Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Полнотекстовый поиск:
Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

Э. Григонис
КОММЕНТАРИЙ К КОНСТИТУЦИИ РФ.
Цена: 36 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Конституционное (государственное) право России
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      Предлагаемое вашему вниманию издание включает официальный текст Конституции Российской Федерации с краткими постатейными комментариями. Использованные в издании нормативные акты приведены по состоянию на 1 декабря 2003 г. Предназначено для учащихся старших классов, абитуриентов, студентов неюридических вузов.
     
     
      Содержание
     
      Список принятых сокращений
      Предисловие
      КОНСТИТУЦИЯ Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
      РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
      Глава 1. Основы конституционного строя
      Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
      Глава 3. Федеративное устройство
      Глава 4. Президент РФ
      Глава 5. Федеральное Собрание
      Глава 6. Правительство Российской Федерации
      Глава 7. Судебная власть
      Глава 8. Местное самоуправление
      Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
      РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
      Заключительные и переходные положения
      Основные нормативные акты и иные источники, использованные при составлении комментариев к Конституции РФ
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
     
      РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
      Глава 1. Основы конституционного строя
      Статья 1
      1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
      2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
      1. В определении, которое дается в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, четко выделяются элементы формы российского государства: форма правления — республика; форма государственного устройства — федерация; форма политического режима — демократия.
      2. По форме правления все государства делятся на монархии и республики. Основное различие между монархией и республикой заключается в способах замещения поста главы государства и срока его полномочий. В монархии пост главы государства (короля, императора и т. д.), как правило, наследственный и пожизненный. В республике пост главы государства (как правило, президента) выборный и его полномочия ограничены определенным сроком.
      3. Провозглашение России правовым государством показывает формы взаимоотношений государства с человеком и гражданином, а также с обществом, так как в правовом государстве высшей ценностью являются человек, его права и свободы и свободно функционирует гражданское общество. Кроме того, понятие «правовое государство» является тождественным в данном случае понятию «демократическое государство». Наконец, понятие «правовое государство» охватывает и пронизывает своей сущностью все остальные основы конституционного строя, которые закреплены в главе 1 Конст
      итуции РФ.
      4. Наименование государства «РФ — Россия» было впервые принято 21 апреля 1992 г. вместо наименования «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)» на VI Съезде народных депутатов РСФСР. Оба новых наименования являются равнозначными.
      Статья 2
      Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
      1. Права человека — это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность действовать определенным образом или не осуществлять любое из принадлежащих ему полномочий. Свобода человека в данном контексте — это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности или поведении.
      2. Признание прав и свобод человека означает закрепление в Конституции РФ всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественных прав.
      3. Соблюдение прав и свобод человека требует от органов государства, его должностных лиц воздерживаться от любых действий, нарушающих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, а также создавать все условия для реализации их людьми.
      4. Защита прав и свобод человека предполагает деятельность органов государства по восстановлению нарушенных прав и свобод или недопущению таких нарушений, а также создание соответствующих правовых гарантий такой защиты.
      5. Принцип конституционного строя, закрепленный в ст. 2 Конституции РФ, часто называют принципом гуманизма. Гуманизм конституционного строя означает безусловный приоритет человека перед государством, означающий, что государство создано для человека, а не человек для государства. Этим принципом Конституция РФ кардинально отличается от всех прежних конституций РСФСР, когда высшей ценностью признавалось государство и его интересы.
      Статья 3
      1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
      2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
      3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
      4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
      1. В ст. 3 Конституции РФ нашла свое отражение теория народного суверенитета, разработанная французским просветителем Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо социальных сил.
      2. Абсолютный суверенитет народа трудноосуществим, поэтому в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В первом случае имеет место непосредственная демократия, а во втором — представительная демократия.
      3. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
      4. Референдум представляет собой голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного или местного значения. Референдумы могут быть федеральными, субъектов РФ и местными. Федеральные референдумы проводятся в соответствии с ФКЗ «О референдуме РФ» от 10 октября 1995 г.
      5. В соответствии с ФКЗ «О референдуме РФ» от 10 октября 1995 г., в федеральном референдуме имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день проведения референдума 18 лет, кроме лиц признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
      6. О лицах, признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, — см. п. 11 и 12 к ст. 32 Конституции РФ.
      7. Выборы — это участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды представителей для выполнения ими функций осуществления публичной власти в органах государства и местного самоуправления. Свобода выборов означает, что выбор осуществляется из альтернативных кандидатур и что никто не может оказывать влияние на волеизъявление граждан.
      8. Никакие политические партии, общественные объединения, религиозные объединения и церковь, частные лица, юридические лица и т. д. не вправе присваивать власть в РФ. За насильственный захват власти или насильственное удержание власти ст. 278 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
      Статья 4
      1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
      2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
      3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
      1. В ст. 4 Конституции РФ нашла свое отражение теория государственного суверенитета, разработанная французским ученым Ж. Боденом (1530–1596). Государственный суверенитет означает, что государство, в данном случае РФ, независимо внутри страны и за ее пределами. Внутри страны оно независимо от политических партий и других общественных объединений, а за ее пределами — от других государств.
      2. Верховенство Конституции РФ в данном контексте означает, что ей не должны противоречить конституции республик в составе РФ, а также уставы других субъектов РФ — краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Верховенство федеральных законов означает, что им не должны противоречить законы субъектов РФ. В действительности, верховенство федеральных законов не является абсолютным, в ряде случаев верховенством перед федеральными законами могут обладать нормативные акты субъектов РФ — см. п. 5 комментария к ст. 76 К
      онституции РФ.
      3. Понятия целостности и неприкосновенности по отношению к территории РФ означают две стороны государственного суверенитета — внутреннюю и внешнюю. Целостность территории РФ означает недопустимость ее деления на самостоятельные государства, сепаратизма, т. е. стремления к полному государственному отделению субъектов РФ или других территориальных единиц. Неприкосновенность территории РФ означает недопустимость притязаний на нее иностранных государств и решимость защищать ее в случае внешнего вооруженного нападения.
      4. Принятие в установленном Конституцией РФ порядке мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности непосредственно возложено на Президента РФ. См. п. 7 комментария к ст. 80 Конституции РФ.
      Статья 5
      1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
      2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
      3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
      4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
      1. В состав РФ входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Обобщенно все составные части РФ называются субъектами. Таким образом, в состав РФ входят 89 равноправных субъектов.
      2. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика имеет свою конституцию, а остальные субъекты РФ — устав. На самом деле конституции республик и уставы остальных субъектов РФ имеют одинаковую юридическую природу и юридическую силу; и те и другие содержат конституционно-правовые нормы и принимаются самими субъектами РФ без утверждения или согласия федеральной власти, но не должны противоречить Конституции РФ.
      3. Все виды субъектов РФ имеют свое законодательство, которое не может противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
      4. В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ предусмотрены наиболее общие принципы федеративного устройства РФ. К ним относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ.
      5. Принцип государственной целостности конкретизируется в ст. 67 Конституции РФ об единой территории РФ; в ст. 70 Конституции РФ об единых гербе, гимне, флаге, столице РФ; в ст. 74 Конституции РФ об едином экономическом пространстве РФ, в ст. 75 Конституции РФ об единой денежной единице РФ — см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.
      6. Принцип единства системы государственной власти. Этот принцип конкретизируется в ст. 77–78 Конституции РФ — см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.
      7. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ конкретизируется в ст. 71–73 и 76 Конституции РФ — см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.
      8. Народы, населяющие Российскую Федерацию, неодинаковы по своей численности, уровню культурного и экономического развития. Часть наиболее крупных народов РФ: татары, башкиры, народы Поволжья и Северного Кавказа и другие — являются «титульными нациями», дающими наименование республикам в составе РФ: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл и т. д. Однако, например, такой крупный народ, как российские немцы, в настоящее время не представлен отдельной республикой. Автономия немцев Поволжья существовала с 1918 по 1941 г. С началом войны
      с гитлеровской Германией она была ликвидирована и более не восстанавливалась. «Титульными нациями» являются и некоторые многочисленные народы Крайнего Севера, дающие наименование субъектам РФ — автономным округам: Ненецкий автономный округ, Корякский автономный округ, Эвенский автономный округ и т. д. Большинство же народов РФ не представлены отдельными субъектами РФ. Несмотря на это, все они являются равноправными в культурном и гуманитарном отношении.
      9. Все субъекты РФ равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
      Статья 6
      1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
      2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
      3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
      1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ установлены ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г.
      2. В соответствии со ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ» гражданство РФ приобретается по следующим основаниям: по рождению; в результате приема в гражданство РФ; в результате восстановления в гражданстве РФ; по иным основаниям, предусмотренным указанным законом или международным договором РФ.
      3. Основания приобретения гражданства РФ по рождению предусмотрены ст. 12 ФЗ «О гражданстве РФ». В частности, в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 14 указанного, ребенок, оба родителя или единственный родитель которого имеют гражданство РФ, является гражданином РФ независимо от места его рождения.
      4. Основания приобретения гражданства РФ в результате приема в гражданство предусмотрены ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ» (прием в гражданство РФ в общем порядке) и ст. 14 указанного закона (прием в гражданство РФ в упрощенном порядке). Приобретение гражданства в результате приема в гражданство иначе называется натурализацией.
      . Прием в гражданство РФ в общем порядке предусмотрен для иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста восемнадцати лет и обладающих дееспособностью. В ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ» установлен ряд условий приобретения гражданства РФ в общем порядке. В частности, к ним относятся: проживание на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно; наличие законного источника средств к существованию; владение русским языком и другие. Лицо, имеющее особые за
      слуги перед РФ, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ» (ч. 3 ст. 13 указанного закона).
      6. Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке означает, что некоторые категории иностранных граждан и лиц без гражданства принимаются в гражданство РФ без соблюдения условия непрерывного проживания на территории РФ в течение пяти лет. К таким лицам относятся: лица, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ; лица, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входящих в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства. Соблюдение ост
      альных условий, предусмотренных в ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ», при приеме в гражданство РФ для этих категорий лиц обязательно.
      7. Государствами, входившими в состав СССР, являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Латвийская Республика, Литовская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Эстонская Республика.
      8. В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г., ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Условиями приема в гражданство РФ в таких случаях являются следующие: один из родителей ребенка имеет гражданство РФ при наличии заявления этого родителя, а также согласия другого родителя, за исключением случаев проживания ребенка на территории РФ; единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ при наличии заявления э
      того родителя; над ребенком или недееспособным лицом, над которыми установлены опека и попечительство, при наличии заявления опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.
      9. Под ребенком понимается лицо, не достигшее восемнадцати лет. О недееспособном лице — см. п. 11 комментария к ст. 32 Конституции РФ. В соответствии с гражданским законодательством РФ опека устанавливается над малолетними, т. е. лицами не достигшими четырнадцати лет, а также над недееспособными. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Опекуны и попечите
      ли назначаются органами опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления (ст. 32–35 ГК РФ).
      10. Прием в гражданство РФ в результате восстановления в гражданстве РФ предусмотрен ст. 15 ФЗ «О гражданстве РФ». Данное основание приема в гражданство РФ распространяется на лиц, ранее имевших гражданство РФ. Они принимаются в гражданство РФ при соблюдении условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ», но необходимый срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.
      11. Одним из иных оснований приобретения гражданства РФ является выбор гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ (ст. 17 ФЗ «О гражданстве РФ»).
      12. Основаниями прекращения гражданства РФ являются: выход из гражданства РФ; иные основания, предусмотренные ФЗ «О гражданстве РФ» или международным договором РФ (ст. 18 указанного закона). Иными основаниями прекращения гражданства РФ являются, в частности: выбор гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ; прекращение гражданства ребенка, если прекращено гражданство РФ обоих его родителей или единственного родителя при условии, что ребенок не станет ребенком без гражданства, предусмотренн
      ом ч. 2 ст. 24 Конституции РФ.
      13. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В то же время иностранные граждане и лица без гражданства не имеют некоторых политических прав (например, большинства избирательных прав, предусмотренных ст. 32 Конституции РФ, см. также п. 14 комментария к ст. 32 Конституции РФ) и не несут обязанности по защите Отечества, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ.
      14. В ч. 3 ст. 6 Конституции РФ установлено правило, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Данное правило установлено в целях предотвращения прежней практики лишения советского гражданства.
      Статья 7
      1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
      2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
      1. Социальное государство — это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
      2. В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ определены основные направления социальной политики РФ, которые конкретизируются в последующих статьях Конституции РФ.
      3. Право на охрану труда, выражающееся, в частности, в праве на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право на вознаграждение за труд не ниже установленного ФЗ минимального размера оплаты труда (МРОТ) являются компонентами права на труд (трудовых прав), закрепленного ст. 37 Конституции РФ (см. соответственно п. 5,6 и п. 7 комментария к ст. 37 Конституции РФ).
      4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая бесплатное ее оказание в государственных и муниципальных учреждениях, закреплено в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ (см. п. 1 комментария к ст. 41 Конституции РФ).
      5. Государственная поддержка и защита материнства и детства предусмотрена ч. 1 ст. 38 Конституции РФ (см. п. 1–7 комментария к ст. 38 Конституции РФ).
      6. Государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан конкретизируется в праве каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, предусмотренном ч. 1 ст. 39 Конституции РФ. В ч. 2 ст. 39 Конституции РФ предусматривается установление законом государственных пенсий и социальных пособий (см. комментарий к ст. 39 Конституции РФ).
      Статья 8
      1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
      2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
      1. Эти конституционные положения конкретизируются в ст.74 Конституции РФ, ГК РФ, в ряде федеральных законов.
      2. Согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
      3. В соответствии с п. 3 ст. 1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. В ч. 2 ст. 74 Конституции РФ и в том же п. 3 ст. 1 ГК РФ установлены ограничения перемещения товаров и услуг. Ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
      4. В целях поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности в РФ действует антимонопольное законодательство, запрещающее действия хозяйствующего субъекта или группы людей, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов и физических лиц. К таким действиям относятся, например: изъятие товаров из обращения, создание препятствий допуску на рынок других хозяйствующих субъектов и другие (ст. 5 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.).
      5. В ч. 2 ст. 8 Конституции РФ установлено, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это положение Конституции РФ подчеркивает кардинальное отличие конституционного строя РФ от предшествующего советского периода, когда отдавался явный приоритет так называемой социалистической собственности, выражавшейся в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Частная собственность на средства производства была запрещена, вместо нее признавалась личная собственность граждан на предметы потребления, а муниципальная собственность вообще отсутствовала, вследствие отсутствия самих его носителей — органов местного самоуправления. Социалистическая собственность в то время защищалась более строгими мерами, чем личная собственность. Так, например, в Особенной части УК РСФСР 1960 г. существовали две главы о преступлениях против собственности: глава 2 «Преступления против социалистической собственности» и глава 5 «Преступления против лично
      й собственности». Санкции за преступления против социалистической собственности всегда были строже, чем за преступления против личной собственности, а за хищения социалистического имущества в особо крупных размерах даже была предусмотрена смертная казнь.
      Статья 9
      1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
      2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
      1. Значение земли как основы жизни и деятельности человека означает, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ 2001 г.).
      2. О частной собственности на землю — см. комментарий к ст. 36 Конституции РФ.
      Статья 10
      Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
      1. В статье 10 Конституции РФ получила свое отражение теория разделения властей. Ее основоположниками считаются английский философ Дж. Локк (1632–1704) и французский просветитель Ш. Л. Монтескье (1689–1755).
      2. Разделение властей в современном понимании означает существование в государстве трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых действует самостоятельно и независимо от других властей в пределах своей компетенции. Цель разделения властей — недопущение концентрации власти в одних руках, которая может привести к произволу. Разделенные власти взаимодействуют между собой и сдерживают друг друга через систему сдержек и противовесов, с тем чтобы ни одна из них не стала бы абсолютной. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в РФ обеспечивает Президент РФ (см. п. 8 комментария к ст. 80 Конституции РФ).
      3. Каждая власть имеет свои органы: органы законодательной власти, которые обобщенно называются парламентами; органы исполнительной власти, обобщенно называемые правительствами; органы судебной власти (суды).
      4. Основная задача органов законодательной власти — разработка, обсуждение и принятие законов, как нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Основная задача органов исполнительной власти — исполнение законов и принятие на основе законов и во их исполнение собственных нормативных актов, являющихся подзаконными актами. Основная задача судов — осуществление правосудия, т. е. разрешение юридических дел и споров.
      Статья 11
      1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
      2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
      3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
      1. В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ не указано конкретно, к какой ветви государственной власти относится Президент РФ и другие органы власти, перечисленные в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ. Ответ на данный вопрос дается в последующих статьях Конституции РФ.
      2. В ст. 94 Конституции РФ установлено, что Федеральное Собрание — парламент РФ — является представительным и законодательным органом РФ.
      3. В ч. 1 ст. 111 Конституции РФ указано, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ.
      4. Иное название судебной власти — правосудие. Оно, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется только судом.
      5. Президент РФ в ч. 1 ст. 80 Конституции РФ назван главой государства и не отнесен ни к одной ветви государственной власти. Налицо явное конституционное противоречие со ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей только три ветви власти. Анализ последующих статей Конституции РФ дает основание полагать, что Президент РФ осуществляет в большей степени исполнительную власть совместно с Правительством РФ.
      6. Об органах государственной власти субъектов РФ — см. комментарий к ст. 77 Конституции РФ.
      7. О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации — см. комментарии к ст. 71–73 и 76 Конституции РФ.
      8. 31 марта 1992 года были заключены три федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти республик в составе РФ (первый договор); органами государственной власти краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург (второй договор) и органами государственной власти автономной области и автономных округов. Среди республик договор не подписали Татарстан и Чечено-Ингушская Республика. Все три договора были включены в текст Конституции РСФСР 1978 г. Конституция РФ 1993 г. эти договоры в текст не включила. В соответствии с абзацем 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» в случае несоответствия положениям Конституции РФ указанных федеративных договоров и других договоров между федеральными органами государственной власти субъектов РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ — действуют положения Конституции
      РФ.
      9. Особое значение в современной правовой системе России имеют внутригосударственные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Например: Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга от 13 июня 1996 года, многие другие подобные договоры. В отношении этих договоров также действуют правила, установленные абзацем 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ «Заключительные и переходные положения». В последнее время происходит процесс прекращения действия таких договоров, ввиду того что цели их заключения оказались достигнутыми. Так, например, 30 января 2002 г. было прекращено действие Договора о разграничении предметов ведения между орган
      ами государственной власти РФ и органами государственной власти Магаданской области. 9 февраля 2002 г. прекращено действие подобного Договора между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Саратовской области.
      Статья 12
      В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
      1. Одним из институтов гражданского общества является местное самоуправление, т. е. осуществление публичной власти на местах не органами государства, а выборными от местного населения органами, самостоятельно решающими дела местного значения. Местное самоуправление является связующим звеном между гражданским обществом и государством, а его органы имеют такие же властные полномочия в пределах своей компетенции, что и органы государства, однако в систему органов государственной власти не входят. Весь предшествующий советский период власть на местах осуществлялась местными органами государственной власти, а местное самоуправление отсутствовало.
      2. Положения ст. 12 Конституции РФ конкретизируются в главе 8 Конституции РФ (см. соответствующие комментарии).
      Статья 13
      1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
      2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
      3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
      4. Общественные объединения равны перед законом.
      5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
      1. Многообразие иначе называют плюрализмом. Идеологический плюрализм означает многообразие мнений в философии, литературе, науке и т. д. В то же время идеологическое единообразие, наличие единственной и общеобязательной идеологии характерно для тоталитарного государства. Такое единообразие существовало и в предшествующий советский период, когда единственной и общеобязательной идеологией признавался марксизм-ленинизм.
      2. В настоящее время ч. 1 ст. 13 Конституции РФ устанавливает, что в РФ признается идеологическое многообразие, а в ч. 2 этой же статьи отмечено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
      3. Политическое многообразие (плюрализм) означает свободу мнений, идей и взглядов в сфере политики, т. е. в сфере управления государственными и общественными делами.
      4. Люди, имеющие одинаковые или сходные политические взгляды, имеют возможность объединяться в политические партии, другие общественные объединения политической направленности либо поддерживать эти партии и объединения, а также выражать свои политические взгляды индивидуально.
      5. Политические партии — наиболее политизированные среди всех общественных объединений граждан. Их представители в основном формируют законодательные (представительные) органы власти путем участия в свободных выборах.
      6. Однопартийность — это признак антидемократического государства, и такая ситуация имела место на протяжении всего советского периода развития общества, когда единственной партией признавалась коммунистическая партия. Поэтому, исходя из характеристики РФ как демократического и правового государства, закрепленной в ст.1 Конституции РФ, в РФ признается многопартийность.
      7. Политические партии — это разновидность общественных объединений граждан, право на которые гарантируются в ст. 30 Конституции РФ. В этом смысле политические партии не имеют никаких преимуществ перед другими общественными объединениями (например, профессиональными союзами). Поэтому в ч. 4 ст. 13 Конституции РФ установлено, что все общественные объединения, в том числе и политические партии, равны перед законом.
      8. Государство, его органы и должностные лица не имеют право вмешиваться во внутреннюю жизнь общественных объединений, в том числе и политических партий. Однако, в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, если цели и деятельность общественных объединений направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, то создание и деятельность таких объединений, в том числе и политических партий, запрещается.
      9. Порядок запрещения деятельности общественных объединений, по мотивам, указанным в п. 8 настоящего комментария, в настоящее время регулируется ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. Под экстремистской деятельностью в ст. 1 указанного закона понимается деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке к совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение национальной, расовой, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или ре
      лигиозной ненависти или вражды, а равно по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Под экстремистской деятельностью понимается также: пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий.
      10. ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрен судебный порядок запрещения деятельности общественных объединений экстремистской направленности. Соответствующему судебному решению должно предшествовать объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности и приостановление деятельности общественного объединения до решения суда.
      11. В связи с принятием ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» были внесены изменения и дополнения в некоторые другие законодательные акты РФ. В частности, установлена административная ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности, а также за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики и уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества и за организацию деятельности экстремистской организации.
      Статья 14
      1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
      2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
      1. Разновидностью идеологического плюрализма является религиозный (конфессиональный) плюрализм. Он закреплен в ст. 14 Конституции РФ и подчеркивает светский характер Российского государства, что выражается в ч. 2 этой же статьи, устанавливающей, что религиозные объединения отделены от государства. В ч. 1 ст. 14 Конституции РФ записано, что никакая религия так же, как и идеология, не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
      2. Учитывая, что в РФ существует несколько религиозных конфессий (вероисповеданий), наиболее значительными из которых являются православие и ислам, ч. 2 ст. 14 Конституции РФ устанавливает, что все религиозные объединения в РФ равны перед законом.
      3. При осуществлении религиозным объединением экстремистской деятельности в отношении этого объединения применяется законодательство о противодействии экстремистской деятельности (см. п. 9–11 комментария к ст. 13 Конституции РФ).
      Статья 15
      1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
      2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
      3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
      4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
      1. В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ устанавливается верховенство Конституции РФ в системе всех нормативных актов (законов и подзаконных актов), принимаемых в РФ как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и на уровне местного самоуправления.
      2. Прямое действие Конституции РФ означает, что применение ее положений не должно дублироваться или подтверждаться другими нормативными актами.
      3. Конституция РФ действует на всей территории РФ. О территории РФ — см. комментарий к ст. 67 Конституции РФ.
      4. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ устанавливается одна из немногочисленных конституционных обязанностей человека и гражданина, а также обязанность органов государства, органов местного самоуправления и их должностных лиц, объединений граждан (например, политических партий) соблюдать Конституцию РФ и законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ).
      5. Все виды законов подлежат официальному опубликованию. Источником официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов являются «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства РФ». Официальные источники опубликования законов субъектов РФ устанавливаются в каждом из субъектов самостоятельно.
      6. Официальному опубликованию подлежат и все остальные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Например, в 1999 г. в нескольких номерах «Российской газеты» публиковалось «Наставление дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности движения Министерства внутренних дел РФ», утвержденное приказом министра внутренних дел РФ.
      7. Общепризнанные принципы международного права — это основополагающие, универсальные обязательные нормы, выражающие главное содержание современного международного права и имеющие особое значение для реализации его целей. Они закреплены в Декларации о принципах международного права, принятой Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1970 г. К ним относятся: неприменение силы или угрозы силой; мирное разрешение международных споров; невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства; обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН 1945 г.; равноправие и самоопределение народов, добросовестное выполнение государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН. Заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. добавил к этим принципам еще три: нерушимость границ; территориальная целостность; уважение прав человека и основных свобод.
      8. Нормы международного права закреплены, в первую очередь, в международных универсальных (общемировых) и региональных (европейских) международно-правовых актах. Ведущую роль среди них играют международно-правовые акты по правам человека (Международный пакт ООН о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция Совета Европы (Европейская конвенция) о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другие — см. п. 1 комментария к ст. 17 Конституции РФ).
      9. Международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (п. «а» ст. 2 ФЗ «О международных договорах РФ» от 30 марта 1998 г.). Разновидностью международных договоров РФ являются международно-правовые акты, указанные в п. 8 настоящего комментария, а также многочисленные двухсторонние и многосторонние договоры РФ с иностранными государствами.
      10. Обязательную силу для РФ и других государств — членов ООН имеет и Всеобщая Декларация, хотя она согласно Уставу ООН носит рекомендательный характер. При оценке юридической силы ее положений следует учитывать, что в международном праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль играет обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве обязательной правовой нормы. Все права и свободы, провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. Положения Всеобщей Декларации в целом можно отнести к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые наряду с международными договорами РФ являются составной частью правовой системы РФ, тем более что все положения Всеобщей Декларации нашли адекватное отражение в Конституции РФ.
      11. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В большинстве случаев они находят свое отражение в Конституции РФ и действующем законодательстве. Так, например, в положении ч. 2 ст. 4 Конституции РФ о том, что РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, отражается общепризнанный принцип международного права нерушимости границ и территориальной целостности, согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства и т. д. Если же международным договором РФ, содержащим нормы международного права и основанном на общепризнанных принципах этого права, установлены иные правила, чем в российском законодательстве, то применяются правила международного договора. Таким образом, в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлен принцип приоритета международного права перед внутригосударственным.
      Статья 16
      1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
      2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
      1. О порядке изменения положений главы 1 Конституции РФ — см. комментарий к ст. 135 Конституции РФ.
      2. Другие положения Конституции РФ не только не должны противоречить основам конституционного строя, закрепленным в главе 1 Конституции РФ, но и непосредственно вытекают из них. В главе 1 Конституции РФ содержатся так называемые нормы-принципы, многие из которых конкретизируются в последующих главах Конституции. Например, положения ст. 4 и 5 главы 1 Конституции РФ конкретизируются в главе 3 «Федеративное устройство». Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 главы 1 Конституции РФ, получает последовательное развитие в главах, посвященных отдельным ветвям власти; а именно в главе 4 «Президент РФ», главе 5 «Федеральное Собрание», главе 6 «Правительство РФ» и в главе 7 «Судебная власть»; ст. 12 главы 1 Конституции РФ о признании и гарантировании местного самоуправления конкретизируется в главе 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» и т. д.
     

Комментарий к Конституции РФ. / Э. Григонис - СПб: Питер, 2003. - 208 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |