Данная работа представляет собой постатейный комментарий к главе 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (правонарушения в области дорожного движения). В работе рассмотрен также порядок производства по данному виду правонарушений. В комментарии приведены нормативные документы, регулирующие вопросы безопасности дорожного движения и правовой статус должностных лиц правоохранительных органов, уполномоченных на ее обеспечение (текст нормативных актов приведен по состоянию на 15 октября 2002 г. со всеми изменениями и дополнениями).
Содержание
Введение
ЧАСТЬ 1. Административные правонарушения в области дорожного движения
Статья 12.1.Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов
Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством
Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути
Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали
Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды
Статья 12.23.Нарушение правил перевозки людей
Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства
Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
Статья 12.28. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах
Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация
Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством
Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
Статья 12.34. Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
Статья 12.36. Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств 104
ЧАСТЬ 2. Производство по делам о совершении административных правонарушений в области дорожного движения
ЧАСТЬ 3. Основные нормативные документы, регулирующие правила дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, права и обязанности должностных лиц в области обеспечения безопасности дорожного движения
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения
Глава III. Программы обеспечения безопасности дорожного движения
Глава IV. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения
Глава V. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
Глава VII. Международные договоры Российской Федерации
Глава VIII. Заключительные положения
Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090)
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены постановлением СМ РФ от 23 октября 1993 г. № 1090)
Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711)
Наставление по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом министра внутренних дел от 20 апреля 1999 г. № 297)
Общие положения
Организация деятельности подразделений дорожно-патрульной службы
Организация и несение дорожно-патрульной службы
Организация деятельности подразделений дорожно-патрульной службы в особых условиях
Производство дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта
Организация и проведение контроля за работой подразделений дорожно-патрульной службы
Оценка работы дорожно-патрульной службы
Правила учета дорожно-транспортных происшествий (утверждены постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647)
Общие положения
Учет дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел
Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств
Учет дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог
Учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях в медицинских учреждениях
Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396)
I. Общие положения
II. Требования к экзаменатору
III. Допуск к сдаче экзаменов
IV. Порядок сдачи экзаменов
V. Содержание экзаменов
VI. Выдача водительских удостоверений
VII.Замена водительских удостоверений
VIII. Выдача и замена водительских удостоверений иностранным гражданам и лицам без гражданства
Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880)
Приказ министра внутренних дел РФ от 28 марта 2002 года № 282 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств»
Приложение № 1. Перечень цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении
Приложение № 2. Перечень цифровых кодов, применяемых на регистрационных знаках для обозначения транспортных средств сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений, международных (межгосударственных) организаций, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации
Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.)
Глава I. Общие положения
Глава II. Правила дорожного движения
Глава III. Условия допущения к международному движению автомобилей и прицепов
Глава IV. Водители автомобилей
Глава V. Условия допущения велосипедов и велосипедов с подвесным двигателем к международному движению
Глава VI. Заключительные положения
Конвенция о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.)
Глава I. Общие положения
Глава II. Дорожные знаки и сигналы
Глава III. Световые дорожные сигналы
Глава IV. Разметка дорог
Глава V. Прочие дорожные знаки и сигналы
Глава VI. Заключительные положения
Определение Конституционного Суда РФ «По запросу Думы Приморского края о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 880 „О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (в редакции от 24 января 2001 года)» № 88-О от 14 мая 2002 г. 357
Определение Конституционного Суда РФ от 14 мая 2002 года № 94-О «По жалобе гражданина Смирнова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»»
ОТРЫВОК
Часть 1.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других Статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предус
мотренных федеральным законом.
Статья 12.1 КоАП содержит два вида правонарушений:
управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке;
управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр.
Порядок регистрации транспортных средств установлен постановлением Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» от 12 августа 1994 г. № 938. Государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, а также прицепов к ним, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям независимо о
т их форм собственности и ведомственной принадлежности, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Регистрацию транспортных средств осуществляют:
подразделения Госавтоинспекции МВД РФ — автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации — тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним;
таможенные органы Российской Федерации — транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев;
автомобильные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, — транспортных средств Вооруженных Сил РФ и других войск.
Собственники автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, а также прицепов к ним либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях указанными транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Госавтоинспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных сред
ств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Предприятия — изготовители транспортных средств, торговые предприятия или граждане-предприниматели, осуществляющие торговлю ими на основании лицензий, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
Регистрация транспортных средств за юридическим или физическим лицом производится на основании справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли транспортными средствами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца транспортных средств и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории России.
В настоящее время действуют Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции, утвержденные приказом МВД РФ от 26 ноября 1996 г. № 624.
Представляемые для совершения регистрационных действий документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержать: дату и место их составления, сущность и условия сделки, в том числе стоимость транспортного средства, адреса, реквизиты и подписи сторон (для юридических лиц — подписи, заверенные печатью), сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска, идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем, цвет, порядковый произво
дственный номер шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, серию, номер, дату выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, их выдавших.
Не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствует требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в части безопасности дорожного движения или представленным документам, а также транспортные средства, предназначенные для оперативных и специальных целей и не соответствующие требованиям стандартов.
Не принимаются к регистрации транспортные средства, ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с учета по месту регистрации. Транспортные средства регистрируются за физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства (при отсутствии регистрации) на срок временного проживания, указанному в паспорте собственника транспортного средства или заменяющем его документе, а за юридическими лицами — по их юридическому адресу. Регистрация транспортных средств, которыми юридическое лицо наделило свои филиалы (пре
дставительства), производится за юридическим лицом по месту нахождения филиалов (представительств).
Транспортные средства, принадлежащие физическим лицам, могут быть зарегистрированы по месту жительства родственников этих лиц с письменного согласия родственников, или по месту бронирования либо приобретения в собственность жилой площади при наличии обстоятельств, не позволяющих произвести регистрацию по месту жительства собственников (проживание в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, длительная командировка, воинская служба, учеба, работа на судах дальнего плавания и т. п.). В исключительных случаях решение о регистрации тран
спортных средств по месту жительства иных лиц принимается главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения органов внутренних дел субъектов Российской Федерации либо их заместителями.
За военнослужащими транспортные средства регистрируются по месту их проживания, определенному командованием воинских частей и подтвержденному документами, выдаваемыми в установленном порядке.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, иностранным банкам, зарубежным органам печати, радио, телевидения и другим организациям, аккредитованным при МИД России или федеральных органах исполнительной власти, производится по адресу, указанному в документах, выданных государственными органами, осуществляющими регистрацию этих представительств, организаций, органов печати, радио, телевидения, а иностранным гражданам и лицам без гражданства — п
о адресу, указанному в документах, зарегистрированных в органах внутренних дел.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих беженцам и вынужденным переселенцам, производится по месту их проживания, указанному в удостоверении, выданном органом Федеральной миграционной службы России.
Изменение регистрационных данных, снятие с учета транспортных средств, выдача дубликатов свидетельств о регистрации транспортных средств, паспортов транспортных средств взамен утраченных или непригодных для использования и иные регистрационные действия (кроме выдачи регистрационных знаков «ТРАНЗИТ», временной регистрации места пребывания транспортных средств, выдачи актов технического осмотра) производятся по месту регистрации транспортных средств.
Дубликаты паспортов снятых с учета транспортных средств в связи с изменением места жительства их собственников, прекращением права собственности на транспортные средства (при регистрации такого транспортного средства за другим лицом) выдаются по месту регистрации транспортного средства после получения подтверждений регистрационных данных с прежнего места регистрации.
Объективной стороной рассматриваемого правонарушения являются:
управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном вышеизложенными правилами порядке;
управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра.
При государственном техническом осмотре решаются следующие основные задачи:
1. проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2. контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;
3. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
4. выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
5. государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения.
Государственный технический осмотр транспортных средств проводится по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.
Государственному техническому осмотру подлежат:
1. легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — 2 раза в год;
2. транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, включая год выпуска, — 1 раз в 2 года;
3. транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 5 лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен, — 1 раз в год.
Конкретные год и месяц проведения государственного технического осмотра каждого транспортного средства в соответствии с установленной периодичностью и с учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспортных средств, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и т. д.) устанавливает Госавтоинспекция.
Для проведения государственного технического осмотра собственник (представитель собственника) обязан представить в Госавтоинспекцию транспортное средство и следующие документы:
1. документ, удостоверяющий личность;
2. водительское удостоверение;
3. медицинская справка установленной формы;
4. документ, подтверждающий право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством;
5. свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт и (или) технический талон;
6. квитанции (платежные поручения) об уплате установленных налога с владельцев транспортных средств и платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования.
Указом Президента РФ «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 „О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения“ и в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное этим Указом» от 2 июля 2002 г. № 679 вместо функции организации гостехосмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним на Госавтоинспекцию возлагается функция проведения техосмотра. Исключено положение, возлагающее на Госавтои
нспекцию функцию выдачи разрешений на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, а также опасные грузы. При запрещении эксплуатации автомототранспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, Госавтоинспекция вправе снять государственные регистрационные знаки до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения.
Расценки за выдачу регистрационных знаков, проведение техосмотра и т. д. устанавливаются законодательством субъектов федерации. Общефедеральными нормативными актами в этой сфере являются постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также Порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра т
ранспортных средств и Порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденные совместным приказом МВД, Минфина и Минтранса РФ от 3 августа 2001 г. № 708/61-н/126 «Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 880».
Так, в Санкт-Петербурге действуют расценки, перечень которых указан в распоряжении Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 29 мая 2002 г. № 09-р «Об установлении размеров оплаты за выдачу (замену) государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов». Установлены следующие размеры оплаты:
№ п/п Вид платежа Размер платежа, руб.
1 Выдача государственных регистрационных знаков: автомобили (тип 1) 351,0
прицепы и полуприцепы (тип 2) 193,5
мототранспорт (тип 4) 173,0
2 Выдача водительского удостоверения старого образца (размером 148ґ105) 54,0
3 Выдача водительского удостоверения нового образца (размером 85ґ45) 281,0
4 Выдача дубликата паспорта транспортного средства 71,0
5 Выдача свидетельства (дубликата свидетельства) о регистрации транспортного средства 68,0
6 Выдача временного разрешения (дубликата временного разрешения) на право управления транспортным средством 39,0
7 Выдача талона ТО 46,0
8 Выдача номерных знаков «Транзит» 42,0
9 Выдача акта технического осмотра ТС 41,0
10 Выдача свидетельства на высвободившийся агрегат 39,0
11 Выдача справки-счета 74,0
12 Прием экзаменов на право управления транспортным средством:
по правилам дорожного движения 60,0
по навыкам вождения 100,0
Kаждый следующий экзамен:
по правилам дорожного движения 80,0
по навыкам вождения 120,0
Следует отметить, что проведение техосмотра на платной основе дважды оспаривалось в Конституционном Суде РФ. Заявители считали, что данный платеж нельзя отнести ни к государственной пошлине, ни к плате за услугу, оказание которой предполагает добровольное волеизъявление сторон; по своей правовой природе это налоговый платеж, однако федеральным законом такой налог не предусмотрен; следовательно, поскольку налоги и сборы могут устанавливаться только законом, с указанием в том числе ставки, оспариваемые положения нарушают ст. 57, ч. 3 ст. 75 и ч. 1 ст. 115 Конст
итуции РФ. Тем самым перед Конституционным Судом ставился вопрос о проверке конституционности оспариваемых положений именно с точки зрения установленного Конституцией разграничения компетенции между Правительством и Федеральным Собранием как законодательным oрганом.
Однако Конституционный Суд пришел к выводу о том, что технический осмотр, по существу, выступает в качестве необходимого составного элемента технического обслуживания транспортных средств и необходимого условия выполнения владельцами транспортных средств обязанности поддерживать их в технически исправном состоянии, что позволяет Правительству РФ — в целях защиты прав и свобод граждан, их безопасности и во исполнение своих конституционных полномочий установить, что он должен проводиться на платной основе.
Последствием неуплаты данного платежа является не принудительное изъятие денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в выдаче разрешения на пользование транспортным средством как не прошедшим технический осмотр: владельцы транспортных средств вправе осуществлять их эксплуатацию при условии, что техническим осмотром подтверждено отсутствие неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Его неналоговая природа выражается и в том, что в случае управления транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр, и, соответственно, невнесения платы за технический осмотр наступает ответственность, предусмотренная не налоговым, а административным законодательством (ст. 114 КоАП РСФСР, ст. 12.1 КоАП РФ).
Принимая постановление «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Правительство исходило, таким образом, из полномочий, предоставленных ему законом «О безопасности дорожного движения».
Без прохождения государственного технического осмотра эксплуатация транспортного средства после регистрации в Госавтоинспекции допускается в течение 30 суток. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и др.) этот срок продлевается при условии предъявления документов, подтверждающих указанные обстоятельства.
Субъективная сторона правонарушения, установленного ст. 12.1 КоАП, выражается в форме умысла, то есть лицо, управляющее транспортным средством, сознает, что транспортное средство не зарегистрировано в установленном порядке или не прошло техосмотр, но желает этого или относится к этому безразлично.
Субъектом этого правонарушения являются лица, управляющие транспортными средствами на основании водительских удостоверений категорий В, С, D, Е, то есть достигшие 18-летнего возраста.
Статья 12.1 КоАП предусматривает два вида наказаний:
предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (ст. 3.4 КоАП). Предупреждение выносится в письменной форме. Оно заключается в официальном осуждении поступка правонарушителя, но не содержит ни имущественных, ни личных ограничений.
административный штраф в размере 1/2 минимального размера оплаты труда (в настоящее время сумма штрафа составляет 50 рублей) — разовое денежное взыскание.
Примечание к ст. 12.1 содержит понятие транспортного средства, установленное законодателем для целей главы КоАП о правонарушениях в области дорожного движения: автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы. Государственной регистрации подлежит только автомототранспорт и прицепы к нему. Отметим, что КоАП РСФСР к транспортным средствам относил автомобили, трактора, иные самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства (примечание к ст. 114 КоАП РСФСР).
Также примечание к ст. 12.1 запрещает проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом. При совершении нарушений, предусмотренных ст. 12.1 КоАП, запрещается эксплуатация транспортного средства (за исключением транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке), при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства. Об этом составляется соответствующий протокол в порядке ч. 3 ст. 27.13 КоАП.
Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
1. Управление зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков — влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Примечание. Государственный регистрационный знак признается не стандартным или нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта.
Объективная сторона этого правонарушения может выражаться в следующем:
управление транспортным средством с нечитаемыми регистрационными знаками;
управление транспортным средством с нестандартными регистрационными знаками;
управление транспортным средством с регистрационными знаками, установленными с нарушением требований государственного стандарта;
управление транспортным средством без регистрационных знаков;
установка на транспортном средстве заведомо подложных регистрационных знаков;
управление транспортным средством с заведомо подложными регистрационными знаками.
Типы и технические требования к государственным регистрационным знакам установлены ГОСТ Р 50577-93, утвержденным постановлениями Госстандарта России от 29 июня 1993 г. № 165 и от 19 ноября 2001 г. № 465-ст.
В соответствии с п. 2 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка.
Цифры и буквы регистрационных знаков должны быть повторены на задней стенке кузовов грузовых автомобилей, прицепов (кроме прицепов к легковым автомобилям и мотоциклам) и автобусов (кроме особо малых). Высота цифр — не менее 300 мм, ширина — не менее 120 мм, толщина штриха — 30 мм, размер букв — 2/3 от размера цифр.
На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.
Приказом МВД от 27 апреля 2002 г. № 390 «О разработке и утверждении образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении» утверждение образцов государственных регистрационных знаков транспортных средств, согласование технических условий и конструкторской документации на их изготовление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществляется Комиссией по рассмотрению и утверждению образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, согласованию технических условий и конструкторской документации на их изготовление. Типы регистрационных знаков утверждены приказом МВД от 28 марта 2002 г. № 282 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств».
Нечитаемость регистрационных знаков означает невозможность идентифицировать номер транспортного средства и региона его регистрации в силу повреждений регистрационного знака, следов коррозии на нем и других причин.
Нестандартность регистрационного знака подразумевает несоответствие его требованиям ГОСТ Р 50577-93 в силу того, что знак изготовлен, например, кустарным способом.
Установка регистрационного знака с нарушением требований государственного стандарта подразумевает его неправильное расположение на транспортном средстве.
Штраф за этот вид правонарушений повышен по сравнению с КоАП РСФСР, так как его ч. 6 ст. 114 варьировала размер штрафа от 0,2 до 0,5 МРОТ, а ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ устанавливает ставку в виде 0,5 МРОТ. В то же время, КоАП РФ предусматривает здесь альтернативное наказание — предупреждение.
Часть 2 ст. 12.2 КоАП устанавливает ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков. Отсутствие регистрационного знака на транспортном средстве может быть и не связано с виной водителя (например, знак может быть украден), но для наступления ответственности по ч. 2 ст. 12.2 необходимо установить виновность водителя (например, в несвоевременном заявлении в органы внутренних дел о пропаже регистрационного знака).
Штраф по ч. 2 ст. 12.2 установлен в размере 1/2 МРОТ. Отметим, что ч. 5 ст. 114 КоАП РСФСР определяла рамки штрафа от 1/2 до одного минимального размера оплаты труда.
Часть 3 ст. 12.2 устанавливает ответственность за установку на транспортном средстве заведомо подложных регистрационных знаков, а равно за управление транспортным средством с заведомо подложными регистрационными знаками. Мотивы использования заведомо подложных регистрационных знаков не имеют значения, однако они могут касаться также умысла на совершение уголовно наказуемого деяния (например, использование автомобиля в качестве средства совершения преступления), и в этом случае возможно привлечение к уголовной ответственности за совершение конкретного преступления. Административная ответственность по ч. 3 ст. 12.2 тогда не наступает, поскольку целью использования заведомо подложных регистрационных знаков является облегчение совершения преступления.
Административное наказание по ч. 3 ст. 12.2 является наиболее строгим из всех взысканий за правонарушения, связанные с регистрацией транспортных средств: штраф в размере от 5 до 10 МРОТ.
В соответствии с п. «ж» ч. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ ее сотрудники имеют право запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения.
Правонарушения, предусмотренные ст. 12.2 КоАП, совершаются умышленно, как правило, с безразличным отношением водителя к нестандартности, нечитаемости или иным проблемам с регистрационным знаком.
Субъектом правонарушений по ст. 12.2 КоАП могут быть лица, достигшие 16 лет и имеющие право управления транспортным средством.
Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
3. Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
Ст. 12.3 КоАП устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.
Правила дорожного движения в РФ, утвержденные постановлением Правительства от 23 октября 1993 г. № 1090 в п. 2.1.1. устанавливают перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе:
водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение;
регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца, а при наличии прицепа — и на прицеп;
в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, — лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
Регистрационными документами на транспортное средство являются:
свидетельство о регистрации транспортного средства (VIN);
паспорт транспортного средства.
Эскиз свидетельства о регистрации транспортного средства утвержден Приказом МВД РФ от 21 июля 1993 г. № 346 «О мерах по реализации постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года № 281». Разработка и утверждение образцов бланков водительских удостоверений, свидетельства о регистрации и другой печатной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, установлен Приказом МВД от 27 апреля 2002 г. № 390 «О разработке и утверждении образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении». Свидетельство о регистрации содержит сведения о транспортном средстве (VIN, марка, модель, регистрационный знак, номера агрегатов, дата постановки на учет) и его владельце (фамилия, имя, отчество или наименование юридического лица, адрес).
Форма временного разрешения на управление транспортным средством утверждена приказом МВД РФ от 1 августа 2002 г. № 720 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 472».
Паспорта транспортных средств введены постановлением Правительства от 18 мая 1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств»; правила их выдачи установлены совместным приказом Приказ МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30 июня 1997 г. № 399/388/195.
Паспорта выдаются на автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Госавтоинспекции, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм, гражданам РФ, иностранным юридическим и физическим лицам, а также лицам без гражданства.
Паспорта выдаются собственникам транспортных средств и (или) шасси либо лицам, от имени собственников пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и (или) шасси на основании доверенности, организациями-изготовителями транспортных средств и (или) шасси, таможенными органами или подразделениями Госавтоинспекции.
Организациями-изготовителями паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 1 июля 1993 г. и реализуемые на территории РФ, при наличии у организаций-изготовителей Одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или при наличии Заключения на шасси, подтверждающих соответствие сертифицированных транспортных средств и (или) шасси установленным требованиям безопасности.
На транспортные средства и (или) шасси, изготовленные в целях вывоза из РФ, паспорта не выдаются.
Паспорта содержат техническую характеристику транспортного средства и идентификационные сведения о нем.
В случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца водитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий права владения, пользования или распоряжения транспортным средством. Как правило, таким документом является доверенность, нотариально заверенная или составленная владельцем в простой письменной форме.
Правилами дорожного движения особо оговаривается необходимость наличия у водителей соответствующих документов не только на само транспортное средство, но и на прицеп к нему. За отсутствие этих документов наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 12.3 КоАП. При этом допускается задержание транспортного средства в порядке ст. 27.13 КоАП.
Часть 2 ст. 12.3 рассматривает в качестве правонарушения управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов.
В некоторых случаях (перевозка грузов и др.) водитель обязан иметь при себе также путевой лист и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов, лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
Часть 1 ст. 12.3 устанавливает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца.
Путевые листы содержат сведения о принадлежности автомобиля юридическому лицу или частному предпринимателю, о водителе, управляющем транспортным средством, характере груза, времени и месте следования. Наличие путевого листа обязательно при осуществлении грузо-пассажирских перевозок.
Документами на перевозимый груз являются накладные и другая документация, из содержания которой следует вид перевозимого груза, его принадлежность юридическому или физическому лицу.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» устанавливает следующие понятия:
крупногабаритный груз — груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
тяжеловесный груз — груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства;
опасный груз — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
Международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, которые выдаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, и которыми могут предусматриваться обязанности перевозчиков выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам.
В случае превышения максимального веса транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита продолжение движения транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 закона «О безопасности дорожного движения» лицензированию, в частности, подлежат: перевозка пассажиров и грузов; транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц. П. 4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденном приказом Министерства транспорта РФ № 27 от 9 марта 1995 г., указано, что организации и водители-предприниматели обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Госавтоинспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.
Если ч. 1, 2 ст. 12.3 предусматривают ответственность за отсутствие у водителей необходимых документов, то ч. 3 — за передачу управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, установленных Правилами дорожного движения. Обстоятельством, исключающим ответственность, здесь является передача управления легковым автомобилем его владельцем в своем присутствии лицу, имеющему водительское удостоверение категории «В», без оформления доверенности на право управления транспортным средством.
Субъективная сторона правонарушений ст. 12.3 КоАП характеризуется умышленной виной. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств. При установлении факта передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, возможно привлечение этого лица к административной ответственности по ст. 12.7 КоАП РФ.
Мерой наказания за совершение правонарушений по ст. 12.3 является предупреждение или штраф в размере 0,5 МРОТ. Отметим, что по КоАП РСФСР за совершение аналогичных правонарушений существовали границы штрафов от 0,2 до 0,5 МРОТ
Комментарий к главе 12 КоАП. Административные правонарушения в области дорожного движения (постатейный). / Питулько К. В., Коряковцев В. В. - СПб: Питер, 2002. - 384 с.
|