В предлагаемом комментарии дается подробный анализ основного нормативного акта в области исполнительного производства — Федерального закона «Об исполнительном производстве». Работа подготовлена с учетом последних изменений российсского законодательства: АПК РФ от 24 июля 2002 г., ТК РФ от 30 декабря 2001 г., КоАП РФ от 30 декабря 2001 г., других. Практическая значимость издания подчеркивается наличием постатейных материалов, призванных помочь в правоприменительной деятельности юристов, судебных приставов-исполнителей, участников исполнительного производств
а. Рекомендуется практикующим юристам, судебным приставам-исполнителям, всем интересующимся вопросами исполнительного производства. Будет полезно студентам юридических вузов при изучении курсов: «Исполнительное производство», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс».
Содержание
Предисловие
Глава I. Основные положения и общие условия совершения исполнительных действий
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Постатейные материалы к ст. 1
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
Постатейные материалы к ст. 2
Статья 3. Органы принудительного исполнения
Постатейные материалы к ст. 3
Статья 4. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
Постатейные материалы к ст. 4
Статья 5. Иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов
Постатейные материалы к ст. 5
Статья 6. Обеспечение исполнительных действий иными органами и организациями
Постатейные материалы к ст. 6
Статья 7. Перечень исполнительных документов
Постатейные материалы к ст. 7
Статья 8. Требования, предъявляемые к исполнительным документам
Постатейные материалы к ст. 8
Статья 9. Возбуждение исполнительного производства
Постатейные материалы к ст. 9
Статья 10. Последствия нарушения требований, предъявляемых к исполнительному документу
Постатейные материалы к ст. 10
Статья 11.Место совершения исполнительных действий
Постатейные материалы к ст. 11
Статья 12.Время совершения исполнительных действий
Статья 13.Сроки совершения исполнительных действий
Статья 14.Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению
Постатейные материалы к ст. 14
Статья 15.Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению
Статья 16. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению
Постатейные материалы к ст. 16
Статья 17. Разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению
Постатейные материалы к ст. 17
Статья 18. Отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов других органов, изменение способа и порядка их исполнения
Постатейные материалы к ст. 18
Статья 19.Отложение исполнительных действий
Постатейные материалы к ст. 19
Статья 20. Обязательность приостановления исполнительного производства
Постатейные материалы к ст. 20
Статья 21.Приостановление исполнительного производства
Статья 22.Сроки приостановления исполнительного производства
Статья 23.Основания прекращения исполнительного производства
Статья 24Рассмотрение вопросов о приостановлении и прекращении исполнительного производства
Постатейные материалы к ст. 24
Статья 25. Последствия прекращения исполнительного производства
Статья 26.Возвращение исполнительного документа
Постатейные материалы к ст. 26
Статья 27.Окончание исполнительного производства
Постатейные материалы к ст. 27
Статья 28. Розыск должника, его имущества или розыск ребенка
Постатейные материалы к ст. 28
Глава II. Лица, участвующие в исполнительном производстве
Статья 29.Стороны исполнительного производства
Статья 30. Участие несовершеннолетних в исполнительном производстве
Статья 31. Права и обязанности сторон
Постатейные материалы к ст. 31
Статья 32.Правопреемство в исполнительном производстве
Постатейные материалы к ст. 32
Статья 33.Участие в исполнительном производстве представителей сторон
Статья 34.Оформление полномочий представителей
Постатейные материалы к ст. 34
Статья 35.Полномочия представителя
Статья 36.Лица, которые не могут быть представителями
Статья 37.Законные представители
Статья 38.Участие в исполнительном производстве переводчика
Статья 39.Участие понятых в исполнительном производстве
Статья 40.Права и обязанности понятых
Статья 41.Участие специалистов в исполнительном производстве
Статья 42. Взаимодействие судебных приставов-исполнителей с работниками милиции
Статья 43.Отводы в исполнительном производстве
Глава III. Основание применения мер принудительного исполнения
Статья 44.Основание применения мер принудительного исполнения
Статья 45.Меры принудительного исполнения
Глава IV. Обращение взыскания на имущество должника
Статья 46. Порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника
Постатейные материалы к ст. 46
Статья 47. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в рублях
Постатейные материалы к ст. 47
Статья 48. Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц
Постатейные материалы к ст. 48
Статья 49.Обращение взыскания на заложенное имущество
Постатейные материалы к ст. 49
Статья 50. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание
Статья 51.Арест имущества должника
Постатейные материалы к ст. 51
Статья 52.Оценка имущества должника
Постатейные материалы к ст. 52
Статья 53.Хранение имущества
Постатейные материалы к ст. 53
Статья 54.Реализация арестованного имущества
Постатейные материалы к ст. 54
Статья 55. Особенности исполнения исполнительных документов по нескольким исполнительным производствам
Статья 56.Передача взыскателю предметов, указанных в исполнительном документе
Глава V. Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. Арест и реализация имущества должника-организации
Статья 57.Обращение взыскания на денежные средства должника-организации
Постатейные материалы к ст. 57
Статья 58.Обращение взыскания на иное имущество должника-организации
Постатейные материалы к ст. 58
Статья 59.Порядок наложения ареста на имущество должника-организации и его реализации
Статья 60. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации
Постатейные материалы к ст. 60
Статья 61. Порядок обращения взыскания при реорганизации и ликвидации должника-организации
Постатейные материалы к ст. 61
Статья 62.Подготовка торгов судебным приставом-исполнителем
Статья 63.Сроки и порядок проведения торгов
Постатейные материалы к ст. 63
Глава VI. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника
Статья 64.Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника
Статья 65. Исчисление размера удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника
Статья 66.Размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника
Постатейные материалы к ст. 66
Статья 67. Обращение взыскания на заработок должника, отбывающего наказание
Постатейные материалы к ст. 67
Статья 68. Обращение взыскания на пособия по социальному страхованию
Постатейные материалы к ст. 68
Статья 69. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание
Статья 70.Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам
Постатейные материалы к ст. 70
Статья 71.Взыскание алиментов при выезде должника в иностранное государство на постоянное жительство, работу или для прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях
Постатейные материалы к ст. 71
Статья 72. Исполнение наказаний в виде штрафа и конфискации имущества
Постатейные материалы к ст. 72
Глава VII. Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера
Статья 73. Общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
Постатейные материалы к ст. 73
Статья 74. Последствия неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе
Статья 75. Исполнение исполнительного документа о выселении должника
Постатейные материалы к ст. 75
Статья 76. Исполнение исполнительного документа о вселении взыскателя
Глава VIII. Распределение взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателя
Статья 77.Распределение взысканной денежной суммы
Постатейные материалы к ст. 77
Статья 78. Очередность удовлетворения требований взыскателей
Постатейные материалы к ст. 78
Глава IX. Совершение исполнительных действий в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций. Исполнение судебных актов и актов других органов иностранных государств
Статья 79. Исполнение судебных актов и актов других органов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций
Постатейные материалы к ст. 79
Статья 80. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей
Постатейные материалы к ст. 80
Глава X. Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
Статья 81.Исполнительский сбор
Постатейные материалы к ст. 81
Статья 82. Расходы по совершению исполнительных действий
Статья 83.Авансирование расходов взыскателем
Постатейные материалы к ст. 83
Статья 84.Порядок возмещения расходов по совершению исполнительных действий
Постатейные материалы к ст. 84
Статья 85. Ответственность за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
Статья 86. Ответственность за неисполнение исполнительного документа банком или иной кредитной организацией
Постатейные материалы к ст. 86
Статья 87. Ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
Постатейные материалы к ст. 87
Статья 88.Постановления судебного пристава-исполнителя
Статья 89.Вознаграждение судебного пристава-исполнителя
Глава XI. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий
Статья 90.Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
Постатейные материалы к ст. 90
Статья 91. Защита прав взыскателя при несвоевременном производстве организацией взыскания по исполнительному документу
Статья 92.Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий
Статья 93. Защита прав организаций при неисполнении исполнительного документа о восстановлении на работе
Глава XII. Заключительные и переходные положения
Статья 94. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Постатейные материалы к ст. 94
Статья 95. Переходные положения
ОТРЫВОК
Глава I.
Основные положения и общие условия совершения исполнительных действий
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
В соответствии с комментируемой статьей Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или в
оздержанию от совершения этих действий.
Законодательство об исполнительном производстве подверглось значительным изменениям. Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» значительно усложнили порядок принудительного исполнения, установив новые правила.
В соответствии с первым из этих законов создана Федеральная служба судебных приставов как самостоятельная система государственных исполнительных органов. Судебные приставы — должностные лица, наделенные большими правами, состоящие на государственной службе.
Согласно второму федеральному закону исполнительное производство является завершающим этапом принудительного воздействия на должника и может рассматриваться как сфера правоприменительной деятельности, направленная на восстановление прав и интересов взыскателя, в том числе имущественных. Для этого законодательство об исполнительном производстве предусматривает особые меры принудительного исполнения: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию
, стипендию и иные виды доходов должника; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе; иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.
Наличие подобных мер свидетельствует о сложном характере принудительного исполнения, так как несмотря на наличие общих норм, судебный пристав-исполнитель в каждом конкретном случае сталкивается с различными трудностями правоприменения.
Исполнение судебных постановлений и иных актов, предусмотренных законом, — это правоприменительная деятельность специальных субъектов исполнительного производства — судебных приставов-исполнителей. В отличие от судебной деятельности, судебный пристав-исполнитель не решает спора о праве, о правах и обязанностях, а исполняет те требования, которые были ранее определены в судебном процессе, нотариальном производстве, процессе рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам, иным путем. Задача судебного пристава-исполнителя — не изменяя су
щества требований, принудительно их исполнить с помощью особого механизма исполнительного производства.
Поэтому необходимо четко отделять судебную деятельность от деятельности судебного пристава-исполнителя, так же как обычно разграничивается деятельность судебного пристава-исполнителя и нотариуса, комиссии по трудовым спорам, административного органа, налагающего взыскание, органа, осуществляющего контрольные функции. Деятельность суда и других перечисленных субъектов в большей степени можно определить как праворазрешительную, а деятельность судебного пристава-исполнителя — как правоприменительную. Хотя в то же время, исходя из существующих взг
лядов, суд, например, также осуществляет правоприменительную деятельность.
Эффективность исполнительного производства зависит от самостоятельности судебного пристава-исполнителя. Поэтому следует приветствовать дальнейшее разграничение судебной и исполнительной деятельности. Не отрицая необходимости различных форм надзора и контроля за деятельностью судебного пристава, в том числе судебного, целесообразно было бы передать некоторые полномочия, остающиеся в настоящее время в компетенции суда, в ведение судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава. Подобные решения будут находиться в контексте дальнейше
го развития законодательства об исполнительном производстве и повлияют на повышение эффективности его норм.
Первый этап развития и реформирования исполнительного производства прошел относительно успешно — при Министерстве юстиции Российской Федерации была создана новая государственная служба — Служба судебных приставов Российской Федерации. В качестве дальнейших перспектив в будущем может быть изменен статус этой службы. Например, существует мнение о необходимости передать ее в подчинение Президенту Российской Федерации либо Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации.
Основное достижение современного законодательства об исполнительном производстве заключается в том, что с созданием Службы судебных приставов в законодательном порядке было устранено двойное подчинение судебных исполнителей (судебных приставов) суду и органам юстиции, что также сказалось на эффективности исполнительного производства. В связи с этим вариант о передаче Службы судебных приставов в подчинение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации менее желателен, так как фактически означает возвращение к прежней модели исп
олнительного производства.
Вторым этапом реформирования исполнительного производства должно быть дальнейшее совершенствование законодательства об исполнительном производстве. Необходимо устранить те противоречия, которые имеются и на которые уже не раз указывалось (определить формы участия в исполнительном производстве прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления; пересмотреть перечни видов имущества, на которые не может быть обращено взыскание; др.). Возможно принятие в будущем Исполнительного кодекса Российской Федерации.
Постатейные материалы к ст. 1
Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (извлечение)
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 53
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (далее — иные федеральные законы).
2. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных законов Правительство Российской Федерации может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.
Система законодательства об исполнительном производстве находится в стадии формирования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из указанного закона, Федерального закона «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. На основании и во исполнение федеральных законов в сфере исполнительного производства Правительство Российской Федерации имеет право принимать нормативные акты по вопросам исполнительного производства.
По смыслу ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве» нормотворчество в сфере исполнительного производства относится к компетенции федеральных органов.
В ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве» в качестве закона, регулирующего исполнительное производство, не указана Конституция РФ, однако она является законодательным актом, имеющим высшую юридическую силу. В частности, по Конституции, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Это означает, что устанавливается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе и в исполнительном производстве. Права и свободы человека и гражданина н
еприкосновенны и нерушимы. Вместе с тем государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод — обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. В Конституции РФ имеются положения, согласно которым в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это правило развивается и в законодательстве об исполнительном производстве. Так, если международным договором Р
оссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора (п. 3 ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве»).
Среди международных актов, имеющих значение для исполнительного производства, следует перечислить следующие акты: Нью-Йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» 1958 г.; Гаагская конвенция 1961 г.; Московская конвенция «О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества» 1972 г.; Соглашение участников СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.; Конвенция участников СНГ «О прав
овой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 1993 г.
Кроме отмеченных многосторонних международных актов Российская Федерация является участницей 28 двусторонних международных договоров об оказании взаимной правовой помощи, часть из которых предусматривает взаимное признание и исполнение судебных решений.
Как уже отмечалось, исполнительное производство регулируется Федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», а также иными федеральными законами, устанавливающими условия и порядок принудительного исполнения указанных в законе юрисдикционных актов. В качестве таких федеральных законов выступают основные нормативные акты, регулирующие как процессуальные, так и материальные правоотношения: ГПК РСФСР, АПК РФ, ГК РФ, СК РФ, ТК РФ, КоАП РФ и некоторые другие.
В ГПК РСФСР можно выделить три группы норм, в той или иной степени составляющие нормативную основу исполнительного производства. Так, в ГПК РСФСР предусмотрен специальный раздел, целиком посвященный исполнительному производству (раздел V). Раздел V ГПК состоит из пяти глав (главы 38–42), однако его применение ограничено действием более современного законодательства, прежде всего Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». Между тем ряд положений раздела V ГПК не утратили своего значения: рассмотрение вопросов о приостано
влении, прекращении исполнительного производства, повороте исполнения, другие.
Вторая часть норм ГПК РСФСР, имеющих значение для исполнительного производства — это иные статьи Кодекса, регулирующие вопросы: разъяснения решения, подлежащего исполнению (ст. 206 ГПК), отсрочки или рассрочки исполнения решения, изменения способа и порядка исполнения решения (ст. 207 ГПК).
Особую группу норм составляют приложения к ГПК РСФСР: приложение № 1 «Перечень видов имущества граждан, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам»; приложение № 2 «Восстановление утраченного судебного или исполнительного производства».
В АПК РФ от 24 июля 2002 г. также имеются отдельные положения, связанные с исполнительным производством. Раздел VII АПК посвящен общим вопросам исполнения судебных актов, вынесенных арбитражными судами. Многие нормы, содержащиеся в разделе IV АПК, дополняют положения Закона «Об исполнительном производстве». Например, к таким положениям относятся: порядок выдачи исполнительного листа (ст. 319–323 АПК), поворот исполнения судебного акта (ст. 325–326 АПК). В отличие от ГПК РСФСР, в АПК РФ законодатель не ставил цель детального раскрытия вопросов принудительного исполне
ния (например, в разделе VII АПК содержится лишь 15 статей). Такой подход следует признать правильным, так как соответствующие процессуальные кодексы должны содержать лишь частные процедурные нормы о порядке выдачи исполнительных листов и решении некоторых процессуальных вопросов, связанных с исполнительным производством (разъяснение содержания исполнительного документа, изменение порядка и способа исполнения, др.). Иные специальные вопросы принудительного исполнения должны регулироваться законодательством об исполнительном производстве, в частно
сти, Законом об исполнительном производстве.
К источникам исполнительного производства следует отнести и федеральные законы, регулирующие различные «материальные» правоотношения. Например, в ГК РФ содержатся нормы о представительстве, порядке выдачи доверенности (глава 10 ГК РФ), об ответственности за нарушение обязательств (глава 25 ГК РФ) вследствие причинения вреда (глава 59 ГК РФ), о порядке проведения торгов (ст. 447–449 ГК РФ), некоторые другие нормы.
В СК РФ урегулирован порядок исполнения решений судов по спорам, связанным с воспитанием детей (ст. 79 СК РФ), а также порядок уплаты и взыскания алиментов (глава 17 СК РФ).
В ТК РФ от 30 декабря 2001 г. закреплены наиболее важные вопросы, связанные с порядком защиты трудовых прав и разрешением трудовых споров (раздел XIII ТК). В частности, определяются способы защиты трудовых прав работников (ст. 352 ТК), полномочия органов федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК), компетенция комиссии по трудовым спорам (385 ТК), порядок исполнения решения комиссии по трудовым спорам (ст. 389 ТК), правила исполнения решения о восстановлении на работе (ст. 396 ТК). Существенным является также правило об ограничении обратного взыскания сумм, выплаченных по реш
ению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры (ст. 397 ТК). Это положение имеет значение при повороте исполнения по трудовым спорам.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве» на основании и во исполнение Федерального закона «Об исполнительном производстве» и иных федеральных законов Правительство Российской Федерации может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства. Следовательно, в качестве источников исполнительного производства могут рассматриваться и подзаконные нормативные акты. Количество подобных источников исполнительного производства постепенно возрастает. Наиболее существенными являются следующие подзаконные нор
мативные акты: постановление Правительства РФ от 7 июля 1998 г. № 723 «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества», постановление Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 659 «Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства», постановление Правительства РФ от 27 мая 1998 г. № 516 «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций», постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 «Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги
» и др.
В качестве самостоятельной группы источников исполнительного производства также могут рассматриваться обобщения судебной и иной правоприменительной практики в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Например, в работе судов и судебных приставов-исполнителей применяются постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1985 г. № 5 «О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об освобождении имущества от ареста (исключении из описи)» (в редакции от 21 декабря 1993 г., с изменениями от 25 октября 1996
г.), постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 марта 1999 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции» и некоторые другие постановления. Хотя указанные акты являются судебными, они должны учитываться не только судами при решении тех или иных процессуальных вопросов, но и в необходимых случаях судебными приставами-исполнителями.
Постатейные материалы к ст. 2
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (извлечение) Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов
В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.
Статья 3. Органы принудительного исполнения
1. Принудительное исполнение (далее — исполнение) судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на Службу судебных приставов (далее — Служба судебных приставов) и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее — службы судебных приставов).
2. Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации. Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.
3. Полномочия Службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О судебных приставах».
4. Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами (далее — подразделения).
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение (далее — исполнение) судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на Службу судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.
Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации и возглавляет ее главный судебный пристав Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации службы судебных приставов возглавляют главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.
Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами.
Процессуальное положение судебного пристава регулируется также специальным нормативным актом — Федеральным законом «О судебных приставах». Согласно ст. 3 указанного закона судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. При этом судебный прис
тав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, поэтому на него распространяется статус государственного служащего и его правовое положение определяется, в том числе, Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Поэтому судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов — и воинские звания, а также им выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы при исполне
нии служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.
В Службу судебных приставов входят: Департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации; Служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом; службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации
— главными судебными приставами субъектов Российской Федерации; районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами (ст. 5 Закона «О судебных приставах»).
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона «О судебных приставах»).
По отношению к судебному приставу-исполнителю, в соответствии с Законом «О судебных приставах», вышестоящими должностными лицами являются главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав подразделения, поэтому необходимо упомянуть об их компетенции.
Главный судебный пристав Российской Федерации: осуществляет руководство деятельностью Службы судебных приставов; издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности Службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками Службы судебных приставов; в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Службы судебных приставов; осуществляет финансовое и материально-т
ехническое обеспечение Службы судебных приставов; рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности; несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.
Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации: осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов; образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность; назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию; перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Ф
едерации о государственной службе; в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов; поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины; осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов; организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава Российской Фе
дерации; рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности; несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.
Старший судебный пристав: организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов; обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению бе
зопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей; является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов; осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов: обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей; выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде; исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; провер
яет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность; поддерживает общественный порядок в судебных помещениях; взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам ми
лиции; осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий; проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право: обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, вын
осит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмот
ры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, ук
азанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или
другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Комментарий к ФЗ Об исполнительном производстве. / Д. Валеев - СПб: Питер, 2002. - 512 с.
|