до 30 апреля года, следующего за отчетным. От представления деклараций освобождались:
лица, имеющие доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы;
лица, совокупный доход которых не превысил сумму дохода, облагаемую по минимальной ставке (кроме предпринимателей);
лица, не имеющие постоянного места жительства в РФ, с доходов, получаемых у источника выплат на территории РФ.
Налогоплательщикам давался один месяц после подачи деклараций на внесение исправлений. Окончательный срок уплаты подоходного налога — 15 июля года, следующего за отчетным.
1.2. Налог на доходы физических лиц (нормы налогового права, вступившие в силу в отношении доходов, полученных физическими лицами после 2000 г.)
Федеральный закон № 117-ФЗ от 5 августа 2000 г. «Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая» включает в себя главу 23 «Налог на доходы физических лиц». Несмотря на произошедшую смену названия налога (вместо «подоходный налог» — «налог на доходы»), концептуальные положения Закона № 1998-1 в новом законодательстве сохранены.
В НК РФ уточнен перечень доходов, подлежащих налогообложению, скорректирован список доходов, освобождаемых от налогообложения. Кроме того, систематизированы в четыре группы налоговые вычеты, которые фактически можно отнести к льготам. Наиболее революционным изменением в новом законодательстве по налогообложению доходов физических лиц можно считать переход от прогрессивной основной ставки к стабильной ставке по 13%. Для доходов в виде выигрышей, налогооблагаемых доходов по вкладам в банках и иных видов материальной выгоды установлены, дополнительно к основной, ставки в размере 35% и 6%.
Возросла ставка налога на доходы физических лиц — нерезидентов до 30%.
Переход к основной ставке в 13% повлек за собой некоторые изменения в системе декларирования доходов физических лиц, о которых будет сказано ниже.
В целом налогообложение доходов физических лиц стало самым низким среди экономически развитых стран.
Налогоплательщиками признаются так же, как и ранее, налоговые резиденты (физические лица, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в календарном году) и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (проживающие в РФ менее 183 дней в календарном году). Первая часть Налогового кодекса РФ вводит в налоговое законодательство понятие налогового резидента (в отношении физических лиц).
Физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Доказательство принадлежности к гражданству Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации (удостоверением личности гражданина Российской Федерации), а до их получения — свидетельством о рождении или иным документом, содержащим указание на гражданство лица (ст. 10 Закона РФ от 28.11.91 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»).
Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации (ст. 11 Закона РФ № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»). Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.
Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства (ст. 11 Закона РФ № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»).
Документы, удостоверяющие принадлежность к гражданству того или иного государства, предъявляются налогоплательщиками налоговому агенту по месту получения дохода, а также налоговым органам, осуществляющим постановку на учет налогоплательщиков, и в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Наименование документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, принимаемых в качестве доказательства принадлежности к гражданству того или иного государства, приведено в приложении к формам № 1-НДФЛ и 2-НДФЛ (Справочник «Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика», утвержденный приказом МНС России).
Для граждан Российской Федерации таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации (загранпаспорт гражданина СССР образца до 1997 г.), дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию Российской Федерации и могут выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.
Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации.
Течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации (ст. 6.1 части первой НК РФ).
Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.
Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:
на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;
на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации;
на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства.
Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщиком, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, такой налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Такое подтверждение может быть предоставлено в сроки, установленные п. 2 ст. 232 НК РФ (в течение одного года после окончания налогового периода).
В случае отсутствия названного подтверждения налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком-нерезидентом от российских источников, не подпадающих под действие ст. 217 Кодекса, производится по ставке 30%, установленной п. 3 ст. 224 Кодекса.
Объектом налогообложения признается, как и ранее, доход (рис. 1.4), полученный налогоплательщиками от источников в РФ (для физических лиц — нерезидентов) и доход от источников в РФ и за пределами РФ (для физических лиц — налоговых резидентов). Из законодательства исключены понятия «совокупного дохода», «совокупного налогооблагаемого дохода», «валового дохода».
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
В соответствии со ст. 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
С учетом положений ст. 226, 227 и 228 главы 23 части 2 Кодекса исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится:
российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и постоянными представительствами иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, — по суммам таких доходов;
физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
частными нотариусами, частными охранниками и частными детективами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
физическими лицами, получившими вознаграждения от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, — по суммам названных доходов;
физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации, получающими доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, — по суммам таких доходов;
физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — по суммам таких доходов.
Для доходов, облагаемых основной ставкой в 13%, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, уменьшенных на суммы налоговых вычетов.
Налогообложение физических лиц в РФ. / Апель А.Л. - СПб: Питер, 2003 - 160 с.
|