Книга содержит более четырехсот тестов, охватывающих в достаточно полном объеме весь учебный курс «Гражданский процесс». Она поможет преподавателям увлекательно провести семинарские и практические занятия, а также быстро проверить знания студентов. Выполняя тесты, студенты смогут не только проанализировать уровень своих знаний по предмету, но и более глубоко усвоить учебный материал и подготовиться к экзаменам.
Содержание
Введение
Тесты по темам учебного курса «Гражданский процесс»
ТЕМА 1. Гражданское процессуальное право и гражданский процесс
ТЕМА 2. Принципы гражданского процессуального права
ТЕМА 3. Гражданские процессуальные отношения
ТЕМА 4. Стороны в гражданском процессе
ТЕМА 5. Третьи лица в гражданском процессе
ТЕМА 6. Участие прокурора в гражданском процессе
ТЕМА 7. Участие в процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц
ТЕМА 8. Представительство в суде
ТЕМА 9. Подведомственность гражданских дел
ТЕМА 10. Подсудность
ТЕМА 11. Иск и право на иск
ТЕМА 12. Судебное доказывание
ТЕМА 13. Процессуальные сроки. Судебные расходы. Судебные штрафы
ТЕМА 14. Подготовка дела к судебному разбирательству
ТЕМА 15. Судебное разбирательство
ТЕМА 16. Судебный приказ
ТЕМА 17. Постановления суда первой инстанции
ТЕМА 18. Производство из административно-правовых отношений
ТЕМА 19. Особое производство
ТЕМА 20. Проверка и пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу
ТЕМА 21. Проверка и пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу
ТЕМА 22. Исполнительное производство
ТЕМА 23. Гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ОТРЫВОК
ВВЕДЕНИЕ
Гражданский процесс, как и все процессуальные дисциплины, изучить очень сложно. Сложность их изучения обусловлена тем, что они представляют собой установленный законом порядок производства процессу-альных действий, который не всегда укладывается в логическую схему. Поэтому для изучения ряда тем требуется элементарное запоминание законодательных положений, то есть зубрежка, которую мы все не любим.
В то же время изучение гражданского процесса несколько упрощается, если его представить в виде тестов-вопросов и соответствующих ответов.
Выполнение тестов позволяет студентам объективно оценивать свои знания по дисциплине и своевременно выявлять в них «белые пятна». Разумеется, тесты не могут заменить в полном объеме изучение законодательных актов и ознакомление с учебниками, учебными пособиями, монографиями и научными статьями. Однако выполнение тестов обеспечивает усвоение учебного материала на более высоком качественном уровне, ибо оно формирует навыки работы с законодательными актами, учебной и научной литературой, необходимые в профессиональной деятельности юриста.
Одним из недостатков преподавательской деятельности является слабая связь преподавателей со студентами в плане установления эффективности их работы. Конечно, педагогический процесс — это двусторонний процесс. Если студент не работает (не учится), то любая квалификация преподавателя ему не поможет. Тем не менее, очевидно, что при наличии хорошо отлаженной так называемой обратной связи преподаватель обязан изменять методику преподавания с учетом степени усвоения студентами учебного материала. Поэтому главное назначение разработанных тестов состоит
в постоянном контроле уровня знаний студентов.
Следует согласиться с К. Б. Калиновским, который утверждает, что, во-первых, тестовые методики обеспечивают объективность оценок, которые не зависят от субъективных установок преподавателя; во-вторых, тестирование позволяет быстро и оперативно оценивать знания большого числа обучаемых. Благодаря механической обработке проверка результатов выполнения теста требует сравнительно небольшого времени; в-третьих, результаты тестирования различных объектов (отдельных студентов, учебных групп, курсов) хорошо сопоставимы друг с другом независимо от особенн
остей студентов и преподавателей.
К сожалению, по гражданскому процессу не опубликовано практически ни одного тестового задания. Между тем авторы настоящего пособия используют предлагаемые вниманию читателей тесты около трех лет в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Поэтому настоящее пособие направ-лено в определенной мере на восполнение этого пробела.
Настоящее пособие состоит из тестов, списка рекомендуемой для их выполнения литературы и ключей для обработки результатов тестирования (правильные ответы).
Сборник тестов (более 400 вопросов) охватывает в достаточно полном объеме весь учебный курс и соответствует требованиям Государственно-образовательного стандарта высшего профессионального образова-ния по специальности 021100 — «Юриспруденция» и учебным программам высших учебных заведений. Тесты подготовлены с учетом действующего российского законодательства по состоянию на первое февраля 2001 года.
Тесты включают в себя вопросы (задания) и варианты ответов, из которых правильным является один. Количество тестов в каждой учебной теме зависит от объема и сложности учебного материала и выделяемо-го для изучения этой темы времени. Степень сложности вопроса (задания) обозначена в квадратных скобках баллами, от единицы до пяти, непосредственно за текстом вопроса (задания).
Сложность заданий определена в соответствии с требованиями Министерства высшего и среднего профессионального образования по следующей схеме:
1) один балл — прямой вопрос на знание элементарных положений, непосредственно закрепленных в законодательстве или изложенных в учебнике;
2) два балла — вопрос на знание принципиальных положений или косвенный вопрос по элементарным положениям темы;
3) три балла — вопрос предполагает наличие у студента понимания основных закономерностей изучаемого предмета;
4) четыре балла — вопрос имеет комплексный характер и предполагает знание студентом нескольких тем;
5) пять баллов — вопрос требует применения знаний с использованием аналитических способностей.
При использовании пособия в целях обучения студент должен стремиться не только указать на правильный ответ, но обосновать его правильность ссылками на положения закона или материала в учебнике.
Тестирование может применяться в целях текущего, рубежного и итогового контроля.
В качестве рубежного контроля тестирование следует проводить не чаще одного раза в месяц.
Итоговый контроль должен охватывать все или большинство изученных тем и содержать значительное число заданий.
Тестирование можно производить в письменном виде или электронном режиме. Для компьютерного тестирования целесообразно использовать программный продукт — систему автоматизированного создания контрольных тестов, разработанную И. К. Плотниковым в Санкт-Петербургском университете МВД России. Бесплатная версия этой программы находится на сайте www.univermvd.ru. Данную программную оболочку можно использовать и для создания письменных тестов.
В качестве опросника целесообразно использовать текст настоящего пособия. Порядок его использования определяется преподавателем в зависимости от цели тестирования и имеющегося учебного времени.
При проведении тестирования все студенты должны находиться в равных условиях с точки зрения его начала, окончания, возможности пользоваться справочным и иным материалом и т. д.
Предложенные в пособии задания могут быть использованы как тесты скорости, а так же как тесты мощности. В первом случае время выполнения каждого задания ограничивается одной минутой. Во втором случае время выполнения задания не ограничивается, но использование справочных материалов не допускается.
Обработка результатов тестирования производится по заранее разработанным шаблонам (карточкам и ключам). При выполнении 50% заданий выставляется оценка «удовлетворительно», 60—75% — «хорошо», свыше 75% — «отлично».
При выполнении тестовых заданий студент должен: а) внимательно прочитать вопрос; б) выбрать правильный ответ, исходя из действующего законодательства; в) помнить, что в задании дан только один правильный из пяти ответов; г) уяснить, что указание на несколько ответов влечет за собой неудовлетворительную оценку.
ТЕМА 1. Гражданское процессуальное право и гражданский процесс
1. Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) — это: [3]
1) урегулированная законом деятельность суда общей юрисдикции по разрешению гражданского дела;
2) урегулированная законом деятельность арбитражного суда по разрешению экономических споров;
3) урегулированная законом деятельность в суде истца и ответчика по разрешению гражданско-правового спора;
4) урегулированные законом правоотношения и деятельность участников процесса при определяющей роли суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел, а также при определяющей роли приста-ва-исполнителя по принудительному исполнению судебных актов;
5) урегулированная законом деятельность судебных приставов-исполнителей.
2. Какая из указанных частей гражданского судопроизводства является его стадией? [2]
1) нотариальное производство;
2) производство по пересмотру не вступивших в законную силу судебных решений;
3) производство с участием иностранного элемента;
4) производство по делам, возникающим из административных правоотношений;
5) производство в третейском суде.
3. Сколько видов гражданского судопроизводства, имеющих специфическую материально-правовую природу, различают в правовой литературе? [1]
1) два вида;
2) четыре вида;
3) шесть видов;
4) три вида;
5) пять видов.
4. Какой вид гражданского судопроизводства указан в предлагаемом перечне? [2]
1) особое производство;
2) производство с участием иностранного элемента;
3) производство в суде первой инстанции;
4) производство по вновь открывшимся обстоятельствам;
5) производство в третейском суде.
5. Какой вид гражданского судопроизводства считается главным, определяющим? [1]
1) особое производство;
2) производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
3) исковое производство;
4) производство по восстановлению утраченного судебного или исполнительного производства;
5) производство в третейском суде.
6. Назовите характерную черту гражданской процессуальной формы в нижеследующем перечне: [4]
1) ведомственный контроль;
2) прокурорский надзор;
3) наличие общественной формы защиты субъективных прав и законных интересов;
4) наличие административной формы защиты субъективных прав и законных интересов;
5) участие в судебном разбирательстве лиц, заинтересованных в судебном решении, для защиты своих интересов.
7. Какая из перечисленных задач должна решаться при рассмотрении каждого дела в полном объеме? [1]
1) формирование уважительного отношения к суду;
2) правильное рассмотрение и разрешение гражданского дела;
3) способствование укреплению законности;
4) предупреждение правонарушений;
5) способствование укреплению правопорядка.
8. Гражданское процессуальное право — это: [2]
1) система правовых норм, регулирующих деятельность суда по разрешению уголовных дел;
2) система правовых норм, регулирующих деятельность судебной системы;
3) система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере рассмотрения и разрешения гражданских дел и принудительного исполнения судебных актов;
4) система правовых норм, регулирующих исполнение приговора в части возмещения материального вреда;
5) правоотношения и деятельность участников процесса по рассмотрению и разрешению гражданских дел.
9. Источниками гражданского процессуального права являются: [2]
1) судебный прецедент;
2) Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ;
3) Приказы Генерального Прокурора РФ;
4) Гражданский кодекс РФ;
5) Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
10. Какие приложения являются органической частью Гражданского процессуального кодекса РСФСР? [3]
1) положение о товарищеских судах;
2) положение о мировых судьях;
3) положение о третейском суде;
4) положение о порядке и условиях уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных;
5) положение о военных судах.
11. Сколько частей в системе гражданского процессуального права? [1]
1) одна часть;
2) три части;
3) шесть частей;
4) две части;
5) восемь частей.
12. Сколько разделов содержит Особенная часть Гражданского процессуального кодекса РСФСР? [4]
1) пять разделов;
2) два раздела;
3) четыре раздела;
4) три раздела;
5) шесть разделов.
13. Сколько разделов содержит Особенная часть Арбитражного процессуального кодекса РФ? [4]
1) один раздел;
2) шесть разделов;
3) восемь разделов;
4) пять разделов;
5) четыре раздела.
14. Наука гражданского процесса — это: [5]
1) система взглядов, воззрений, концепций, теорий о природе, характере, сущности и закономерностях развития гражданского процессуального права в России и за рубежом, практике его применения;
2) система норм, регулирующих деятельность суда по разрешению гражданско-правовых споров;
3) деятельность арбитражного суда по разрешению экономических споров;
4) деятельность товарищеских судов по разрешению споров, возникающих из семейных, жилищных и иных правоотношений;
5) система взглядов, воззрений, концепций, теорий о природе, характере, сущности и закономерностях развития судебной деятельности.
15. Предметом науки гражданского процессуального права являются: [2]
1) общественные явления в сфере гражданского судопроизводства;
2) общественные явления в сфере конституционного судопроизводства;
3) общественные явления в сфере административного судопроизводства;
4) общественные явления в сфере правотворчества;
5) общественные явления в сфере деятельности товарищеских судов.
16. В содержание предмета науки гражданского процессуального права входит исследование: [1]
1) уголовно-процессуального права;
2) гражданского процессуального права России, регулирующего деятельность как судов общей юрисдик-ции, так и арбитражных судов;
3) гражданского права;
4) конституционного права;
5) норм уголовно-процессуального права, регулирующих предъявление и разрешение иска в уголовном деле.
17. Основная форма защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав: [2]
1) общественная;
2) административная;
3) дисциплинарная;
4) уголовно-правовая;
5) судебная.
18. К органам общественной защиты относятся: [2]
1) арбитраж;
2) третейский суд;
3) арбитражный суд;
4) прокурор;
5) органы местного самоуправления.
19. Органы судебной власти: [2]
1) военный суд;
2) Президент РФ;
3) товарищеский суд;
4) Государственная дума РФ;
5) третейский суд.
20. Органы правосудия, разрешающие конкретные гражданские дела: [3]
1) Конституционный суд РФ;
2) Пленум Верховного суда РФ;
3) Судебная коллегия по гражданским делам судов областного звена;
4) органы местного самоуправления;
5) товарищеский суд.
Гражданский процесс в тестах. / Вандышев В. В., Дернова Д. В. - СПб: Питер, 2001. - 288 с.
|