Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Полнотекстовый поиск:
Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

Я. Фархтдинов
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. 1-Е ИЗДАНИЕ.
Цена: - р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Уголовно-исполнительное право
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      Предлагаемое учебное пособие рассматривает актуальные вопросы исполнительного производства, необходимые для уяснения порядка принудительного исполнения судебных и иных актов. Рекомендуется студентам юридических вузов при изучении курса исполнительное производство, гражданский и арбитражный процесс, а также может быть использовано для подготовки судебных приставов-исполнителей. Будет полезно и практикующим юристам.
     
     
      Содержание
     
      Предисловие
      РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
      Глава 1. Понятие, предмет, система исполнительного производства
      § 1. Место исполнительного производства в системе права Российской Федерации
      § 2. Предмет и метод правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве
      § 3. Источники исполнительного производства
      § 4. Система исполнительного производства. Виды мер принудительного исполнения в исполнительном производстве. Стадии исполнительного производства
      § 5. Принципы исполнительного производства
      § 6. Межотраслевые связи исполнительного производства
      § 7. Эффективность норм исполнительного производства
      Глава 2 . Субъекты исполнительного производства
      § 1. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства
      § 2. Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов
      § 3. Лица, участвующие в исполнительном производстве
      § 4. Лица, содействующие исполнительному производству
      Глава 3. Общие правила применения мер государственного принуждения к должнику
      § 1. Исполнительные документы
      § 2. Способ и порядок исполнения
      § 3. Место и время совершения исполнительных действий
      § 4. Сроки в исполнительном производстве
      § 5. Временная остановка исполнительного производства
      § 6. Окончание исполнительного производства
      § 7. Расходы в исполнительном производстве
      § 8. Ответственность в исполнительном производстве
      § 9. Распределение взысканных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя
      РАЗДЕЛ II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
      Глава 4. Возбуждение исполнительного производства и подготовка к принудительному исполнению
      § 1. Процессуальный порядок возбуждения исполнительного производства
      § 2. Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению
      Глава 5. Обращение взыскания на имущество должника
      § 1. Порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника
      § 2. Арест имущества должника
      § 3. Реализация арестованного имущества
      Глава 6. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника
      § 1. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника
      § 2. Особенности обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание
      § 3. Особенности обращения взыскания на пособия по социальному страхованию. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание
      § 4. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов и задолженности по алиментам
      Глава 7. Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера
      § 1. Общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
      § 2. Особенности исполнения исполнительных документов о восстановлении на работе и иным трудовым делам
      § 3. Особенности исполнения исполнительных документов о выселении должника, вселении взыскателя и иным жилищным делам
      § 4. Особенности исполнения исполнительных документов неимущественного характера по брачно-семейным делам
      Глава 8. Защита прав участников исполнительного производства
      § 1. Процессуальные формы контроля и надзора в исполнительном производстве
      § 2. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
      § 3. Предъявление исков в исполнительном производстве
      § 4. Поворот исполнения
      РАЗДЕЛ III. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
      Глава 9. Особенности обращения взыскания на отдельное имущество должников
      § 1. Особенности обращения взыскания на дебиторскую задолженность
      § 2. Особенности обращения взыскания на недвижимое имущество
      § 3. Особенности обращения взыскания на ценные бумаги
      Глава 10. Особенности совершения исполнительных действий в исполнительном производстве с иностранным элементом
      § 1. Исполнение судебных актов и актов других органов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций
      § 2. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей
      § 3. Особенности исполнительного производства в иностранных государствах
      Приложение 1. Программа по специальному курсу «Исполнительное производство»
      Приложение 2. Задачи по курсу «Исполнительное производство»
      Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Исполнительное производство»
     
     
      Глава 1.
      Понятие, предмет, система исполнительного производства
      § 1. Место исполнительного производства в системе права Российской Федерации
      Вопрос о природе отношений, возникающих в исполнительном производстве, и месте исполнительного производства в системе права Российской Федерации является в юридической науке спорным. Это обстоятельство определенным образом воздействует на эффективность исполнительного производства, так как неопределенность отрицательно влияет на сам процесс принудительного исполнения.
      В современной науке большинство ученых придерживаются той точки зрения, что исполнительное производство является стадией гражданского процесса. Это направление считается традиционным, хотя некоторые авторы видели неоднородность отношений, возникающих при осуществлении правосудия и в исполнительном производстве. Указанное мнение основывается прежде всего на определении предмета гражданского процессуального права, а также на том, что конечной целью рассмотрения гражданского дела является постановление законного и обоснованного судебного решен
      ия, которое после вступления в законную силу приобретает свойство общеобязательности. Из этого свойства следует, что осуществление принудительного воздействия со стороны суда и органов исполнения по исполнению судебного решения или определения в установленном законом порядке является продолжением гражданского процесса.
      Другую позицию занимает группа ученых, которые утверждают, что исполнительное производство — это не стадия гражданского процесса, а самостоятельная отрасль права.
      Рассматривая исполнительное производство в качестве самостоятельной отрасли права, можно предположить большую эффективность его норм.
      В условиях формирования самостоятельной Службы судебных приставов Российской Федерации, обязанностью которой и является организация правильного и своевременного исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов, требуется определить и характер тех отношений, которые возникают в процессе исполнительного производства.
      Исполнение судебных постановлений и иных актов, предусмотренных законом, — это правоприменительная деятельность специальных субъектов исполнительного производства — судебных приставов-исполнителей. В отличие от судебной деятельности судебный пристав-исполнитель не решает спор о праве, о правах и обязанностях, а исполняет те требования, которые были ранее определены в судебном процессе, нотариальном производстве, процессе рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам, иным путем. Задача судебного пристава-исполнителя, — не изменяя сущ
      ества требований, принудительно исполнить их с помощью особого механизма исполнительного производства.
      Поэтому необходимо четко отделять судебную деятельность от деятельности судебного пристава-исполнителя, так же, как обычно разграничивается деятельность судебного пристава-исполнителя и нотариуса, комиссии по трудовым спорам, административного органа, налагающего взыскание, органа, осуществляющего контрольные функции. Деятельность суда и других перечисленных субъектов в большей степени можно определить как праворазрешительную, а деятельность судебного пристава-исполнителя — как правоприменительную. Хотя в то же время, исходя из существующих вз
      глядов, суд, например, также осуществляет правоприменительную деятельность.
      Эффективность исполнительного производства зависит от самостоятельности судебного пристава-исполнителя. Поэтому следует приветствовать дальнейшее разграничение судебной и исполнительной деятельности. Не отрицая необходимости различных форм надзора и контроля за деятельностью судебного пристава, в том числе исполнительного, целесообразно было бы передать некоторые полномочия, остающиеся в настоящее время в компетенции суда, в ведение судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава. Подобные решения будут находиться в контексте дал
      ьнейшего развития законодательства об исполнительном производстве и повлияют на повышение эффективности его норм.
      Первый этап развития и реформирования исполнительного производства прошел относительно успешно: при Министерстве юстиции Российской Федерации была создана новая государственная служба — Служба судебных приставов Российской Федерации. В качестве дальнейших перспектив в будущем может быть изменен статус этой службы. Например существует мнение о необходимости передать ее в подчинение Президенту Российской Федерации либо Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации.
      Основное достижение современного законодательства об исполнительном производстве заключается в том, что с созданием Службы судебных приставов в законодательном порядке было устранено двойное подчинение судебных исполнителей (судебных приставов) суду и органам юстиции, что также сказалось на эффективности исполнительного производства. В связи с этим вариант о передаче Службы судебных приставов в подчинение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации менее желателен, так как фактически означает возвращение к прежней модели исп
      олнительного производства.
      Вторым этапом реформирования исполнительного производства должно быть дальнейшее совершенствование законодательства об исполнительном производстве. Необходимо устранить те противоречия, которые имеются и на которые уже не раз указывалось (определить формы участия в исполнительном производстве прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления; пересмотреть перечни видов имущества, на которые не может быть обращено взыскание; др.). Возможно принятие в будущем Исполнительного кодекса Российской Федерации.
      § 2. Предмет и метод правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве
      Рассматривая исполнительное производство как самостоятельную отрасль права, необходимо обратиться к традиционным понятиям любой отрасли права — предмету и методам правового регулирования.
      Под предметом правового регулирования обычно понимается то, что регулируется правом. Имеются некоторые теоретические расхождения по поводу определения содержания предмета правового регулирования. Авторы данного учебного пособия исходят из того, что предметом правового регулирования являются правовые отношения, существующие в рамках той или иной отрасли права, а применительно к процессуальному праву дополнительными элементами выступают процессуальные действия и процессуальная форма.
      В теории права отмечалось, что предмет регулирования процессуального права составляют организационно-процессуальные отношения. Полагаем, что исполнительное производство — процессуальная отрасль права, предмет правового регулирования которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму. Заметим, что существует и прямо противоположная точка зрения о полностью внепроцессуальном характере исполнительного производ
      ства.
      Порядок осуществления принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем в Российской Федерации определяется Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Причем в целях повышения эффективности и установления дополнительных гарантий законности в исполнительном производстве деятельность судебного пристава-исполнителя облекается в особую юридическую форму. В юридической науке было высказано справедливое мнение, что под процессуальной формой следует понимать совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к дейс
      твиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового результата, а также что процессуально-правового регулирования требуют прежде всего такие случаи правоприменения, которые состоят из множества действий и отношений.
      Эти положения позволяют использовать термин «процессуальная форма» для характеристики деятельности не только органов правосудия, но и для характеристики процессуальной деятельности всех органов государства, их должностных лиц, в том числе и судебного пристава-исполнителя.
      В частности судебный пристав-исполнитель добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовой нормой, но не было совершено обязанным лицом. Это означает, что он применяет материально-правовые нормы, а также приводит механизм реализации юрисдикционного акта в соответствие с предписаниями норм Закона «Об исполнительном производстве», устанавливающего общую процедуру их реализации и особые меры принудительного исполнения (возбуждает исполнительное производство, предоставляет должнику срок для добровольного исполнения, затем применя
      ет меры принудительного исполнения), т. е. применяет процессуальные нормы. Однако деятельность судебного пристава-исполнителя по применению процессуально-правовых норм является, в отличие от суда, принудительно-исполнительной, а не праворазрешительной.
      Процессуальная форма характерна для всех процессуальных отраслей права. Однако наиболее исследован этот вопрос в науке гражданского процессуального права.
      Среди характерных черт гражданской процессуальной формы обычно выделяют то, что порядок рассмотрения и разрешения судебных дел заранее определен нормами процессуального права, заинтересованные в исходе дела лица пользуются правом участия в судебном заседании при разбирательстве дела и отстаивания своих прав и интересов, судебное решение по делу должно быть основано на фактах, установленных в судебном заседании при помощи доказательств, и соответствовать закону.
      Проводятся исследования и в области арбитражной процессуальной формы, под которой понимается нормативно устанавливаемый порядок осуществления правосудия, выработанный на основе обобщения огромного опыта правоприменения.
      При анализе процессуальной формы исполнительного производства следует использовать те достижения, которые имеются в данной сфере. По мнению проф. К. И. Комиссарова, гражданской процессуальной форме свойственны следующие признаки: нормативность, непререкаемость, системность и универсальность. Исполнительная процессуальная форма также отвечает перечисленным признакам.
      Нормативность исполнительной процессуальной формы выражается в том, что существующий Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов (ст. 1 Закона «Об исполнительном производстве»).
      Законодательным актом, имеющим высшую юридическую силу и определяющим общие положения, является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. В частности по Конституции, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Это означает, что устанавливается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе и в исполнительном производстве. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны и нерушимы. Вместе с тем государство не то
      лько воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод — обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. В Конституции РФ имеются положения, согласно которым в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это правило развивается и в законодательстве об исполнительном производстве. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предус
      мотренные законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора (п. 3 ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве»).
      В ст. 71 Конституции РФ отсутствуют нормы об исполнительном производстве. Это позволило некоторым авторам утверждать, что исполнительное законодательство является комплексным, соединяющим в себе нормы различной отраслевой принадлежности, поэтому одни нормы относятся к федеральному законодательству, а другие — к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
      Полагаем, что законодательство об исполнительном производстве является федеральным законодательством. Отсутствие в Конституции РФ (ст. 71, 72, 73) норм о нахождении в чьем бы то ни было ведении исполнительного производства объясняется тем, что законодатель не успевает вносить соответствующие изменения в нормативные акты, тем более в Конституцию РФ. С принятием федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» изменилось место исполнительного производства в системе права Российской Федерации. На этом работа по законодательном
      у регулированию исполнительного производства не завершена, предстоит внесение дополнений в законодательные акты Российской Федерации. Наше мнение основывается также на том, что исполнительное право (производство) является процессуальной отраслью права, а такие процессуальные отрасли права, как гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное, отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), кроме того, в ее ведении находится и уголовно-исполнительное право, наиболее близкая по характеру к исполнительн
      ому производству отрасль права.
      В системе законодательства об исполнительном производстве выделяются законы и подзаконные нормативные акты, которые содержат как общие, так и конкретные правила, определяющие порядок процессуальной деятельности в исполнительном производстве.
      Непререкаемость исполнительной процессуальной формы означает, что судебный пристав-исполнитель добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовой нормой, но не было совершено обязанным лицом только в том порядке, который установлен исполнительно-процессуальным законодательством. Это означает, что такие процессуальные действия, как возбуждение исполнительного производства, подготовка к исполнению, применение мер государственного принуждения к должнику, обжалование действий судебного исполнителя и судебная проверка их законнос
      ти и обоснованности должны реализовываться в соответствии с предписаниями Закона «Об исполнительном производстве».
      Системность исполнительной процессуальной формы выражается в том, что исполнительное производство в настоящее время представляет собой юридически целостную отрасль права. Имеется общая часть, которая отражает специфический предмет правового регулирования данной отрасли, содержит общие положения, определенным образом связывающие и объединяющие различные институты исполнительного производства. Имеются отдельные институты, которые регулируют процессуальные отношения, возникающие в исполнительном производстве. В частности существуют характерны
      е только для исполнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве, основаниях и мерах применения принудительного исполнения, отводах в исполнительном производстве, сроках, ответственности и некоторые другие. В то же время в гражданском процессуальном праве есть ряд положений, которые, в свою очередь, не влияют на исполнительное производство – это положения о подведомственности, подсудности, судебные расходы и другие.
      Универсальность также является признаком исполнительной процессуальной формы. Универсальность предполагает возможность ее распространения на различные виды принудительного исполнения: исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению, о денежных взысканиях с граждан, с организаций и граждан-предпринимателей, исполнение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению, о передаче определенных предметов и о совершении определенных действий.
      Кроме того, исполнительной процессуальной форме свойственно то, что принудительное исполнение осуществляется специальным органом — Службой судебных приставов и специальным должностным лицом — судебным приставом-исполнителем, деятельность которого строго регламентируется федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», что также является важной гарантией защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.
      В процессе принудительного исполнения принимают активное участие лица, участвующие в исполнительном производстве, и лица, содействующие исполнительному производству, указанные в главе II Закона «Об исполнительном производстве». Иные субъекты имеют возможность защищать свои права в порядке, предусмотренном главой XI Закона «Об исполнительном производстве», предполагающей в том числе и судебную защиту прав граждан и организаций.
      Природа исполнительного производства характеризуется именно тем, что в его рамках осуществляется принудительное исполнение. В связи с этим исполнительное производство является самостоятельным участком правоохранительной деятельности.
      Рассмотренные выше обстоятельства позволяют охарактеризовать исполнительную процессуальную форму как определенную законодательством об исполнительном производстве систему гарантий, последовательного порядка принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджет
      ы денежных средств и иного имущества либо совершать в их пользу определенные действия или воздерживаться от совершения этих действий.
      Таким образом, предмет правового регулирования исполнительного процессуального права составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.
      Наряду с предметом правового регулирования другим системообразующим фактором любой отрасли права является метод правового регулирования.
      Под методом правового регулирования в общей теории права понимают совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на данную группу общественных отношений, и выделяют следующие его элементы: а) общее юридическое положение субъектов права; б) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений; в) способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов; г) юридические меры воздействия, способы, основания и процедуры их применения.
      Метод правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве, характеризуется сочетанием императивности и диспозитивности.
      В исполнительном производстве отношения власти и подчинения составляют императивный метод правового регулирования процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве, в силу того что метод правового регулирования предопределяется особенностями предмета правового регулирования.
      Императивность метода правового регулирования определяется тем, что в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, участвует судебный пристав-исполнитель — с одной стороны — и иные субъекты, в том числе лица, участвующие в исполнительном производстве, — с другой. Поэтому в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда только два субъекта, один из которых судебный пристав-исполнитель. Императивность проявляется в отношениях судебного пристава-исполнителя с лицами, участвующими в исполнительн
      ом производстве, и связана с формой исполнения.
      Отношения власти и подчинения в исполнительном производстве – это отношения, возникающие при осуществлении судебным приставом-исполнителем своей компетенции, которая распространяется не только на лица, участвующие в исполнительном производстве, но и на многие иные субъекты. Так, согласно ст. 14 Закона «О судебных приставах» требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных
      на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.
      Диспозитивность метода предполагает возможность совершения действий (либо их несовершения) по усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве. Диспозитивность метода правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве, определяется тем, что субъективные права и обязанности сторон, других лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируются гражданским, семейным и другими материальными отраслями права, в которых применяется метод юридического равенства сторон.
      К примеру диспозитивность проявляется в исполнительном производстве в возбуждении исполнительного производства, отказе взыскателя от взыскания, заключении мирового соглашения между взыскателем и должником, отказе взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, и в других действиях. Возможность совершения (несовершения) действий имеется и у должника. При этом следует согласиться с тем, что выбор вариантов поведения для должника практически ограничен, поскольку он обязан испо
      лнить юрисдикционный акт — исполнительный документ.
      § 3. Источники исполнительного производства
      До недавнего времени исполнительное производство рассматривалось в теории гражданского процесса как завершающая стадия гражданского судопроизводства. Если решение суда, обязывающее должника к совершению определенных действий или к воздержанию от них, добровольно не исполняется, возникает необходимость в его принудительном исполнении. Делается это, по мнению Р. Е. Гукасян, в заключительной стадии гражданского судопроизводства — стадии исполнения судебных постановлений.
      Основанием для подобных выводов служит то, что нормы, регулирующие исполнительное производство, размещались в ГПК РСФСР в качестве составной его части. Кроме того, судебные исполнители были прикреплены к районным (городским) судам и осуществляли свою деятельность под контролем судей, были подчинены им.
      Следовательно, исполнительное производство регулировалось гражданским процессуальным правом и являлось частью гражданского судопроизводства.
      Нормативная основа исполнительного производства изменилась в связи с принятием двух федеральных законов от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».
      До и после принятия этих законов в науке неоднократно высказывалось мнение о том, что по своему субъектному составу, по сфере действия и по своему содержанию исполнительное производство не может существовать как часть гражданского судопроизводства. Оно является самостоятельным производством, занимающим в системе права особое место, а регулирующие его нормы образуют самостоятельную отрасль права. Такой вывод в настоящее время соответствует действующему законодательству.
      Система законодательства об исполнительном производстве находится в стадии формирования.
      Под системой законодательства об исполнительном производстве следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы об исполнительном производстве.
      В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из указанного закона, Федерального закона «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. На основании и во исполнение федеральных законов в сфере исполнительного производства Правительство Российской Федерации имеет право принимать нормативные акты по вопросам исполнительного производства.
      Следовательно, в системе законодательства об исполнительном производстве выделяются законы и подзаконные нормативные акты, которые содержат как общие, так и конкретные правила, определяющие порядок процессуальной деятельности в исполнительном производстве.
      По смыслу ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве» нормотворчество в сфере исполнительного производства относится к компетенции федеральных органов.
      В ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве» в качестве закона, регулирующего исполнительное производство, не указана Конституция РФ, однако она является законодательным актом, имеющим высшую юридическую силу. В частности по Конституции, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Это означает, что устанавливается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе и в исполнительном производстве. Права и свободы человека и гражданина н
      еприкосновенны и нерушимы. Вместе с тем государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод — обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. В Конституции РФ имеются положения, согласно которым в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это правило развивается и в законодательстве об исполнительном производстве. Так, если международным договором Р
      оссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора (п. 3 ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве»).
      Среди международных актов, имеющих значение для исполнительного производства, следует перечислить следующие акты: Нью-Йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» 1958 г.; Гаагская конвенция 1961 г.; Московская конвенция «О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества» 1972 г.; Соглашение участников СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г.; Конвенция участников СНГ «О пра
      вовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 1993 г.
      Кроме отмеченных многосторонних международных актов Российская Федерация является участницей 28 двусторонних международных договоров об оказании взаимной правовой помощи, часть из которых предусматривает взаимное признание и исполнение судебных решений.
      Как уже отмечалось, исполнительное производство регулируется федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», а также иными федеральными законами, устанавливающими условия и порядок принудительного исполнения указанных в законе юрисдикционных актов. В качестве таких федеральных законов выступают основные нормативные акты, регулирующие как процессуальные, так и материальные правоотношения: ГПК РСФСР, АПК РФ, ГК РФ, СК РФ, КЗоТ РФ, КоАП РФ и некоторые другие.
      В ГПК РСФСР можно выделить три группы норм, в той или иной степени составляющих нормативную основу исполнительного производства. Так, в ГПК РСФСР предусмотрен специальный раздел, целиком посвященный исполнительному производству (раздел V). Раздел V ГПК состоит из пяти глав (главы 38–42), однако его применение ограничено действием более современного законодательства, прежде всего федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». Между тем ряд положений раздела V ГПК не утратили свое значение: рассмотрение вопросов о приостановл
      ении, прекращении исполнительного производства, повороте исполнения, другие.
      Вторая часть норм ГПК РСФСР, имеющих значение для исполнительного производства, — это иные статьи кодекса, регулирующие вопросы: разъяснения решения, подлежащего исполнению (ст. 206 ГПК), отсрочки или рассрочки исполнения решения, изменения способа и порядка исполнения решения (ст. 207 ГПК).
      Особую группу норм составляют приложения к ГПК РСФСР: Приложение № 1 «Перечень видов имущества граждан, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам»; Приложение № 2 «Восстановление утраченного судебного или исполнительного производства».
      В АПК РФ также имеются отдельные положения, связанные с исполнительным производством. Раздел IV АПК посвящен общим вопросам исполнения судебных актов, вынесенных арбитражными судами. Многие нормы, содержащиеся в разделе IV АПК, сохранили свою актуальность и после принятия Закона «Об исполнительном производстве». Например к таким положениям относятся: порядок выдачи исполнительного листа (ст. 198–204 АПК), поворот исполнения судебного акта (ст. 208–209 АПК). В отличие от ГПК РСФСР, в АПК РФ законодатель не ставил цель детального раскрытия вопросов принудительног
      о исполнения (например в разделе IV АПК содержится лишь 13 статей). Такой подход следует признать правильным, так как соответствующие процессуальные кодексы должны содержать лишь частные процедурные нормы о порядке выдачи исполнительных листов и решении некоторых процессуальных вопросов, связанных с исполнительным производством (разъяснение содержания исполнительного документа, изменение порядка и способа исполнения, др.). Другие специальные вопросы принудительного исполнения должны регулироваться законодательством об исполнительном производств
      е, в частности Законом «Об исполнительном производстве».
      К источникам исполнительного производства следует отнести и федеральные законы, регулирующие различные «материальные» правоотношения. Например в ГК РФ содержатся нормы о представительстве, порядке выдачи доверенности (глава 10 ГК РФ), об ответственности за нарушение обязательств (глава 25 ГК РФ), вследствие причинения вреда (глава 59 ГК РФ), о порядке проведения торгов (ст. 447–449 ГК РФ), некоторые другие нормы.
      В СК РФ урегулирован порядок исполнения решений судов по спорам, связанным с воспитанием детей (ст. 79 СК РФ), а также порядок уплаты и взыскания алиментов (глава 17 СК РФ).
      В КЗоТ РФ закреплены наиболее важные общие вопросы, связанные с порядком рассмотрения трудовых споров (глава 14 КЗоТ РФ). В частности определяются органы, рассматривающие трудовые споры (ст. 201 КЗоТ РФ), компетенция комиссии по трудовым спорам (ст. 204 КЗоТ РФ), исполнение решений комиссии по трудовым спорам (ст. 209 КЗоТ РФ), исполнение решений о восстановлении на работе (ст. 215 КЗоТ РФ).
      Согласно п. 2 ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве» на основании и во исполнение Федерального закона «Об исполнительном производстве и иных федеральных законов Правительство Российской Федерации может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства. Следовательно, в качестве источников исполнительного производства могут рассматриваться и подзаконные нормативные акты. Число подобных источников исполнительного производства постепенно возрастает. Наиболее существенными являются следующие подзаконные норматив
      ные акты: Постановление Правительства РФ от 7 июля 1998 г. № 723 «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества», Постановление Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 659 «Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства», Постановление Правительства РФ от 27 мая 1998 г. № 516 «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций», Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 «Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги», Пос
      тановление Правительства РФ от 23 апреля 1999 г. № 459 «О реализации конфискованного и арестованного имущества» и другие.
      В качестве самостоятельной группы источников исполнительного производства могут также рассматриваться обобщения судебной и иной правоприменительной практики в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ. Например в работе судов и судебных приставов-исполнителей применяются Постановление Пленума Верховного суда РФ от 23 апреля 1985 г. № 5 «О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об освобождении имущества от ареста (исключении из описи)» (в редакции от 21 декабря 1993 г. с изменениями от 25 октября 1996 г
      .), Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 3 марта 1999 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции» и некоторые другие постановления. Хотя указанные акты являются судебными, они должны учитываться не только судами при решении тех или иных процессуальных вопросов, но и в необходимых случаях судебными приставами-исполнителями.
      § 4. Система исполнительного производства. Виды мер принудительного исполнения в исполнительном производстве. Стадии исполнительного производства
      Исполнительное производство следует рассматривать как сложное правовое явление, имеющее собственную структуру, институты, нормы.
      Система исполнительного производства — это совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих его структуру.
      Система исполнительного производства — это совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих его структуру.
      1. Общая часть.
      Основные положения и общие условия совершения исполнительных действий (Глава I Закона «Об исполнительном производстве»). Определяется законодательство, которое регулирует сферу исполнительного производства; органы принудительного исполнения; перечень исполнительных документов; место и сроки совершения исполнительных действий; стадии исполнительного производства.
      Положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве (Глава II Закона «Об исполнительном производстве»). Устанавливается состав субъектов исполнительного производства, их права и обязанности.
      Основания применения мер принудительного исполнения (глава III Закона «Об исполнительном производстве»). Кроме собственно оснований применения мер принудительного исполнения определяются меры принудительного исполнения.
      Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (глава X Закона «Об исполнительном производстве»). Регламентируется порядок взыскания и размер исполнительского сбора; правила взыскания расходов по совершению исполнительных действий, возможность их авансирования; устанавливается ответственность за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения,
      а также ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.
      2. Особенная часть.
      Обращение взыскания на имущество должника (глава IV Закона «Об исполнительном производстве»). Определяются особенности обращения взыскания на имущество должника — физического лица, в том числе на денежные средства, как в рублях, так и в иностранной валюте; устанавливаются правила ареста имущества должника, оценки, хранения, реализации арестованного имущества и некоторые другие вопросы.
      Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. Арест и реализация имущества должника-организации (глава V Закона «Об исполнительном производстве»). В рамках данной главы кроме собственно вопроса о взыскании денежных средств или имущества должника-организации решается также вопрос о наложении ареста и очередности реализации имущества и мерах по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации.
      Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника (глава VI Закона «Об исполнительном производстве»). Регламентируются различные вопросы обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника, как-то: порядок исчисления и размер удержаний, особенности обращения взыскания на заработок должника, который отбывает наказание, обращение взыскания на пособия по социальному страхованию, порядок взыскания алиментов, а также другие вопросы.
      Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера (глава VI Закона «Об исполнительном производстве»). Определяются общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, а также такие специальные вопросы, как последствия неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе и исполнение исполнительного документа о выселении должника или о вселении взыскателя.
      Распределение взысканных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя (глава VIII Закона «Об исполнительном производстве»).
      Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий (глава XI Закона «Об исполнительном производстве»). Определяется право и порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя, а также защита от посягательств на права и законные интересы различных участников исполнительного производства и иных заинтересованных лиц.
      Совершение исполнительных действий в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций. Исполнение судебных актов и актов других органов иностранных государств (глава IX Закона «Об исполнительном производстве»). Регулируются отношения исполнительного производства, которые связаны с «иностранным элементом».
      Виды мер принудительного исполнения — это совокупность процессуальных действий определенного характера, предусмотренных законодательством для исполнения требований исполнительного документа.
      В ст. 45 Закона «Об исполнительном производстве» выделяются следующие меры принудительного исполнения:
      1. обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализацию;
      2. обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
      3. обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц;
      4. изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе.
      Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.
      Отличие перечисленных мер принудительного исполнения заключается в их характере. Например если требование исполнительного документа носит длящийся характер (взыскание алиментов, возмещение вреда жизни, здоровью и др.), то в большинстве случаев мерой принудительного исполнения выступает обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника. Однако это не значит, что не могут применяться другие меры принудительного исполнения, так как законодательством обычно такие случаи специально не предусмотрены. В некоторых слу
      чаях меры принудительного исполнения могут применяться в совокупности, а также законом предусмотрена возможность изменения способа и порядка исполнения (ст. 18 Закона «Об исполнительном производстве»).
      Стадия исполнительного производства — это совокупность процессуальных действий, которые направлены на достижение определенной цели.
      Каждая стадия исполнительного производства представляет собой группу процессуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В большинстве случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления судебного пристава-исполнителя.
      В качестве самостоятельных стадий исполнительного производства следует выделять:
      1. возбуждение исполнительного производства;
      2. подготовку судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению;
      3. применение мер государственного принуждения к должнику;
      4. обжалование действий судебного пристава-исполнителя.
      Стадия возбуждения исполнительного производства характеризуется такими процессуальными действиями, как:
      1. предъявление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю;
      2. принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.
      При подготовке судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа; на данной стадии возможно также совершение мер по обеспечению исполнения исполнительного документа; разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; заявление отводов судебному приставу-исполнителю.
      В случае добровольного неисполнения требований исполнительного документа на стадии применения мер государственного принуждения к должнику задействуется механизм принудительного исполнения через Службу судебных приставов. При этом в качестве мер принудительного исполнения выступают: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящее у д
      ругих лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе.
      Стадия обжалования действий судебного пристава завершает исполнительное производство, хотя и не обязательно является последней стадией. По действующему законодательству обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно в любое время в ходе принудительного исполнения.
     

Исполнительное производство. 1-е издание. / Я. Фархтдинов - СПб: Питер, 2002. - 304 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |