Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» является первым в российской истории законодательным актом, посвященным комплексному регулированию отношений, складывающихся по поводу информации, информационных ресурсов, информационных технологий и средств их обеспечения. Автор комментария ставил перед собой цель не только прокомментировать нормы Закона, но и дать посильные ответы на вопросы, с которыми сталкиваются научные и практические работники, а также граждане, соприкасающиеся с проблемами информационно-правового хара
ктера.
Содержание
Принятые сокращения
Введение
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их
определения
Статья 3. Обязанности государства в сфере формирования информационных
ресурсов и информатизации
Глава 2
Информационные ресурсы
Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов
Статья 5. Документирование информации
Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект
права собственности
Статья 7. Государственные информационные ресурсы
Статья 8. Обязательное представление документированной информации для
формирования государственных информационных ресурсов
Статья 9. Отнесение информационных ресурсов
к общероссийскому национальному достоянию
Статья 10. Информационные ресурсы по категориям
доступа
Статья 11. Информация о гражданах (персональные
данные)
Глава 3
Пользование информационными ресурсами
Статья 12. Реализация права на доступ к информации
из информационных ресурсов
Статья 13. Гарантии предоставления информации
Статья 14. Доступ граждан и организаций к информации
о них
Статья 15. Обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов
Глава 4
Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их
обеспечения
Статья 16. Разработка и производство информационных систем, технологий и
средств их обеспечения
Статья 17. Право собственности на информационные
системы, технологии и средства
их обеспечения
Статья 18. Право авторства и право собственности
на информационные системы, технологии
и средства их обеспечения
Статья 19. Сертификация информационных систем,
технологий, средств их обеспечения
Глава 5
Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов
и информатизации
Статья 20. Цели защиты
Статья 21. Защита информации
Статья 22. Права и обязанности субъектов в области
защиты информации
Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных процессов
информатизации
Статья 24. Защита права на доступ к информации
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального
закона
Приложения
ОТРЫВОК
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
1. Комментируемая статья включает в себя положения, устанавливающие сферу действия Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». В указанную сферу, контуры которой предопределены характером регулируемых отношений, законодатель включил те из них, которые, по его мнению, нуждаются в правовом опосредовании в силу своей значимости для общества, государства и граждан.
Подлежащие правовому регулированию отношения дифференцированы по трем основным областям.
Первую область составляют отношения, складывающиеся при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и представления потребителю документированной информации. Данная область общественных отношений включает в себя два ключевых направления регулирования, которые связаны с формированием и использованием информационных ресурсов.
Формирование информационных ресурсов предполагает в конечном счете их некое организационное выражение и объективацию. Представленный в объективной форме информационный ресурс и будет выступать в качестве предмета, по поводу которого участники общественных отношений вступают во взаимодействие. Законодатель, в данном случае, пошел по пути придания информационным ресурсам объективированного выражения в форме документированной информации, помещенной в информационную систему. Подобного рода объективация юридически значима и преследует цель устано
вления возможности регулирования отношений, возникающих в сфере формирования информационных ресурсов, да и в сфере их использования, с помощью известных и хорошо изученных правовых институтов, например института вещных прав.
Использование информационных ресурсов предполагает удовлетворение общественных потребностей, а равно потребностей государства и личности в информации.
Вторую область регулируемых комментируемым Законом общественных отношений образуют отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения.
Действующее законодательство не содержит легального понятия информационной технологии. В доктрине под информационной технологией понимают совокупность технологий (использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере) в микроэлектронике, создании вычислительной техники (машин и программного обеспечения), телекоммуникации, вещании и оптико-электронной промышленности, генной инженерии.
Указание законодателя на регулирование отношений, возникающих при создании технологий, нельзя признать удачным. Любая технология создается как результат интеллектуальной деятельности человека, в ряде случаев как охраняемый результат. В этом смысле право не способно воздействовать на процесс создания технологий, поскольку интеллектуальная деятельность человека не подвержена правовой регламентации. Сфера использования информационных технологий и средств их обеспечения действительно требует правового опосредования и подвержена такому опосредов
анию. Оно может осуществляться по многим направлениям, в частности, в направлении координации деятельности органов публичной власти, ответственных за технологическое развитие, в направлении стандартизации, сертификации, в направлении государственного контроля и надзора, в направлении государственной поддержки наиболее значимых проектов в сфере информационных технологий.
Третья область регулируемых отношений включает группу отношений, возникающих при защите информации, защите прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. В свою очередь область отношений по защите информации и защите прав на нее включает ряд направлений, в рамках которых могут быть решены правовые проблемы данной защиты. Это прежде всего защита информационных ресурсов от неправомерного их использования и неправомерного воздействия на них, защита прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, защита интересов общест
ва, государства и личности от воздействия вредной информации, в том числе путем ограничения информационных прав и свобод.
2. Объектами отношений, урегулированных нормами комментируемого Закона, выступают информационные ресурсы, а также информационные технологии и средства их обеспечения. Предметом регулирования являются общественные отношения, складывающиеся по их поводу. Очевидно, что однородность групп общественных отношений, образующих предметную область законодательного опосредования, относительна. Их объединяет лишь то, что в качестве объектов данных отношений выступают производные от информации продукты, а именно - информационные ресурсы и информационные тех
нологии.
Общественные отношения, складывающиеся по поводу собственно информации, несмотря на название Закона, остаются за пределами предметной области регулирования.
Вполне естественно предположить, что предметная область комментируемого Закона будет со временем содержательно изменяться путем включения в нее новых групп общественных отношений, которые потребуют своего правового опосредования. На современном этапе развития информационного законодательства мы можем лишь с большой долей условности говорить о наличии в предметном поле регулирования отношений, возникающих по поводу информации, т. е. чисто информационных отношений. Законодатель предпочитает сегодня регулировать отношения, объектом которых высту
пают не информация, а производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними.
3. Пункт 2 разграничивает сферу действия комментируемого Закона и Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», которым регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Очевидно, что комментируемый Закон, помимо отношений, урегулированных законодательством об авторском праве, не «затрагивает» также и отношений, которые регламентируются иными законами, действующи
ми в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности. Вместе с тем, следует иметь в виду, что объекты авторского права и иные охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, получившие объективацию в форме материальных носителей, могут быть включены в состав информационных ресурсов, но это обстоятельство не лишает их правовой охраны нормами законодательства об интеллектуальной собственности.
Что касается официальных документов (законов, судебных решений, иных текстов законодательного, административного и судебного характера, в том числе описаний и чертежей к правоустанавливающим документам на объекты промышленной собственности), их официальных переводов, произведений народного творчества, сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то они не являются объектами авторского права, и отношения по их поводу не входят в сферу правового регулирования нормами законодательства об авторском праве. Вне указанной сферы находя
тся и отношения, складывающиеся в связи с программами теле- и радиопередач, публикуемыми в газетах и журналах, на что неоднократно указывал Высший Арбитражный Суд РФ. Так, в п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. № 47 говорится о том, что программа является доводимой до зрителей (слушателей) информацией о времени выхода в эфир скомпонованных определенным образом теле- и радиопередач. Такая информация, опубликованная ранее в другой газете, становится общедоступной и, кроме того, излагается в обычной (неоригин
альной) форме, не образует самостоятельного произведения.
Противоположную позицию в отношении программ теле- и радиопередач занимала ныне упраздненная Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ, которая в своих рекомендациях от 5 мая 1994 г. и от 2 июля 1995 г. высказывалась за охраняемость авторским правом программ теле- и радиопередач.
Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;
пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
1. Комментируемая статья, следуя англосаксонской законотворческой практике, выделяет дефинитивную часть законодательного акта, в которой сосредоточены используемые в нем основные термины. Эти термины имеют значение только для целей комментируемого Закона. В других законодательных актах могут вводиться аналогичные термины, но несущие в себе иную смысловую нагрузку и иное содержание. Так, например, в ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле» дается понятие документа как материального объекта с зафиксированной на нем информацией, а комментируемая
статья определяет документ как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами.
2. В основу всех информационных процессов, происходящих в общественной жизни, положен феномен информации. Само понятие информации, выступая в качестве центрального по ряду естественно-научных отраслей знания, продолжает тем не менее оставаться одним из наиболее спорных и противоречивых. Первые попытки уточнить понятие информации восходят к работам Р. Фишера 1921 г. (вероятностная концепция) и Р. Хартли 1928 г. (логарифмическая мера количества информации), которые предвосхитили появление классической статистической теории связи Н. Винера - К. Шеннона 1948 г. (к
оличество информации как мера уменьшения неопределенности). Получили научное признание определения информации, данные выдающимися учеными, стоящими у истоков становления теории информации, как «связь, в процессе которой устраняется неопределенность» (К. Шеннон), «разнообразие» (У. Эшби), «оригинальность и мера сложности» (А. Моль), «знание» (Ф. Махлуп), «обозначение содержания, полученного из внешнего мира, в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» (Н. Винер), «данные, которые были организованы и переданы» (М. Кастельс). Однако
выработать универсальное понятие информации, которое отражало бы все многообразные стороны данного феномена, до сих пор было не суждено.
Комментируемая статья определяет информацию через сведения. Из легального термина следует ряд признаков, характеризующих легальную форму информации, но, разумеется, не саму информацию.
Первым признаком следует назвать содержательность. Этот признак проявляется через отождествление информации со сведениями, которые выступают некими символами лиц, предметов, фактов, событий, явлений и процессов. Очевидно, что между сведениями и теми объектами, по поводу которых эти сведения возникли, нет взаимно однозначного соответствия. Данные сведения выступают лишь обозначением содержания, полученного из внешнего мира.
Вторым признаком будет являться независимость формы представления сведений. Этот признак проявляется через возможность существования сведений о чем-либо в любой воспринимаемой форме: устной, письменной, визуальной, акустической и т. п. Сведения, выраженные в знаках, обычно именуют данными. В литературе приводится множество иных признаков и свойств информации, которые находятся за пределами ее легального определения.
Термин «информация» включен и в предметное поле цивилистики. Согласно ст. 128 ГК РФ информация отнесена к видам объектов гражданских прав.
Следует подчеркнуть, что термин «информация» по тексту комментируемого закона используется в качестве самостоятельного весьма редко, но с его помощью конструируется ряд родственных, смежных с ним терминов.
3. Термин «информатизация» раскрывается законодателем через понятие процесса, т. е. последовательной смены состояний определенной сферы общественной жизни. Этой сферой является сфера удовлетворения информационных потребностей граждан, государства и общества. Указанные потребности должны удовлетворяться посредством формирования и использования информационных ресурсов. Сам процесс должен выступать в качестве организационного и иметь социально-экономическую и научно-техническую направленность. Сегодня в нормативных и литературных источниках широ
ко употребляются производные от термина «информатизация» понятия, например: информатизация образования, информатизация правотворческой деятельности, информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности, государственная политика информатизации и т. п.
Так, понятие «государственная политика информатизации правовой сферы» используется в Указе Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808 «О президентских программах правовой информатизации».
В широком смысле информатизацию рассматривают иногда как один из факторов глобализации.
Процесс информатизации следует отличать от процесса компьютеризации. Компьютеризация предполагает совершенствование и внедрение технической базы, в том числе вычислительной техники, для целей накопления информации, ее переработки и представления в воспринимаемой человеком форме.
4. Термин «документированная информация (документ)» является ключевым для комментируемого закона и основополагающим в избранной законодателем модели регулирования отношений, складывающихся по поводу информации.
Данный термин представлен в качестве легального в ряде федеральных законов. Помимо комментируемого Закона, дефиниция документированной информации сформулирована в ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене», в ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле» и в ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». И если в первом из названных законов термин «документированная информация (документ)» текстуально совпадает с термином, используемым в комментируемом Законе, то в двух других наблюдается существен
ное расхождение его содержательной стороны.
Так, согласно ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле», документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Близка по смыслу к цитируемому термину и дефиниция, содержащаяся в Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов». Здесь документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, пре
дназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.
В отличие от термина «документированная информация (документ)», содержащегося в комментируемой статье, в приведенных понятиях законодатель сместил акцент с фиксации информации на материальном носителе, как необходимого признака документированной информации, на сам материальный носитель, который становится документом при условии фиксации на нем в установленном законодателем виде соответствующих сведений.
Генетически точнее термин комментируемого Закона, который, конечно же, не свободен от субъективных представлений законодателя, но в отличие от приведенных терминов лишен просчетов методологического характера, проистекающих вследствие отхода от базовых представлений о феномене информации. О чем, собственно, идет речь? Прежде всего, о том, что информация при смене носителей остается инвариантной своему носителю, а не наоборот. И, во-вторых, информация циркулирует между носителями, меняя их, но не материальные носители циркулируют между сведениями о лиц
ах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. В игнорировании этих аксиом и видятся истоки «проприетаризации» информации, когда во главу угла ставится материальный носитель сведений, а не сами сведения.
Из легального термина «документированная информация (документ)», содержащегося в комментируемой статье, вытекают три основных признака документа.
Первый из них - наличие материального носителя информации. В качестве такового, в принципе, могут рассматриваться любые объекты материального мира, включая вещи и физические поля, в которых находят свое отображение определенные сведения. Одни и те же сведения могут быть зафиксированы на различных материальных носителях. Наибольшее распространение получили бумажные носители, документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме (электронные документы), видео- и звукозаписи.
Вторым признаком документированной информации является идентифицируемость зафиксированных на носителе сведений. Это достигается путем присовокупления к содержательной стороне сведений данных, именуемых реквизитами, которые позволяют установить источник и назначение информации, время ее документирования, а в ряде случаев и обеспечить защиту того либо иного документа (электронная цифровая подпись). Реквизиты должны быть зафиксированы на том же материальном носителе, что и индентифицируемые сведения.
Третьим признаком документированной информации, который не нашел своего отражения в анализируемом термине, выступает возможность изменения форм ее закрепления. Данный признак проявляется в том, что информация, закрепленная на материальном носителе одного вида, может быть одновременно представлена и на других видах носителей без угрозы утраты своего содержания и реквизитов. По существу, это возможность копирования информации.
5. Термин «информационные процессы» в содержательном плане фиксирует последовательность определенного вида действий. В качестве таких действий законодатель называет сбор, обработку, накопление, хранение, поиск, распространение информации. Эти действия взаимозависимы, хотя каждое из них само по себе - тоже процесс. Так, процессу хранения информации должен предшествовать процесс ее сбора. Процессу сбора должен предшествовать процесс поиска и т. п.
Несколько иное звучание по сравнению с комментируемым Законом термин «информационные процессы» получил в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене». Согласно ст. 2 названного Закона, информационные процессы - процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.
Еще одно значение информационным процессам придается в ГОСТ Р 50922-96. В соответствии с ним информационные процессы представляют собой процессы создания, обработки, хранения, защиты от внутренних и внешних угроз, передачи, получения, использования и уничтожения информации. Существуют и доктринальные определения информационных процессов. Так, О. А. Гаврилов полагает, что это процессы распространения информации в естественной, технической или социальной среде.
6. Термин «информационная система» представлен в комментируемой статье в качестве обозначения организационно упорядоченной совокупности (сочетания) двух элементов. Первым из них являются документы или их массивы. Вторым - информационные технологии, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи. Информационные технологии должны обладать способностью реализовывать процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Существует множество классификаций информационных систем, в которых они диффере
нцированы по различным основаниям.
По степени автоматизации различают ручные, автоматизированные и автоматические информационные системы.
По сфере применения информационные системы подразделяются на интегрированные, системы организационного управления, системы автоматизированных плановых расчетов. По характеру применения выделяются информационно-поисковые, информационно-решающие, управляющие, советующие системы.
К информационным системам относятся библиотеки, архивы, банки данных, фонды и т. п. хранилища документированной информации. Одной из наиболее известных и значимых информационных систем является Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы», отношения по поводу использования которой регулируются Федеральным законом «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”». Данная информационная система предназначена для реализации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и рефер
ендумов.
7. Термин «информационные ресурсы» генетически связан с терминами «документ» и «информационная система». В основу термина «информационные ресурсы» положена категория документированной информации. Указанное обстоятельство предопределяет правовой режим информационных ресурсов, который построен по модели режима документированной информации и базируется на использовании института вещных прав.
Понятие информационного ресурса уже понятия документированной информации, поскольку последняя для отнесения ее к разряду информационных ресурсов должна находиться в составе информационной системы.
Институт информационных ресурсов занимает особое место в системе информационного законодательства. Этим институтом опосредуется основная форма организационного выражения документированной информации, которая используется при ее сборе, обработке, хранении и потреблении. С другой стороны, и сами информационные ресурсы могут быть представлены различными организационно-упорядоченными формами. Это прежде всего библиотеки, архивы, фонды, депозитарии, банки и базы данных.
В литературе по информационному праву приводятся и иные разновидности информационных ресурсов. И. Л. Бачило, например, выделяет следующие их группы. Первая группа представлена различными массивами информации, которые создаются на основе деятельности различных органов государственной власти, на основе деятельности ведомств, ориентированных на определенные функции государственного управления. Вторую группу образуют ресурсы, ориентированные на решение общегосударственных задач. Третья группа включает информационные ресурсы массовой информации (см
. комментарий к ст. 6).
8. Термином «информация о гражданах (персональные данные)» обозначаются сведения, касающиеся биографических данных лица, сведения об имущественном, образовательном, семейном положении, сведения о состоянии здоровья, о месте жительства гражданина, о судимости и т. п.
Категория персональных данных представлена и в иных законодательных актах РФ. Так, согласно ст. 85 Трудового кодекса РФ, персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. В соответствии с Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, под персональными данными понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. При этом указанные сведен
ия, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных законом случаях, считаются конфиденциальными.
9. Термином «конфиденциальная информация» в комментируемой статье обозначается разновидность документированной информации, доступ к которой ограничен по основаниям, установленным законодательством РФ. Под законодательством РФ в данном случае понимаются не только законы РФ, но и иные нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми лицами, пребывающими на территории, находящейся под юрисдикцией России.
К сведениям Конституционного характера согласно Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 отнесены:
· персональные данные;
· тайна следствия и судопроизводства;
· служебная тайна;
· профессиональная тайна;
· коммерческая тайна;
· сведения о сущности изобретения, полезной модели или
промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Законодатель достаточно часто оперирует термином «конфиденциальная информация» и семантически созвучным с ним термином «тайна». Так, в качестве конфиденциальной информации могут рассматриваться сведения, находящиеся в режиме коммерческой и служебной тайны (п. 1. ст. 139 ГК РФ), банковской тайны (п. 2 ст. 857 ГК РФ), аудиторской тайны (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»), врачебной тайны (ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание»), налоговой тайны (ст. 102 Налогового кодекса РФ), тайны страхования (ст. 946 ГК
РФ).
10. Термин «средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий» обозначает совокупность используемых или создаваемых при проектировании информационных систем и обеспечивающих их эксплуатацию элементов. В качестве таких элементов комментируемая статья выделяет программные, технические, лингвистические правовые и организационные средства. В свою очередь, указанные средства подразделяются на:
· средства вычислительной техники и связи;
· словари, тезаурусы и классификаторы;
· инструкции и методики;
· положения, уставы, должностные инструкции;
· схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная
документация.
Очевидно, что при проектировании и эксплуатации могут использоваться и иные средства, которыми вправе оперировать лица, обслуживающие автоматизированную информационную систему или проектирующие ее.
11. Термин «собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения» означает лицо, которое наделяется юридически обеспеченной возможностью владеть, пользоваться и распоряжаться перечисленными объектами по своему усмотрению и в своем интересе. Власть собственника в отношении принадлежащих ему информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения не безгранична. Реализуя свои правомочия, собственник может совершать любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и
не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Содержание права собственности на информационные ресурсы и иные объекты образуют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению этими ресурсами и объектами. Это традиционная для российского права «триада» правомочий.
Под правомочием владения понимается юридически обеспеченная возможность фактического обладания информационным ресурсом и иными объектами и хозяйственного господства над ними.
Под правомочием пользования понимается юридически обеспеченная возможность извлечения полезных свойств из информационного ресурса и иных объектов, например, путем личного знакомства со сведениями, содержащимися в информационной системе либо путем организации подобного знакомства всем желающим это сделать.
Под правомочием распоряжения понимается юридически обеспеченная возможность определения судьбы информационного ресурса и иных объектов путем совершения юридически или фактически значимых актов в их отношении, например, путем отчуждения по договору, передачи по наследству, закрытию доступа. У собственника информационного ресурса и иных объектов присутствуют одновременно все три названных выше правомочия.
12. Термин «владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения» означает лицо, у которого фактически находятся информационные ресурсы и иные указанные выше объекты. Пока не доказано обратное, предполагается, что данное лицо имеет право на владение информационными ресурсами и иными объектами.
Владелец может быть законным и незаконным. В свою очередь, незаконный владелец может быть добросовестным или недобросовестным.
Объем правомочий, которыми наделяется владелец информационных ресурсов и иных объектов, по смыслу комментируемой статьи, совпадает с объемом правомочий собственника, поскольку последний также ограничен в реализации своих полномочий рамками закона. Поэтому провести четкую грань между юридически обеспеченными возможностями поведения владельца и аналогичными возможностями собственника, ориентируясь на легальные дефиниции ст. 2 комментируемого Закона, не представляется возможным.
13. Термин «пользователь (потребитель) информации» означает лицо, обращающееся за получением необходимой ему информации и пользующийся ею. Источниками получения такой информации выступают информационная система либо посредник. Фигуру посредника законодатель не определяет. Представляется, что таковым может быть как собственник информационных ресурсов или информационных систем, так и их владелец, в том числе временный.
В то же время в роли потребителя информации могут выступать лица, владеющие информационными ресурсами или информационными системами, т. е. все те же собственник или владелец.
Комментарий к ФЗ Об информации, информатизации и защите информации. / О. Городов - СПб: Питер, 2003. - 272 с.
|