Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Полнотекстовый поиск:
Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

Бурлаков В. Н.
КРИМИНОЛОГИЯ. ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.
Цена: 63 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Криминология
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      Содержание курса криминологии в данном пособии соответствует государственной программе. Каждая тема представлена в виде ответов на вопросы итогового контроля знаний (экзамена). Словарь основных криминологических терминов позволяет быстрее сориентироваться в структуре данного курса, а также способствует закреплению приобретенных студентами знаний. В соответствии с учебным планом вуза для более углубленного изучения криминологии предусмотрено написание курсовой работы (реферата). В целях более тщательной подготовки такой работы в пособии предлаг
      ается список тем, снабженных примерными планами и рекомендуемыми литературными источниками. Для студентов юридических вузов Рекомендовано Головным Советом по юридическим наукам Министерства высшего образования Российской Федерации
     
     
      Содержание
     
      Предисловие
      Тема 1. Предмет, система и история криминологии
      1. Понятие и предмет криминологии
      2. Задачи науки криминологии
      3. Система курса криминологии
      4. Место криминологии в системе наук. Связь криминологической науки с практической деятельностью по предупреждению преступности
      5. Основные этапы истории криминологии
      6. Биологические теории преступного поведения
      7. Социологические теории преступного поведения
      8. Современная зарубежная криминология
      9. Общая характеристика развития отечественной криминологии
      10. Виктимология: понятие и предмет
      11. Современные направления в отечественной криминологии (семейная, экономическая, пенитенциарная, политическая криминология)
      Тема 2. Преступность
      12. Понятие преступности
      13. Преступность как социально-правовое явление
      14. Преступность как статистическое явление
      15. Преступность как система
      16. Отличие преступности от преступления
      17. Оценка преступности, ее показатели
      18. Структура и динамика преступности, их исчисление и значение
      19. «Цена» преступности
      20. Латентная преступность и методы ее оценки
      21. Взаимосвязь преступности с другими негативными видами девиантного поведения
      Тема 3. Причины преступности
      22. Понятие причин преступности
      23. Классификация причин преступности
      24. Общая характеристика причин преступности в России
      25. Условия, способствующие существованию преступности
      Тема 4. Личность преступника
      26. Понятие личности преступника
      27. Соотношение социального и биологического в преступном поведении
      28. Общая характеристика преступников в России
      29. Классификация и типология преступников
      Тема 5. Механизм отдельного преступления
      30. Причины конкретного преступления и их классификация
      31. Роль микросреды в формировании преступного поведения
      32. Криминогенная ситуация
      33. Виктимологический аспект конкретного преступления
      Тема 6. Методика и процедура криминологического исследования
      34. Общая характеристика методик, применяемых в криминологических исследованиях
      35. Выборочное исследование. Понятие, виды и значение выборочного исследования
      36. Статистические методы в криминологии
      37. Опрос и его виды в криминологическом исследовании
      38. Методы экспертных оценок и контрольной группы в криминологическом исследовании
      39. Социометрия и ее использование в криминологии
      40. Организация и этапы криминологического исследования
      Тема 7. Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
      41. Прогнозирование преступности: понятие, виды, методы
      42. Планирование борьбы с преступностью: понятие, виды
      43. Современные программы борьбы с преступностью
      Тема 8. Предупреждение преступности
      44. Предупреждение преступности: понятие, задачи, принципы
      45. Уровни и формы предупредительной деятельности
      46. Субъекты предупредительной деятельности в России и их классификация
      47. Классификация мер предупреждения преступности
      48. Правовое воспитание и его роль в борьбе с преступностью
      49. Специально-криминологические меры предупреждения преступности
      50. Роль уголовного права в предупреждении преступлений
      51. Индивидуальная профилактика преступлений, ее субъекты. Классификация мер индивидуальной профилактики
      52. Профилактические функции правоохранительных органов
      53. Общественные организации и их роль в борьбе с преступностью
      54. Уголовно-правовая политика. Правовые основы предупреждения преступности
      55. Основные направления борьбы с преступностью в современный период
      56. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью
      Тема 9. Преступность в России
      57. Развитие преступности в России во второй половине ХХ в.
      58. Современное состояние и структура преступности в России
      Тема 10.Насильственная преступность
      59. Криминологическая характеристика насильственных преступлений
      60. Особенности личности насильственного преступника
      61. Современные факторы насильственной преступности
      62. Меры предупреждения насильственных преступлений
      Тема 11.Имущественная преступность
      63. Криминологическая характеристика имущественных преступлений
      64. Особенности личности корыстного преступника
      65. Современные факторы имущественной преступности
      66. Меры предупреждения имущественных преступлений
      Тема 12.Экономическая преступность
      67. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности
      68. Особенности личности экономического преступника
      69. Современные факторы экономической преступности
      70. Меры предупреждения экономической преступности
      Тема 13.Рецидивная преступность
      71. Криминологическая характеристика рецидивной преступности
      72. Особенности личности рецидивиста
      73. Современные факторы рецидивной преступности
      74. Меры предупреждения рецидивной преступности
      Тема 14.Профессиональная преступность
      75. Понятие и общая характеристика профессиональной преступности
      76. Причины криминального профессионализма
      77. Меры предупреждения профессиональной преступности
      Тема 15.Неосторожная преступность
      78. Криминологическая характеристика неосторожной преступности
      79. Особенности личности неосторожных преступников
      80. Современные факторы неосторожной преступности
      81. Предупреждение неосторожных преступлений
      Тема 16.Преступность несовершеннолетних
      82. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
      83. Особенности личности несовершеннолетних преступников
      84. Причины и условия преступного поведения несовершеннолетних
      85. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних
      Тема 17.Женская преступность
      86. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами
      87. Особенности личности женщины-преступницы
      88. Современный причинный комплекс преступности женщин
      89. Меры предупреждения преступности женщин
      Тема 18.Организованная преступность
      90. Понятие, виды, характеристика организованной преступности, ее соотношение с групповой
      91. Современные факторы организованной преступности
      92. Меры предупреждения организованной преступности
      Словарь основных криминологических понятий и терминов
      Темы курсовых работ (рефератов)
     
     
     
      Тема 1
      Предмет, система и история криминологии
      1. Понятие и предмет криминологии
      Криминология является сравнительно молодой наукой. Как самостоятельное научное направление она появляется во второй половине ХIХ в. Дословно криминология — это учение о преступлении (crimen — преступление и logos — учение).
      В предмет криминологии входят четыре основные проблемы. 1. Преступность — специфическое социальное явление, выраженное совокупностью совершенных преступлений в данном государстве (или регионе) за определенный период времени. 2. Личность преступника — специфическое социальное качество, своеобразный продукт негативного процесса социализации. 3. Причины и условия преступности — существующие в обществе социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и социально-нравственные противоречия, порождающие преступность как свое з
      акономерное следствие. 4. Предупреждение преступности — разновидность социального управления в обществе, имеющее целью удерживать преступность на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие.
      Дискуссия вокруг главного вопроса предмета криминологии — что такое преступность, породила два самостоятельных подхода в криминологии: биологический и социологический, которые сосуществуют и поныне. Криминология — это самостоятельная наука о преступности и рациональных методах ее предупреждения, является по содержанию социально-правовой, а по принадлежности — юридической учебной дисциплиной.
      2. Задачи науки криминологии
      Задачи науки криминологии определяются, с одной стороны, принадлежностью этой науки к обществоведению и состоят в познании закономерностей преступности как специфического социального явления, с другой стороны, конкретизируются практическими потребностями борьбы с преступностью на современном этапе.
      С учетом современного состояния отечественной криминологии актуальной задачей является критическая оценка своих концепций и рекомендаций как относящихся к советскому периоду ее развития, так и формирующихся сегодня. Прошлый опыт должен быть очищен от догматических установок и политических заклинаний для избавления от «облегченного» подхода к преступности, когда в нашей стране она признавалась чуждым явлением, не имеющим собственных причин воспроизводства, и с которой можно покончить к определенной исторической дате. Но и сегодняшние теоретически
      е положения и практические выводы не должны быть построены на простом отрицании достижений недавнего прошлого и не могут служить постоянным объектом самолюбования их творцов. Познание сущности преступности предопределено диалектикой, которая отрицает преклонение перед чем-либо и по сути своей критична.
      Вторая актуальная задача криминологии состоит в научном обеспечении практической политики борьбы с преступность. Речь в данном случае идет о проведении экспертизы разрабатываемых проектов нормативных актов с целью определения их криминологической обоснованности и конкретизации возможных последствий в изменении преступности. При этом такая экспертиза должна распространяться не только на проекты законов в области уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, но и на другие акты, связанные с преступностью. В частности, это
      касается разработки нормативных актов, регламентирующих деятельность по предупреждению преступности в правоохранительных органах, а также собственно криминологического законодательства, например Закона о предупреждении преступности.
      Третья задача криминологии видится в создании и внедрении в практику научно обоснованных методик по изучению и прогнозированию преступности, рекомендаций по профилактике таких наиболее распространенных и опасных видов преступлений, как хищения, убийства, или преступлений, совершаемых рецидивистами, несовершеннолетними, организованными преступниками.
      Четвертая задача, имеющая в настоящий момент не менее важное значение, состоит в изучении опыта предупреждения преступности и отдельных ее видов в зарубежных странах с целью использования его в нашей стране. Для обеспечения этой задачи необходимо активное участие российских криминологов в международных форумах по проблемам преступности по линии ООН, проведение собственных международных конференций по таким актуальным вопросам, как террористическая, транснациональная, организованная преступность.
      Пятая задача криминологии состоит в проведении криминологического просвещения среди широких масс населения, журналистов, руководителей разного уровня с целью воспрепятствовать формированию искаженных криминальных стереотипов, ведущих к запугиванию и призывам бороться с преступностью исключительно жестокими мерами.
      3. Система курса криминологии
      Системы криминологии как науки и учебной дисциплины (курса) не совпадают. Систематизация криминологической науки предполагает выделение в ней относительно самостоятельных, но органически связанных в единую концепцию разделов, посвященных четырем основным проблемам, составляющим в целом ее предмет. В ней должны быть отражены полученные на настоящий момент знания о преступности, ее детерминантах, личности преступника и предупреждении преступности. Помимо такой концепции в отечественной криминологии стали появляться самостоятельные научные направ
      ления (отрасли), в которых освещается влияние на преступность отдельных социальных институтов, например: семьи — семейная криминология, пенитенциарных учреждений — пенитенциарная криминология, экономики — экономическая криминология, политики — политическая криминология, средств массовой информации — криминология СМИ.
      Систему курса криминологии образуют Общая и Особенная части, в которых обобщены позитивные криминологические знания, отражающие научное и практическое понимание основных вопросов предмета криминологии и криминологические характеристики отдельных видов преступности.
      В Общей части криминологии рассматриваются следующие вопросы: история криминологии; преступность; личность преступника; причины преступности; механизм совершения отдельного преступления; изучение преступности (криминологические исследования) и ее прогнозирование; предупреждение преступности.
      В Особенной части криминологии дается криминологическая характеристика относительно самостоятельных блоков преступности, выделенных по содержанию преступной деятельности либо по особенностям контингента преступников. Традиционно в ней предусматривается: насильственная, имущественная, экономическая, рецидивная, профессиональная, неосторожная, женская, организованная преступность, преступность несовершеннолетних. В последнее время также выделяют экологическую, воинскую, пенитенциарную, налоговую, коррупционную, государственную преступность.
     
      4. Место криминологии в системе наук. Связь криминологической науки с практической деятельностью по предупреждению преступности
      За рубежом криминология тяготеет к различным блокам научных дисциплин. Например, в США и Великобритании ее считают частью социологической науки — социологией преступности. В Италии, Франции, отчасти в Германии ее относят к естественным наукам. В России криминология «отпочковалась» от науки уголовного права и впоследствии обрела межпредметные отношения с криминалистикой, уголовным процессом, прокурорским надзором, некоторыми отраслями российского права.
      Рассмотрение вопроса о месте криминологии в системе юридических наук можно показать путем сопоставления ее с уголовным правом. Для этого следует сравнить интерпретацию вопросов предмета криминологии под углом зрения криминологии и уголовного права. В уголовном праве преступление рассматривается как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. В криминологии преступность рассматривается как специфическое социальное явление, проявляющееся в наиболее вредных для человека и общества видах по
      ведения. Если в уголовном праве преступник прежде всего представляет собой формализованную группу индивидуальных свойств и качеств, учитываемых при квалификации и индивидуализации наказания, то в криминологии — это совокупность социально-психологических свойств человека, способствующих совершению преступления. Предупреждение преступности с позиции уголовного права представляет собой применение наказания и иных предусмотренных уголовным законом мер воздействия, в то время как криминология трактует предупреждение преступности как специфически
      й вид социального управления, имеющий целью удержать преступность на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин.
      Однако не надо противопоставлять эти две науки и тем более отрывать криминологию от уголовного права. Подобный «развод» приведет к ослаблению обеих наук.
      Некоторые ученые (Я. И. Гилинский, Д. А. Шестаков и др.) считают криминологию социологией преступности. Они утверждают, что при рассмотрении преступности как разновидности социальных девиаций соотношение наук, ее изучающих, в принципе должно быть следующим: социология — социология девиантности (девиантология) — социология преступности (криминология). В таком подходе происходит подмена понятий. Понятие преступности заменяется понятием девиации, и соответственно криминология называется социологией преступности. В итоге подмена криминологии социологие
      й преступности (кстати, последняя имеет самостоятельный статус в социологической науке) приводит к растворению преступности в массе различных видов девиантности, дезориентирует специализированные органы борьбы с преступностью и в конечном счете ведет к ослаблению такой борьбы.
      Криминология связана не только с юридическими, но и другими науками. Речь идет главным образом о статистике (в особенности правовой, демографической и экономической), психологии, социологии, социальной психологии, педагогике. По существу, криминологическая наука обогащалась за счет знаний, полученных вышеперечисленными науками, адаптируя их с учетом своих целей и задач.
      Какой же вывод можно сделать о положении криминологии в системе наук? Во-первых, криминология не поглощается ни одной из вышеперечисленных наук. Это означает, что она не может быть частью какой-либо науки. Во-вторых, криминология не является и мультидисциплинарной наукой, так как «заимствования» от других наук трансформировались в сугубо криминологические категории. Таким образом, криминологии в системе наук принадлежит самостоятельное место.
      С практической деятельностью по предупреждению преступности криминологическая наука тесно связана. Во-первых, Особенная часть криминологии нацелена на выявление особенностей отдельных видов преступности и разработку специфических приемов и мер по их предупреждению. Во-вторых, регулярно проводятся криминологические исследования конкретных вопросов преступности, отдельных групп преступлений и личности преступника с целью формулирования практических предложений по совершенствованию их профилактики. В-третьих, криминологическая наука настойчив
      о утверждает идею о необходимости криминологической экспертизы важнейших законов в области борьбы с преступностью и правительственных решений в сфере изменений экономической и социальной политики в стране в целом и отдельных ее регионах.
      5. Основные этапы истории криминологии
      Криминологическое осмысление проблемы преступности возникло задолго до того, как сформировалась самостоятельная наука. Предыстория этой науки начинается с античных времен. Древнегреческий философ Платон, размышляя о природе преступности, называл главным ее источником междоусобие и противоречие между бедными и богатыми. Платон один из первых указал на социальную природу преступности и предписывал законодателю действовать на опережение событий: устанавливать законы и угрожать наказанием для предотвращения вредных поступков.
      Глубокое понимание природы преступности и наказания за преступление можно обнаружить в трудах Аристотеля. Величайшие преступления, подчеркивал он, совершаются из-за стремления к избытку, а не из-за недостатка предметов первой необходимости. Ученый отрицал прирожденные наклонности преступника и поэтому главными средствами воздействия на преступность называл социальные меры: справедливое государственное устройство, стабильность законов, главенство законов над должностными лицами.
      Сильное влияние на развитие криминологического мировоззрения оказала классическая школа уголовного права, которая возникла в XVIII в. Чезаре Беккариа в трактате «О преступлениях и наказаниях» (1764) обосновал возможность бороться с преступностью не столько средствами наказания, сколько улучшением нравов, просвещением. Он сформулировал принципы классической школы уголовного права, многие из которых имели криминологическое содержание. Прежде всего нужно назвать принцип предупредительной функции закона: «Хотите предупредить преступление? Сделайте так, ч
      тобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите». Далее, это принцип неотвратимости наказания: «Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее». «Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность».
      В становлении криминологии как самостоятельной науки большую роль имел принцип философии позитивизма. Можно выделить два направления, по которым с этого момента пошло развитие криминологии: биологический и социологический позитивизм.
      Биологический позитивизм в криминологии проявился во множестве теорий, среди которых в первую очередь нужно назвать: антропологическую теорию, теорию опасного состояния, теорию конституциональной предрасположенности, генно-хромосомную теорию. Согласно этим теориям, истоки преступного поведения коренятся в специфических особенностях людей, предрасполагающих к отклонению от нормы. Поэтому преступник признавался неполноценным (ущербным) человеком.
      К началу ХХ в. на смену биологическому позитивизму в криминологии приходит социологический позитивизм. С этого момента на развитие криминологии сильное влияние оказало социологическое учение Э. Дюркгейма, представленное теорией социальной дезорганизации. Преступность и ее причины трактовались главным образом в социальном аспекте. Наиболее известными теориями этого этапа являются: теория социальной дезорганизации, теория аномии, теория дифференциальной связи.
      Со второй половины ХХ в. стала ощущаться недостаточность одностороннего биологического или социологического объяснения природы преступности общества и человека. В криминологии складывается несколько теорий, в которых проблему преступности стали объяснять на основе сочетания (интеграции) положений обоих направлений. Появляется так называемая современная криминология, которую характеризуют такие известные теории, как интеракционизм, конфликт культур; стигматизация.
      6. Биологические теории преступного поведения
      Как самостоятельная наука криминология стала развиваться под влиянием философского направления позитивизма. Для позитивизма характерна сильная уверенность в том, что с помощью методов научного анализа можно получить точную и надежную информацию о действительных причинах разных явлений и таким образом решить социальные проблемы. Центральное место в таких методах должно принадлежать наблюдению.
      Первым представителем периода позитивизма в криминологии считается итальянец Чезаре Ломброзо, которого иногда называли «отцом криминологии». Он заложил основы изучения преступников, используя знания биологии и теории эволюции.
      Работая тюремным врачом, он исследовал физиологические свойства как заключенных, так и не преступников, уделяя значительное внимание строению черепа. Результатом его изысканий стала книга под названием «Преступный человек» (1876), в которой он сформулировал теорию прирожденного преступника. Главная мысль его теории состояла в том, что преступники представляют собой определенный регресс в развитии человека, такой его подвид, который имеет явно отличительные физические и психические свойства. Не ограничившись констатацией общих черт (атавизмов) прирожд
      енного преступника, Ломброзо предложил типологию, в которой каждому виду приписывались соответствующие неповторимые черты. В ней были выделены убийцы, воры, насильники, мошенники.
      Вслед за этой теорией появились другие теории, объясняющие склонность к преступному поведению в связи со строением тела (теория конституциональной предрасположенности), с эндокринными особенностями и др.
      Продолжением позитивистского направления в криминологии стал психологический подход к объяснению преступного поведения. Он выразился в стремлении ученых отыскать психофизиологическую предрасположенность к преступному поведению. По их мнению, проникновение в мотивы, которыми руководствовались преступники, совершая убийства, кражи и т. п., давало ключ к разгадке истинных причин преступления. Чувства, эмоции они называли всего лишь затуманенной разновидностью мышления. В ХХ в. под влиянием работ Зигмунда Фрейда криминологи стали пытаться проникнуть
      с помощью психологических методов в инстинкты и побуждения преступника, дойдя до подсознательных чувственных глубинных слоев его личности. Конфликты, лежащие в сфере подсознательного, были названы истинной причиной совершаемых преступлений.
      К психологическому направлению относится теория опасного состояния, основы которой сформулировал Рафаэль Гарофало, судья г. Неаполя. Резко критикуя институт наказания, основанный на принципе справедливости, пренебрежительно называя его «тарифной системой наказания», он предложил учитывать только степень вреда, причинение которого можно ожидать от преступника, т. е. степень его способности к преступлению. Именно вероятность совершения лицом преступления, вытекающая из сочетания биологических и психических состояний человека, и легла в основу поняти
      я «опасное состояние личности». В своих работах, в частности в книге «Криминология» (1884), он приходит к заключению, что нужно отказаться от установления определенных наказаний для привычных преступников и применять к ним заключение в особых заведениях на неопределенный срок. В современный период эта теория продолжила свое развитие в рамках так называемой клинической криминологии.
      7. Социологические теории преступного поведения
      К началу ХХ в. на смену биологическому позитивизму в криминологии приходит социологический позитивизм. Его наиболее известными теориями являются социальная дезорганизация, дифференциальная связь, стигматизация.
      Теорию социальной дезорганизации сформулировал Эмиль Дюркгейм, профессор Сорбонны. В книге «Метод социологии» (1896) он обосновал тезис о том, что преступность не только нормальное социальное явление, но и что преступник вовсе не антисоциальное существо, не особого рода паразит, не чуждое тело в среде общества. В другой своей работе «Самоубийство» (1898) он обосновал вывод о том, что в основе состояния дезорганизации общества лежит аномия (безнормие). Рассматривая преступность как разновидность отклоняющегося поведения, он называл ее нормальным фактором общ
      ества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения. Нормально же она в том смысле, что общество без преступлений станет стагнировать. Преступность, таким образом, была включена в число основных условий социальной организации. Если у преступника отнять возможность совершить противоправный поступок, то как сможет проявить себя гений, идеи и поступки которого также нужно признать отклонением от нормы. В обществе, где существует социальная сплоченность и человеческая солидарно
      сть, преступность находится на низком уровне. Но под воздействием чрезмерного технического прогресса и экономизации личного успеха начинают ослабевать фундаментальные нравственные чувства, на которых основаны социальные нормы, объединяющие общество. Последние теряют свое значение как рамки, сдерживающие человеческие страсти, воцаряются беспорядок и социальный хаос. Таким образом, государство должно стремиться сохранять социальную сплоченность, основанную на солидарности индивидуальной и коллективной морали, препятствуя чрезмерной экономизаци
      и общественной жизни.
      Теория дифференциальной связи была предложена американским криминологом профессором Иллинойского университета Эдвином Сатерлендом, изложившим ее основы в работе «Принципы криминологии» (1939). Популярности теории в значительной степени содействовала ее привлекательность с точки зрения здравого смысла, поэтому она получила свое второе название теории «плохой компании». Согласно данной теории преступному поведению обучаются у тех, с кем есть связь.
      Теория дифференцированной связи исходит из следующих положений.
      Преступному поведению учатся.
      Научение преступному поведению происходит главным образом в группах, где отношения имеют непосредственный, личный характер.
      Возможность того, что индивид изберет систематическое преступное поведение, обусловливается тем, насколько часты и непосредственны его контакты с моделями такого поведения.
      Лицо становится деликвентом в результате преобладания у него оценок, благоприятствующих нарушению закона, над оценками, не благоприятствующими этому.
      Процесс обучения преступному поведению включает в себя все механизмы, действующие в процессе любого другого обучения.
      Теория стигматизации основана на гипотезе, что индивид формируется в преступника потому, что общество «поручает» ему такую роль. Американский ученый Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает. По сути, речь идет о криминализации человека самим обществом, своеобразном клеймении его в связи с фактами неблаговидного поведения. Логика позиции Танненбаума состоит в том, что если подростка начинают оце
      нивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому человеку. Многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступления. Концепция Танненбаума лежит в основе теории стигматизации.
      Эта теория знаменует буквально переворот в традиционном криминологическом понимании преступности, ибо отстаивает тезис, что социальный контроль порождает клеймение, а значит, и преступление. Данный тезис действительно парадоксален: борьба с преступностью, попытка предупредить правонарушение на самом деле создают их.
      Развитие теории стигматизации продолжилось в работах американских криминологов Т. Селлина и Г. Беккера. В книге Беккера «Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения» (1963) так описывается картина преступной карьеры. В большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями или их результатами. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника, формально на срок судимости, фактически навсег
      да. В последующем происходит активная реализация социального статуса зэка, которым общество заклеймило осужденного, и он совершает серию преступлений. Пиком преступной карьеры является вступления человека в банду преступников, в которой максимально реализуются его криминальные возможности.
      Теория стигматизации весьма популярна среди западных криминологов. В теоретическом плане ее развитие, вероятно, пока не закончилось. Сегодня, например, можно задать в адрес этой теории следующие вопросы: исчезли бы негативные отклонения, если бы отменили социальный контроль, т. е. перестали бы люди убивать, воровать, насиловать, если бы отменили уголовный закон? Почему есть преступники, которые никогда не были пойманы и, следовательно, никогда не клеймились?
      8. Современная зарубежная криминология
      Современную зарубежную криминологию трудно охарактеризовать с помощью какой-либо наиболее распространенной теории или даже группы теорий. По образному выражению американского криминолога Малиновского, существует много криминологов и много криминологий. Среди юристов вряд ли найдется специалист, который бы не считал себя хоть немного криминологом. С другой стороны, профессионально занимающиеся криминологией (исследованиями) ученые стараются дистанцироваться от права, стыдливо скрывая свое юридическое происхождение. При таких условиях количеств
      о криминологических (или называемых так) теорий катастрофически растет.
      Условно можно подразделить описанные в научной литературе современные теории на две группы: модернистские (прежде всего теория «конфликта культур», радикальная или критическая теории) и постмодернистские (феминистическая, теория «восстановленного стыда» или «уменьшающих преступность человеческих ценностей», конститутивная). Рассмотрим некоторые из них.
      Конфликты между группами, классами и обществами являются мощными импульсами, порождающими социальные изменения. Если их не разрешать с помощью цивилизованных социальных методов, то они ведут к отклоняющемуся поведению и в конечном счете порождают преступность. Первым из ученых, попытавшихся на основе конфликта описать происхождение преступности, был Т. Селлин. Согласно его теории «конфликта культур», к преступлению ведут две цепочки конфликтов ценностей: внешних и внутренних. Внешние конфликты ценностей являются результатом социальной дифференциац
      ии (или стратификации) в рамках одной социальной системы. Они возникают вследствие столкновения различных ценностных ориентаций, присущих различным социальным группам, интегрированным в одно общество. Например, между ценностями культур аборигенов и мигрантов, сельских и городских жителей, представителей титульной нации и наиболее распространенных диаспор. Внутренний конфликт культур означает такое столкновение ценностей на индивидуальном уровне и представляет собой неудавшийся процесс усвоения культурных норм человеком, до этого относящимся к и
      ной культурологической группе. Так, этнически смешанный брак может породить конфликт между культурными ценностями, по-разному оценивающими конкретный вид поведения, например сексуального, которых пытается придерживаться один из супругов (например восточный мужчина и европейская женщина).
      Радикальная (или критическая) теория основана на конфликте в борьбе за власть, будь то власть экономическая, политическая. В ней подчеркивается, что криминализируется поведение тех, кто лишен власти, теми, кто ее имеет. В этой теории криминологические проблемы ставятся в зависимость от решения основных социальных и политических вопросов и заостряется внимание на том, почему одни люди в социальном процессе объявляются преступниками, а другие нет. Известно, что преступления совершают представители всех слоев населения. Однако в орбиту уголовной юстиции
      попадают представители низшего слоя. Удачливые преступники гораздо реже привлекаются к ответственности. К ним можно отнести организованных преступников, тех, кто совершает экономические, экологические правонарушения, лиц, облеченных властными полномочиями, совершивших политические преступления.
      Основным конфликтом в современном обществе объявляется конфликт между господствующим и рабочим классами (поэтому нередко к этой теории относят марксистскую теорию преступности). Располагая экономической мощью, господствующий класс использует ее как инструмент управления обществом. Поэтому криминализируется лишь поведение, которое противоречит его интересам. «Преступления господ, противозаконные деяния власть имущих не квалифицируются как преступления, потому что у капиталистов достаточно власти, чтобы не допустить собственной криминализации. П
      равопорядок — это система, созданная классом капиталистов для обеспечения своих интересов» (Quinney).
      Главная задача представителей этой теории состоит в резкой критике существующей системы с целью ее ликвидации. Уголовное законотворчество и уголовная юстиция должны быть разоблачены в ложности устремлений защищать общественные интересы. Поскольку либеральные реформы только укрепляют капиталистическую систему, сама идея либерализма объявляется вредной. После свержения капитализма законы в их нынешней форме станут ненужными, как, впрочем, и уголовная юстиция с ее правопорядком, и само государство. В новом равноправном обществе будет обеспечено дем
      ократическое участие всех в жизни общества, а споры и конфликты станут разрешать малые общины с помощью местных судов. Радикальная теория дистанцируется от криминологии, имевшей место в странах победившего социализма (в частности в СССР). Основной довод состоит в том, что в СССР и странах так называемого соцлагеря было построено не социалистическое, а государственно-капиталистическое общество, которое ведет свое государственное хозяйство как монополистически капиталистическое предприятие (Greenberg).
      9. Общая характеристика развития отечественной криминологии
      Развитие криминологии в России прошло вышеназванные этапы, хотя и за более короткий период. До Октябрьской революции видными представителями социологического направления в криминологии были и профессор М. В. Духовской и профессор И. Я. Фойницкий, обер-прокурор правительствующего сената. Представителем антрополого-социологической школы являлся профессор Д. А. Дриль, работавший заведующим отделом исправительно-воспитательных заведений при главном тюремном управлении. Профессор М. Н. Гернет внес большой вклад в развитие отечественной криминологии, уд
      елив внимание социологическим исследованиям, отраженным в работах: «Детоубийство», «Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества», «Моральная статистика». Профессор С. В. Познышев развивал позиции теории опасного состояния и написал интересную книгу «Криминальная психология».
      В советское время (до 30-х гг. ХХ в.) продолжилось развитие криминологии, главным образом под воздействием работ таких видных юристов как А. А. Герцензон, М. М. Исаев, А. А. Пионтковский, затем наступил период ее фактической ликвидации (политический режим того времени не мог примириться с криминологической аксиомой, что преступность социально обусловлена, а значит, и преступность в СССР тоже имеет свои собственные социальные причины). После двадцатилетнего периода небытия (30–50-е гг.) криминология вновь была восстановлена в гражданских правах. В ее возрождени
      и приняли участие такие ученые, как А. А. Герцензон, И. И. Карпец, А. Б. Сахаров и некоторые другие. В период с 60-х по 80-е гг. произошел расцвет российской криминологии. Появились фундаментальные работы, посвященные теоретическим проблемам и прикладным вопросам (В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, Н. С. Лейкина и др.).
      В течение ХХ в. отечественная криминология развивалась в нескольких направлениях. Преимущественным был социологический подход в объяснении преступности, хотя развивались психологическое и биологическое направления.
      В настоящее время на развитие отечественной криминологии оказывают заметное влияние несколько организационных центров: Российская криминологическая ассоциация; Союз криминалистов и криминологов; центры по изучению организованной преступности и коррупции, действующие в пяти регионах России.
      Дальнейшее развитие отечественной криминологии связано с интеграцией ее в общемировой криминологический процесс, который отражается в деятельности конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
      10. Виктимология: понятие и предмет
      Виктимология в буквальном переводе означает «учение о жертве» от латинского слова viktima (жертва) и греческого logos (учение). Утверждение, что в природе не существует ни одного человека, неуязвимость которого была бы абсолютной, — не преувеличение.
      В настоящее время реально существует только криминальная виктимология, развивающаяся как отрасль общей криминологии, предмет которой составляет все, что связано с жертвами преступлений.
      Криминальная виктимология возникла совершенно закономерно, так как объективные задачи социальной практики потребовали ответа на вопрос — почему, в силу каких причин те или иные лица и социальные группы становятся жертвами чаще, чем иные, оказывающиеся в аналогичных ситуациях. Основная концептуальная идея виктимологии состоит в признании жертвы значимым элементом механизма преступления. Соответственно виктимология изучает (и это составляет ее предмет): жертву преступления в плане морально-психологических и социальных характеристик; отношения, свя
      зывающие преступника и жертву; ситуации, которые предшествуют преступлению, а такжеи ситуации непосредственно преступления; систему мероприятий профилактического характера, в которых используются защитные возможности как потенциальных, так и реальных жертв (виктимологическая профилактика);
      Виктимология оперирует такими понятиями, как жертва (потерпевший), индивидуальная и массовая виктимность, индивидуальная и массовая виктимизация, виктимологическая ситуация, виктимологическая профилактика.
      Жертва преступления с точки зрения виктимологии — это пострадавшее физическое лицо независимо от того, признано ли оно потерпевшим в установленном законом порядке и считает ли себя таковым.
      Виктимность отдельного лица (индивидуальная виктимность) — это объективно присущая человеку (реализованная преступным актом или оставшаяся в потенции), но отнюдь не фатальная способность, предрасположенность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления. В зависимости от личностных качеств и поведения конкретного индивида степень виктимности может быть средней, повышенной и пониженной.
      Одинаковые личностные качества, аналогичное поведение могут привести к различным последствиям в зависимости от конкретной ситуации (внешних обстоятельств), т. е. следует различать и ситуативную виктимность.
      Массовая виктимность — это социальное явление, выражающееся в совокупности всех жертв и актов причинения вреда преступлениями физическим лицам на определенной территории в определенный период времени.
      Виктимизация — это процесс превращения лица в жертву преступления. Виктимизация есть категория динамическая. Она являет собой некую материализацию субъективных (личностных) и объективных (ситуативных) виктимогенных потенций в качестве реальной, состоявшейся жертвы.
      Виктимологическая ситуация — это совокупность обстоятельств формирования личности с повышенными виктимными потенциями (конкретная предпреступная ситуация, преступление и обстоятельства, сложившиеся после преступления).
      Виктимологическая профилактика — это система предупредительных мер, направленных на обеспечение личной и имущественной безопасности потенциальных жертв преступлений за счет формирования, активизации и использования их интеллектуальных, физических способностей, а также материальных, финансовых, технических возможностей противостоять преступникам. Виктимологическая профилактика входит в систему мер предупреждения преступлений, однако она имеет свои особенности, что и дает основания рассматривать ее как самостоятельное направление предупредит
      ельной деятельности в области борьбы с преступностью.
     

Криминология. Пособие для подготовки к экзамену. / Бурлаков В. Н. - СПб: Питер, 2000. - 208 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |